В Общественной палате РФ 18 декабря прошла межрегиональная конференция IV Культурного форума регионов России «Приоритетные проекты: стратегические линии развития культуры в субъектах Российской Федерации», посвященная обсуждению актуальных мер реализации национального проекта «Культура» с участием представителей гражданского общества, экспертного и научного сообщества.
С докладом на тему «Статус творческих союзов в системе НКО» на конференции выступил член Общественной палаты Оренбургской области, секретарь Союза писателей России, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба Михаил Александрович Кильдяшов.
Из выступления М.А. Кильдяшова:
В 90-ые годы патриотические деятели культуры открыто говорили о том, что её как можно скорее нужно выводить из коммерческой системы координат, иначе культура неминуемо погибнет.
Позднее попытка такого вывода была осуществлена с помощью создания социально ориентированных некоммерческих организаций, в числе которых оказались и традиционные творческие союзы, берущие свое начало ещё в советской эпохе: Союзы писателей, художников, композиторов, кинематографистов и театральных деятелей.
Но само понятие «СО НКО» включает в себя очень разнородные организации. Так, большим изумлением было увидеть однажды в перечне НКО Союз писателей России после общества любителей рыбалки. И это тот Союз, у истоков которого был Горький, у руля которого в разные годы стояли Фадеев, Шолохов, Михалков, Карпов, Бондарев… В советские времена Фадеева называли «министром литературы» — таков был авторитет Союза писателей, духовная миссия которого на сегодняшний день осталась прежней.
Из личного опыта знаю, что литературный процесс на треть — творческий, на треть – организационный, на треть – идеологический. Если кого-то смущает это слово, скажем «идейный», потому что идеология есть создание идей, способствующих укреплению Отечества.
Осуществлять в Союзе писателей организационную и идеологическую работу, когда он находится в статусе НКО, очень непросто. Библиотеки, писательские архивы, книжные магазины, издательства, толстые журналы, газеты, Литературный институт им. А.М. Горького сегодня принадлежат разным ведомства, и, чтобы координировать литературный процесс, Союзу писателей нужно преодолевать множество бюрократических сложностей.
В связи с этим главный редактор журнала «Литературная учёба» Лев Пирогов в своё время предложил создать «министерство литературы». Идея, может быть, утопическая, но в ней есть своя логика. Будучи государственной структурой, а не НКО, Союз писателей смог бы привести в единую систему то, что сегодня разрозненно.
Из сложившейся ситуации видятся два выхода. Сегодня в регионах страны структура министерств культуры очень разнородна. Например, где-то туризм относится к культуре, а где-то к спорту. Почему бы в отдельных пилотных регионах не создать внутри министерства культуры управления по всем ключевым видам искусства – управление литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино, которые могли бы возглавить руководители творческих союзов, не универсальные «эффективные менеджеры», не «управленцы вообще», а понимающие химию творческого процесса, способные оценить художественную значимость произведения искусства.
Второй выход: создание особого типа НКО для творческих союзов, с более серьезными возможностями, полномочиями и властными рычагами. Союз писателей, безусловно, социально ориентирован, у него есть свои «благоприобретатели», писатели на энтузиазме идут туда, куда другие идут только за деньги. Но для решения больших задач нынешнего статуса творческим союзам недостаточно. Литература, как и наука, создается не по грантам. Литература – дело державное, дело стратегическое.
Есть надежда, что новая редакция Закона о культуре, в котором был бы прописан особый статус творческих союзов, поможет изменить положение дел к лучшему. И Общественная палата РФ должна приложить к этому все усилия.