На 94-м году жизни скончался создатель легендарных самолетов Ил-76 и Ил-96 Генрих Новожилов.
Весной 1948 года Новожилов, будучи студентом МАИ, попал на практику в ОКБ 240, которым руководил знаменитый авиаконструктор Сергей Ильюшин. Первой его самостоятельной работой в новом отделе стала разработка стыка фюзеляжа с крылом на самолете Ил-14.
В конце 1950-х годов он был назначен замглавного конструктора пассажирского самолета Ил-18.
В 1964 году ему были поручены работы по дальнемагистральному Ил-62 и организации его серийного производства.
В июле 1970 года Генриха Новожилова назначают генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела».
Легендарный, по сей день летающий реактивный транспортный самолет Ил-76 стал первым самолетом конструкции Новожилова Ил-76 установил 8 мировых рекордов. Самолет Ил-76 оказался настолько удачным, что продолжает использоваться в российской армии и иностранными государствами по сей день, давно став не только легко узнаваемой машиной КБ Ильюшина, но и изящным символом российской авиации за рубежом.
На основе этого не имеющего аналогов в мире самолета были созданы многочисленные модификации: заправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости Ил-76К, самолет для пожаротушения, самолет дальней радиолокационной разведки А-50.
«Я горжусь самолетом Ил-76. Горжусь тем, что на Ил-96-300 летает президент. За Ил-62 я получил Ленинскую премию», — говорил Новожилов.
Позднее он руководил работами по первому отечественному широкофюзеляжному пассажирскому самолету Ил-86 и военной модификации на его основе Ил-80 (летающий командный пункт), широкофюзеляжному дальнемагистральному Ил-96-300, специальная версия которого обслуживает президента РФ Владимира Путина. Пассажирский Ил-86 стал первым советским широкофюзеляжным лайнером – нашим ответом «Боингу» и «Эйрбасу». О надёжности этого самолёта говорит только один факт – за 25 лет эксплуатации на самолётах этого типа не погиб ни один пассажир. Единственная катастрофа произошла 28 июля 2002 года при перелёте пустого самолёта из одного аэропорта в другой. И причиной аварии стал человеческий фактор.
«Сложно поверить, но Генрих Васильевич работал в полную силу до последних дней. Его будет очень не хватать. Вечная ему память», — сказал экс-глава «Ила» Алексей Рогозин. Он подчеркнул, что «Генрих Васильевич был примером для каждого, кто с ним сталкивался». По словам Рогозина, Новожилов внес неоценимый вклад в авиастроение не только как генконструктор ОКБ им. Ильюшина с 1970 по 2005 год. «В последние два года я часто обращался к нему как к главному советнику по науке и всегда получал помощь. Знаю, что эту поддержку ощущал практически каждый сотрудник «Ильюшина», — отметил Рогозин.
Новожилов — лауреат Ленинской премии, премии правительства РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, Генеральный конструктор (1970–2005), академик РАН, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии А.Н. Косыгина, лауреат премии Людвига Нобеля, президент Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор.