Самое удивительное в «екатеринбургском скандале» — лихорадочная чехарда новостей, инфоповодов, из которых большинство в итоге оказываются фейками, подделками, прямой ложью. Однако журналисты в разных СМИ почему-то не сразу это проверяют — то ли из-за непрофессионализма, то ли по злонамеренности. И через несколько недель после начала черной информационной компании скандал уже выходит на федеральный уровень.
Даже беглый анализ «екатеринбургского скандала» показывает, что в данном случае происходит обкатка новой технологии резонансного антипиара, весьма эффективного, если учитывать, что туда не сразу были брошены лучшие силы либеральной русофобской блогосферы. Это довольно дешевая технология, поскольку весь шум и резонанс создается всего двумя средствами: потоком новостей в нескольких СМИ, в центре которых портал E1, и весьма сплоченной группой интернет-клакеров, обладающей современной технологией информационного мониторинга. (Клакеры — наемная группа в театре, создающая искусственные овации либо наоборот «затопывающая» и «зашикивающая» по заказу.) В сети нынешние клакеры работают профессионально, появляются везде, где только возможно, и реагируют на большинство откликов, причем делают это в весьма жесткой русофобской и мизантропической манере. Главная их задача — создать атмосферу негодования, презрения, желчи — иллюзию, что это не маленькая группка, а целое общественное настроение. В результате через СМИ, которые начинают тиражировать данную новость, происходит влияние на реальные общественные настроения.
Клакеры ведут себя и впрямь как настоящие бесы — врут, передергивают, презрительно гнусавят, стращают, демонстрируют ненависть и обливают помоями любого оппонента, изображают благородный гнев и т.д.
Путин принимает самое активное участие в скандале, высказываясь в общении с журналистами, давая фактическое указание на проведение опроса, затем встречается с Патриархом Кириллом по этому же поводу. (Вероятно, курирующий Свердловскую область Андрей Ярин имеет конкретный план по конвертации екатеринбургского шума в нужное русло?)
А что же интеллектуальная аналитика? Она строит догадки. Нагромождаются десятки версий о заказчиках и исполнителях уральского «мини-майдана»: это и битва медных олигархов с «Атомстройкомплексом», и Навальный, и Американский медиахолдинг Херст Шкулев, и генерал ФСБ Вяткин, и группировка уральских сепаратистов, засевшая в самой городской и областной власти, и амбиции бывшего главы администрации области Тунгусова. Наверняка, что-то из перечисленного действительно имеет прямое отношение к делу. Вот только что именно? Разобраться в этом могли бы только опытные следователи.
Наконец, внес свою лепту в раскачку ситуации ВЦИОМ, который, впрочем, никогда не отличался политической сбалансированностью. Его новый опрос многие поспешили выдать за «тот самый опрос», который предложил провести Путин. И то, что удалось выдать, а СМИ подхватывают — тоже очень крутая технология!
Спрашивается, кто давал указание ВЦИОМу выступать с преждевременным кукареканьем? Администрация Президента? Администрация области? Олигархи? Или западные спецслужбы? А кто попросил Владимира Соловьева вступаться за храм, оказывая патриотам и православным медвежью услугу — ведь его фигура сейчас, мягко говоря, имеет очень серьезный антирейтинг. (К тому же он иудей, и в итоге получается картинка весьма двусмысленная.)
Похоже, что загадочная сатанинская «сила», мешающая восстановить Собор в Екатеринбурге, — заключена не столько в провокаторах-русофобах (они есть, но их мало и сами по себе они слабы!), но в маразме и рассогласованности действий. Иначе как маразмом весь этот абсурд не назовешь.
Что следовало бы делать в данной ситуации? Учитывая, что история с Собором святой Екатерины тянется уже десятилетие, что противники собора обнимали сначала «фонтан» (площадь Труда), потом «пруд» (проект Ройзмана), а теперь обнимают «сквер» — лишь бы покровительница города не вернулась на свой престол — следовало бы обратить на происходящее в городе самое пристальное внимание. Кажется, следовало бы и впрямь заняться серьезным следствием и раскопать, кто реальные заказчики. (При этом на всякий случай исключив из следственных действий генерала Вяткина и его людей, мало ли что!)
Это было бы гораздо важнее для национальной безопасности, чем обвинять в экстремизме и таскать по судам русских патриотов, таких как член Изборского клуба Олег Платонов. А то можно заиграться в «опросы» и «прислушивание к мнениям» до полной потери сознания.