Китай готов оказывать помощь Таджикистану в повышении уровня модернизации сельского хозяйства, поддерживать и принимать активное участие в процессе строительства Таджикистаном свободных экономических зон. Об этом заявил Си Цзиньпин на встрече с президентом Таджикистана Рахмоном. Насколько интересы Китая на постсоветском пространстве могут составить конкуренцию для экономических интересов России и как китайское руководство относится к такого рода конкуренции? Об этом мы спросили постоянного участника Изборского клуба, востоковеда, профессора Российского университета дружбы народов, члена Президиума Евразийской академии телевидения и радио, Юрия Вадимовича Тавровского.
Китай ведет себя в бывших советских республиках Центральной Азии солидно и аккуратно. Солидно потому, что накопленные им капиталы и товары требуют выхода на внешние, особенно соседние рынки. В этом главная цель стратегии «Один пояс и один путь». Новые кредиты и займы, прямая помощь будет только нарастать по линии этой стратегии, а также в рамках ШОС и на двусторонней основе. Об этом говорят итоги пребывания Си Цзиньпина в Киргизии и Таджикистане в июне нынешнего года в рамках саммита ШОС. Быстро нарастает объем взаимодействия Пекина с новыми властями Узбекистана. Несмотря на некоторые трения в недавнем прошлом сохраняется взаимодействие с Туркменией, ставшей важным источником природного газа.
Но в центре внимания Пекина будет оставаться Казахстан. Число объектов сотрудничества в этой стране достигло 55, а сумма капиталовложений от соседей — $27 млрд. Наш партнер по ЕАЭС установил сопряжение с китайскими проектами в области транспортного строительства и создает стратегический путь, который соединит Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию в обход России. По этому Транскаспийскому транспортному маршруту к 2020 году надеются перевозить до 800 тысяч контейнеров, что лишь на 200 тысяч меньше, чем запланировано по действующему «Новому континентальному мосту» через Россию.
Аккуратным поведение Китая можно назвать потому, что делается все возможное, чтобы не вступить в конфронтацию с российскими интересами в регионе. Геостратегические интересы Китая в начинающейся «холодной войне» с США важнее интересов региональных. Продолжать такую эквилибристику будет тем труднее, чем слабее будет российская экономика, ее политические и экономические позиции в Центральной Азии. Но в обозримом будущем заметного противостояния России и Китая в Центральной Азии я не предвижу.