Инфоповод с трагедией российского глубоководного аппарата сейчас начинают активно отрабатывать как представители нашей либеральной оппозиции, так и русофобы из, преимущественно, соседних стран. В ход идет откровенная ложь. Утверждается, что наша подлодка была чуть ли не диверсионным кораблем. И эти вбросы массово подхватывают различные либеральные СМИ, блогеры и «говорящие головы». Дошло уже до абсурда, когда сайт «Каспаров.ру» перепостил откровенный вымысел некоего израильского интернет-ресурса о том, что имело место боевое столкновение российской и американской субмарин у берегов США.
Чтобы развеять подобные мифы, мы попросили прокомментировать их абсурдность военного эксперта газеты «Завтра», участника Изборского клуба Владислава Шурыгина.
— Владислав Владиславович, тема очень деликатная, но, тем не менее, хочу задать Вам вопрос. Сейчас идет множество сознательных вбросов в информационном пространстве о трагедии на глубоководном аппарате в Баренцевом море, и главный из них связан с якобы возможной диверсионной деятельностью нашего корабля. Не могли бы вы, как военный эксперт, объяснить, скажем так, на пальцах, почему это крайне глупое утверждение?
— Так говорить нельзя потому, что нахождение аппарата в момент аварии было установлено и не является секретом. Более того, нашлись даже люди, гражданские моряки, которые видели аварийное всплытие, и это указывает на то, что все события происходили в наших территориальных водах. Это было даже не в нейтральных водах и уж тем более где-то дальше, а у нас. Аппарат с такими повреждениями из иностранных территориальных вод в подводном положении просто бы не выбрался. Поэтому этот трагический случай ни к какой диверсионной работе, ни нашей, ни чьей-либо еще отношения не имеет.
— Второй из наиболее частых вбросов – это претензии, связанные с гибелью такого числа высококлассных специалистов. На Ваш взгляд, какова причина того, что не удалось избежать таких больших потерь?
— Объемный пожар, подобный тому, что случился на нашей подлодке, оставляет очень мало шансов людям. И слишком мало времени на реакцию. На подводной лодке некуда деваться от пожара. Вы не можете провентилировать ваш отсек после того, как он начал гореть. Вы можете справиться с пожаром, но все продукты горения остаются здесь же в воздухе и никуда не деваются.
Проветрить отсек можно только после всплытия, а на это уходит время. Соответственно, если у людей есть какие-либо поражения, температурные, например, или поражения дыхательных путей продуктами горения, или люди просто не успевают среагировать, то, к сожалению, могут наступить такие трагические последствия. Можно вспомнить, что самые совершенные аппараты, самые передовые, могут попадать в аварии с весьма печальным итогом. Простой пример — гибель двух американских «Шатлов». Это были одни из лучших американских машин с очень хорошо подготовленными экипажами и, тем не менее, машины разбились, а люди погибли.