— В России большой резонанс вызвали истории с подписями за выдвижение различных кандидатов в депутаты. Мы видим огромное количество нарушений. Как вы оцениваете эту подписную систему? Нуждается ли она в корректировке?
— Действительно, эта система очень сложна и крайне бюрократизирована. Но не для четырех политических сил из парламента — они не собирают подписи ни в одной избирательной кампании. Этим занимаются все другие партии и самовыдвиженцы. Но отмечу, подпись — это не просто автограф от какого-то человека. Сборщик подписей должен еще и попросить у него паспортные данные. Согласитесь, люди опасаются, особенно когда по ТВ ежедневно говорится о мошенничестве. Но даже это не основная проблема.
Форма заполнения настолько сложна, что выборы превращаются в некий «всероссийский диктант», соревнование в чистописании и оформлении документов, а не в соревнование идей (как на самом деле должно быть). Например, если подпись вылезла за квадратик листа, ее признают недействительной. Наиболее вопиющий случай произошел в Севастополе, где из-за подписей снимаются партии «Великое Отечество» и «Дело», а дальше вообще чудеса: у партий «Родина», «Зеленые» и некоторых независимых кандидатов (среди них известный политолог Руслан Осташко), все 100% подписей признаны недействительными.
В их листах не оказалось дня рождения сборщиков. Подобная система выгодна в основном «Единой России» — она таким образом зачищает поле от конкурентов. С другой стороны, система позволяет так называемым оппозиционерам имитировать предвыборный процесс для дискредитации государства. Они делают вид, что идут на выборы и собирают подписи, оформленные черт знает как, а затем давят на избирком массовыми митингами. Так называемой оппозиции нужен повод для дискредитации власти, а действующая система дает им такую возможность. Я призываю к изменению российского законодательства.