В Совете Федерации состоялось обсуждение проекта Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, которые должны быть разработаны к 1 декабрю 2019 года.
Обсуждение документа прошло в рамках заседания Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. С основным докладом выступил заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.
Заместитель председателя Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров в ходе обсуждения представленного проекта документа отметил, что в целом он соответствует своему назначению. По его словам, проект имеет хорошую структуру, в нём четко определены интересы государства, цели, задачи, содержится информация по механизмам их реализации. «Это будет добротная основа для того, чтобы на базе этого документа после его утверждения делать новую стратегию, а потом и новую программу», – сказал Вячеслав Штыров. Вместе с тем, по его мнению, к документу имеется ряд замечаний.
Во-первых, прописывая механизмы реализации стратегических документов, необходимо предусмотреть также набор инструментов, создающих людям и предприятиям стимулы для участия в программных арктических проектах. Это особые решения в области налоговой, бюджетной, социальной, ценовой, тарифной политики. В Основах должен быть посвящённый им специальный раздел. «Нужно прямо указать, какие это будут инструменты, что мы хотим, чтобы заранее все знали, что будут приняты законы по таким-то вопросам. Иначе цели Основ по развитию Арктики не будут достигнуты», – считает Вячеслав Штыров.
Во-вторых, для того, чтобы освоить Арктику, необходимо поднять уровень жизни северян значительно выше по сравнению со среднероссийским. В то время как в документе указана цель – поднять уровень жизни в Арктике до среднероссийского. «Это неправильная цель. Мы так Арктику не освоим. И здесь, и в стратегии это надо прописать. Так было всегда, так было в советское время. Вот вспомните районные коэффициенты, северные надбавки. Чему это посвящено? С одной стороны, компенсации удорожания жизни для человека, а другой стороны, это создавало систему стимулов, чтобы работать в арктических районах. Ну, как же мы создадим стимулы, если мы ставим своей целью достичь здесь лишь среднероссийского уровня жизни? Зачем человек будет двигаться и ехать на Север, когда будет там жить, как в Средней полосе России? Это принципиально неверная постановка вопроса. Надо смело указывать, что уровень жизни в Арктике необходимо поднимать значительно выше среднероссийского», – убеждён Вячеслав Штыров.
В-третьих, необходимо задействовать кадровый и научно-технический потенциал не только арктических регионов, но и тех, которые будут работать на Арктику. В частности, предусмотреть соответствующие стимулы и преференции для учреждений по подготовке кадров, научным и прикладным технологическим исследованиям, предприятиям по производству материалов, оборудования и техники в северном исполнении, расположенным на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке и работающим на Арктику.
В-четвёртых, необходимо заложить в текст документа организацию единой системы тотального мониторинга за вечной мерзлотой. «Это должна делать Академия наук России, поскольку должны быть объективные данные и научно выверенные рекомендации по сохранению мерзлоты. Иначе нас ждёт техногенная катастрофа», – сказал Вячеслав Штыров.
Представитель Министерства по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики принял предложения Вячеслава Штырова, отметив, что все они найдут отражение в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.