Сразу после замены правительства Медведева на в принципе такое же (если не хуже) «правительство неизвестных» и объявление президентом В.В.Путиным новой политической системы, закрепляемой в Конституции, представители «Единой России» опрометью бросились заботиться о народе. Забота проявляется тотально, по всем направлениям: от наказания явных (как глава Чувашии) или мнимых (как руководительницы Керчи) хамов до вполне разумных в руках иных депутатов законопроектов.
Гипотеза о массовом и внезапном (например, из-за аномально теплой зимы) пробуждении у представителей «Единой России» радения о народе представляется неправдоподобной.
Главная причина неправдоподобия гипотезы заключается в категорическом отказе этой партии от своих наиболее людоедских «достижений» — от кражи у граждан России пяти лет жизни под видом пенсионной реформы, усиления налогового бремени, поддержки либеральной политики искусственного «денежного голода», до категорического отказа от прогрессивной шкалы прогрессивного налога и пересмотра итогов грабительской приватизации.
А раз деятельного раскаяния нет, — значит, есть значительно более привычное: предвыборная кампания.
Конечно, не 2021 года: внезапное очеловечивание ЕдРа представляется убедительным, хотя и косвенным доказательством подготовки именно к досрочным выборам — уже в сентябре этого года, менее чем, через семь месяцев.
Для «Единой России» это выгодно: с одной стороны, нарастающий социально-экономический кризис лишает ее авторитета и усиливает настроения в стиле «за кого угодно, кроме пенсионных воров и «новых феодалов». Поэтому, чем раньше будут выборы, тем для нее лучше: больше наивных сохранится в ее потенциальном активе.
С другой стороны, неготовность всех остальных партий даст ей преимущество в темпе и позволит превратить выборы в подлинный блицкриг (именно этот термин использует, например, телеграм-канал «Нижегородский олень»). Правда, судя по новогодней раздаче Жириновским денег на Красной площади, информация о досрочных выборах стала в политтусовке секретом Полишинеля, — но максимальная мощь позволяет «Единой России» использовать оставшиеся до выборов месяцы наиболее интенсивно и с максимальной по сравнению с другими партиями пользой.
Однако понятно, что решение о досрочных выборах принимали (если, конечно, принимали) не в «Единой России». И здесь логика прозрачна: глобальные потрясения (об ожидании которых свидетельствует и фраза о «самодостаточной экономике» в послании президента, и внезапный форсаж с политической реформой, и замена «идеальной тени» во главе правительства жестким и инициативным исполнителем, и предложение «новой Ялты») требуют политической стабильности. Проводить выборы (даже в Госдуму) в разгар общественной истерики, связанной с осознанием падения мира в катастрофическую для всех Глобальную депрессию, — значит, не просто гарантированно получить вместо послушного и малозаметного парламента «встроенный дестабилизатор системы», но и, более того, своими руками начать дестабилизацию в форме выборов и последующего подведения итогов (со всеми неизбежными разочарованиями, обвинениями и простыми недоразумениями).
Поэтому досрочные выборы с точки зрения интересов существующей властной системы (и, более того, с точки зрения общества в целом, для которого плохой порядок все же отчетливо лучше хорошего хаоса) объективно необходимы.
Вполне решаемая в этих условиях задача российского общества — повышение гибкости (а значит, и устойчивости) парламентской конструкции за счет снижения роли «Единой России» и повышения значимости (а значит, и оживления) других политических партий.
Весьма вероятно, что для острастки и запугивания общества в Госдуму будет заведено некоторое количество откровенно безумных, агрессивных и недееспособных либералов, — как наглядная демонстрация того ужаса, кошмара и насилия, от которого спасает общество консолидированная властная система, — но главной задачей основной массы живущей по бюрократической инерции правящей тусовки представляется закрепление еще на пять лет сложившегося монолита в виде конституционного большинства «Единой России».
Между тем, политическая реформа президента В.В.Путина показывает нам переход к совершенно иным управленческим принципам, соответствующим условиям не привычных краткосрочных кризисов, а долгосрочной и всеобъемлющей неопределенности.
Эти принципы широко применялись в подобных обстоятельствах почти всеми успешными управляющими системами: создание внутренней конкурентности за счет расширения круга властных центров и снижения степени определенности их полномочий, обеспечение гибкости и поливариантности за счет частичного параллелизма (неприемлемого в стабильных, но необходимого в долгосрочных кризисных условиях), перехода от ручного управления к стратегическому контролю и сокращение прямого административного насилия за счет стимулирования полезной инициативы через грамотно организованное информационное поле.
Этим принципам соответствует отнюдь не привычно «зацементированная» конституционным большинством в единый безгласный монолит Госдума, а гибкий организм, способный как минимум принуждать доминирующую партию к адаптации и вырабатывающий в ней способность к разумным компромиссам. Разумеется, формальное руководство «Единой России» об этом и не подозревает, — но мир стремительно меняется не только вокруг, но и, что может оказаться для него драматической неожиданностью, над ним.