В Москве был демонтирован стоящий неподалёку от Иверской часовни, у въезда на Красную площадь, памятник маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову.
Мотивом этого разрушения послужило якобы бытующее общее мнение о неудачном творении скульптора, раздражавшем многих эстетов столицы. Памятник был уничтожен без обсуждения, без дискуссии. Быть может, он действительно многим не нравился, но мне, Проханову, он нравился. И его уничтожили, не спросив меня, Проханова, нравится мне этот памятник или нет.
Памятник Жукову — это произведение русского гения Вячеслава Клыкова. Каким бы ни был этот памятник, как бы ни была поставлена передняя нога коня или взметён его хвост, — это памятник целой русской культуры, это памятник гениального Клыкова, который поставил множество удивительных шедевров по всей России. Памятник Жукову — это триумф его искусства. Но, грубо распиленный, памятник был увезён на свалку.
А вместо него мгновенно был поставлен другой, неизвестно откуда взявшийся, в какое время отлитый, по чьему заказу, с какой целью. Пресный, дистиллированный, новый памятник ни в коей мере не улучшал, а напротив, опустошал это священное место. Дополнением к этому явилась странная, загадочная доска, в которой сообщается, что новый памятник подарили Москве вельможные люди нашего града, включая пресловутого Мединского. Какое отношение Мединский имеет к памятнику Жукова и к Победе 1945 года? Почему он опять, как странный выскочка, возник на этом месте, хотя уже покинул свой министерский пост?
Демонтаж подлинного памятника и замена его эрзацем, паллиативом, который затем тоже убрали, оставив только пустой пьедестал, — акт не простой, а ритуальный. Место это — священное, за ним следят тысячи зорких глаз охранников, его стерегут снайперы. Это место особой бдительности для Федеральной службы охраны. Именно в канун великого праздника разрушение этого памятника воспринимается как ритуальный акт, уничтожающий один из самых великих русских национальных кодов — кода Победы. Борьба кодов, которая, казалось, знаменует торжество русских национальных кодов, эта борьба, оказывается, имеет переменный успех.
В эти же дни Госдума приняла закон, согласно которому осквернение памятников, связанных с войной, с подвигами и жертвами русских солдат, карается, осквернителям и русофобам грозят тюрьма и штрафы. Посягновение на клыковский памятник в канун юбилея Победы нужно расценивать как осквернение, уничтожение этого русского кода — кода Победы, расценивать как акт вандализма, осквернения, оскорбления самого драгоценного для русского сердца полководца — Георгия Жукова. Необходимо провести тщательное расследование. Власти должны дать возмущённому обществу подробный отчёт о результатах этого расследования.