29 марта 2020 года на 97 году жизни скончался писатель-фронтовик, председатель Союза писателей России (1990 – 1994) Юрий Васильевич Бондарев.
Столичные писатели удивляются, когда говоришь им, что Юрий Васильевич Бондарев – не коренной москвич, а уроженец Оренбургской области. Детские годы его прошли в городе Орске.
Бондарев никогда не терял связи с Оренбуржьем: интересовался местным литературным процессом, отслеживал художественные журналы, выходящие в регионе, радовался встречам с нашими писателями в Москве.
Когда в 2014 году я возглавил Оренбургское отделение Союза писателей России, один из первых моих звонков был Бондареву. У него тогда был 90-летний юбилей, и мне хотелось встретиться с ним в Москве, записать интервью, но, к сожалению, самочувствие Юрия Васильевича тогда этого сделать не позволило. Но по телефону мы очень хорошо поговорили, я храню в памяти этот разговор. Бондарев вспоминал оренбуржцев добрым словом, благодарил за то, что считаем его земляком и печатаем в своих антологиях к юбилеям Победы. И он, по-прежнему, воспринимал Оренбург, Орск как свою родину. Хорошо помню бондаревскую интонацию, которая в разговоре очень походила на прозу писателя – размеренную, вдумчивую, глубокую.
Но для меня Бондарев начался не с романов, а с документального фильма «Сталинградцы», снятого в 1983 году к юбилею Сталинградской битвы, участником которой был сам Юрий Васильевич. Героями фильма стали живые на тот момент оборонцы Дома Павлова. Человеку моего поколения в начале 90-х было очень важно увидеть этот фильм. Тогда Великая Победа наших прадедов не то чтобы опровергалась, но ставилась подлецами и лукавцами под сомнение, они пытались оболгать героев, подтасовать исторические факты.
И всё же Победа оставалась для тебя не столько вопросом факта, сколько вопросом веры. Но эту веру необходимо было чем-то укрепить. И вот «Сталинградцы» по сценарию Бондарева. Особенно важно, что участники фильма были людьми разных национальностей: украинец, русский, татарин, узбек. В финале они через сорок лет после битвы встречаются, обнимаются и плачут. Как бы хотелось, чтобы сейчас, подобно этим героям, разлученные «враждебною судьбиной» народы вновь встретились и обнялись.
В этом фильме Бондарев читал фрагменты своих эссе. И уже потом, став взрослее, я узнавал это налитое, густое бондаревское слово в романах «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Тишина», «Выбор».
Очень люблю роман «Берег», его «светлую печаль», затаённую музыку, как в словах одной из героинь: «Как это возвышенно звучит: “Церковь Христова, церковь во Христе, церковь во имя Христа”, или вот: “Эта беспокойная грешная земля”, “блаженной памяти Петр”, жаль, что никогда не учила церковнославянский язык. Какие высокие и печальные древние слова!». Явивший правду жизни, Бондарев всегда шёл небесными тропами, чтобы постичь Божественную Истину.
В 2015 году писатель во время вручения ему Патриаршей литературной премии сказал: «У нас есть защитник – у нас есть Христос». И есть у нас защитники Отечества, угодные Христу. Таким был и остаётся Юрий Васильевич Бондарев.