Отчёт Федерального казначейства США за март 2020 года показал парадоксальное сокращение иностранных вложений в считающийся самым надёжным финансовым инструментом мира американский госдолг. За месяц иностранные инвесторы избавились от американских гособлигаций более чем на $0,25 трлн (на $256 млрд, которые пришлось скупить ФРС), сократив вложения в них на 3,6% (с $7,1 трлн до $6,8 трлн).
Разумеется, это сокращение само по себе не представляет ни малейшей угрозы для финансовой стабильности США: основная часть госдолга контролируется американскими же держателями, а масштабы эмиссии таковы, что её незначительное на общем фоне увеличение легко покроет выход из гособлигаций даже самых крупных их держателей. В недавние кризисные периоды ФРС покупала более 60% прироста госдолга США только напрямую, прямо финансируя дефицит бюджета (без учёта странных операций вроде скачкообразного роста вложений в них стран типа Бельгии, трактовавшихся многими как скрытая скупка госдолга ФРС).
Но как тенденция сокращение иностранных вложений в американские гособлигации вызывает интерес. В прошлые кризисы в госбумаги США как наиболее надёжный финансовый инструмент сбегались все спекулятивные капиталы мира, что вело к совокупному росту иностранных инвестиций в них. Сегодня, похоже, глобальные спекулянты уже не рассматривают их в качестве тихой гавани.
Сокращение вложений многих безупречно проамериканских правительств вызвано не политическим умыслом, а исключительно тяжестью финансового положения. В конце концов, вложения российских денежных властей, выполняющих рекомендации МВФ ещё старательнее, чем в 1990-е, при всей их незначительности тоже сократились почти втрое (с более чем $10 млрд до $3,85 млрд) по вполне уважительной причине — для поддержания курса рубля.
Начало обрушения мира в Глобальную депрессию, замаскированное коронабесием, ударило по многим государствам, вынудив их распродать часть своих наиболее ликвидных резервов, то есть американских госбумаг.
Потери понесли и спекулятивные капиталы, также вынужденные использовать наиболее ликвидные резервы.
Но эти оправдания лишь прикрывают нарастающий глубокий и во многом иррациональный страх в отношении США, дестабилизация которых делает непредсказуемым и сам доллар, всё ещё являющийся фундаментом международных финансов.
Ради свержения Трампа глобальные либералы могут сознательно спровоцировать новое обострение мирового экономического кризиса.
Как это может быть, мир помнит по сентябрю 2008 года, когда поддержка Lehman Brothers была неизмеримо менее затратным мероприятием, чем его уничтожение, и могла продолжаться ещё пару лет — просто ради стабильности. Но перед выборами эта стабильность вредила глобальным спекулянтам: чтобы подсадить в Белый дом своего парня, им был нужен кризис, обнажающий недееспособность республиканцев.
Нечто подобное возможно и накануне нынешних выборов — хотя бы потому, что цена вопроса для глобальных спекулянтов неизмеримо выше, чем 12 лет назад. Ведь многим из них светит утрата не власти, но свободы (с учётом масштабов воровства на Украине, вскрытых Джулиани, — а ведь там, вероятно, разворовывались и американские деньги), а с учётом традиции превентивной ликвидации потенциальных свидетелей — и жизни.
С другой стороны, американские специалисты и воспитанные ими по всему миру стаи либеральных политтехнологов довели искусство организации «цветных революций» до стандартных процедур, вполне доступных даже для людей, по выражению Джулиани, «с IQ на уровне 10». А отсутствие в Вашингтоне американского посольства как центра «цветной революции» вполне компенсируется наличием там офисов околосоросовских фондов.
Понятно, что даже заведомо обречённая на провал (для отвлечения Трампа и запугивания его семьи) попытка «цветной революции» ударит по США (и по их госбумагам) хуже атомной бомбы.
Но даже без столь драматических обстоятельств простое просачивание эмитируемых долларов в реальный сектор (неизбежное в силу успешной поддержки последнего Трампом) ускорит и без того высокую (если не отвлекаться на официальную статистику) инфляцию в США — с понятными последствиями для их госбумаг.
Важны и стратегические изменения. Мир распадается на макрорегионы, и США, только в ХХ веке дважды отказавшиеся от своих обязательств, вполне могут отказаться от них в третий раз — в отношении долларов и госбумаг, принадлежащих представителям «чужих» макрорегионов.
В наступающем постфинансовом мире киберреальности это даже не сильно подорвёт их власть, которая всё больше опирается на технологический контроль, пропаганду, военную силу и социальную инженерию. Уже в ближайшем будущем источником власти будет прямое управление массами людей через социальные сети: доллар станет для этого столь же излишним, как и враждебный Трампу финансовый капитал, и с ним можно будет поступить так же.
Поэтому, возможно, охлаждение спекулянтов к госбумагам США носит не оперативный, а стратегический характер: они просто начинают присматривать им замену.