Эпоха коронавируса и изоляции продемонстрировала нечто важное: во-первых, глобальная капиталистическая система, восторжествовавшая после падения СССР, неэффективна при серьезных вызовах человечеству. Никакого внятного ответа на вызов ей дано не было.

Недовольны все: ни те, кому условия карантина показались жесткими, ни те, кому они показались слишком мягкими, ни те, где вообще не было карантина (как в Швеции). Мы не справились с вирусом, как и все остальные. Недовольство в России мерами — социологический факт. Может, мы были эффективнее многих, но в сознании российского общества все было сделано неправильно.

Власть совершает и ошибки, и что-то делает правильно — но настроение народа осталось все-таки недовольным. Это говорит скорее об отношении народа и общества к власти.

В условиях самоизоляции общество вдруг увидело дистанцию между ними и властью. Общество заметило, что с властью что-то не так.

Мы становимся перед развилкой: первый вариант — будут расти протестные настроения («поменять власть»). Либерализм в качестве основы протеста обречен. Если протест станет совершенно самостоятельным — недовольство властью как таковой — это будет совсем другое. Тогда подавлять надо будет не агентов влияния, но государство должно будет выступать против народа. Но это самый неправильный и страшный путь: как, например, при развале СССР — это не привело ни к чему хорошего. Но и надеяться на режим в том виде, как он есть, тоже нельзя — это ведет к раболепию с окончательной потерей достоинства.

Мы должны заняться самоорганизацией нашего общества. Смотрите, насколько токсичны города и квартиры, и насколько легко поддерживать диктатуру в мегаполисах. Регионы и земля — наше спасение, в том числе, от государства на том пути, в котором оно двигается сейчас. Возможно, объединение в земские совет и пр.

Пусть государство живет своей жизнью, а народ — своей. Жизнь в самоорганизации необходима. «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения». Спасение в Боги, Церкви, народе и земле.

Пока мы разделены — а в городе мы разделены — мы рабы государства. Даже если нам кажется, что мы свободные хипстеры и парикмахеры, это иллюзия. Коронавирус показал нам, насколько механистична жизнь человека в городе.

Если выбирать между протестом и самоорганизацией — я выбираю второе. Мы должны восстановить связи с нашими же людьми, это единственный способ спасения.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...