Скоординированное в международном плане объявление московского блогера «мучеником режима» и международное (европейское) требование к России начать расследование провозглашенного отравления, с одной стороны, и объявление жены минского заключенного президентом Белоруссии, с другой – некая фаза и санкционной, и информационной, и юридической войны против России.
Политико-юридически все это является бредом, не несущим никакой серьезной обоснованности. Но дело как раз в том, что претензии предъявляются не на уровне оглашения доказательных фактов, а на уровне интерпретация неподтвержденных фактов.
То есть обвиняющая Россию сторона вообще не беспокоится об убедительности своей позиции — она просто объявляет некий постулат, обоснование и доказательство которого основывается на том, что данная сторона его предъявляет.
То есть того, кто выступает с обвинениями, в принципе не интересует, убедительная ли его политика и поверят ли в нее: утверждение оглашается и с помощью массового повторения внедряется в общественное сознание.
С точки зрения технологии манипуляции – ровно ничего нового не предложено: точно так же шла манипуляция общественным сознанием в годы перестройки. Горбачев, определенные члены Политбюро, средства массовой информации несли чушь, причем чушь как с точки зрения соответствия историческим фактам, так и с точки зрения внутренней логической связи своих построений.
«Жаба зеленая? – Зеленая! – Доллар зеленый? – Зеленый! – Значит, нужно строить рынок! – С чего бы это, никакой связи ведь нет? – Ну вот, крепко в тебе тоталитарное сознание сидит! Все уже поняли, а ты все еще нет!».
И тут два замечания: с одной стороны, даже не удивляет, что и сегодня Горбачев объявил о поддержке участников попытки государственного переворота в Белоруссии. С другой стороны, тогда, во времена «перестройки», содержательным нелепостям еще пытались придавать форму умозаключений.
Сегодня провозглашаемые противниками России нелепости ни на правдоподобие, ни на не внутреннюю целостность построения и не претендуют.
«Лукашенко не может считаться президентом Белоруссии! – Почему? – Потому что он выборы проиграл! – Но он набрал 80% голосов. – Это фальсификация! – Из чего это вытекает? – Из того, что он их не набрал! – Из чего это вытекает? – Из того, что мы в эти результаты не верим! – Почему? – Потому что все сфальсифицировано и выборы недействительны! – Если они не действительны, как можно установить, что их выиграла Тихановская? – Потому что Лукашенко их проиграл, и выборы не действительны! – То есть их результаты принимать во внимание нельзя? – Нельзя. – А при чем здесь Тихановская? – Так она их выиграла! — Из чего это следует? – Из того, что мы выборы не признаем! – Если не признаете, как по итогам не признаваемых выборов Тихановская может считаться их победителем? – Ну, она же против Лукашенко! – И что? — Значит, она победила!».
И другое. «В России смертельным боевым ядом был отравлен Навальный! Россия должна провести расследование! – Расследование чего? – Его отравления смертельным боевым ядом! – Так он умер? – Нет. – А смертельный яд? – Русские врачи его спасли! – А тогда откуда вы знаете, что он был отравлен? – Это установили наши специалисты! – Какие? – Секретные! – А как они это установили? — Они его исследовали! – В России? – Нет, в Германии! – А как он там оказался? – Его отправили к нам русские! – В смысле, отравили и отправили в Германию? – Да! – Отравленного? – Нет, они его сначала спасли! – Не понятно. То есть сначала отравили, затем спасли, а затем – спасенного — отправили к вам? – Ну да! – А вы выяснили, что он отравлен? – Да, русскими! – А когда они его отравили? – Перед тем, как спасти! – А зачем? – Чтобы он умер! – А зачем спасали? – Чтобы не умер! – А когда выяснилось, что он отравлен смертельным ядом? – Когда он попал к нам! – А с чего вы взяли, что его отравили русские? – Ну, они же его спасли! – А кто его забирал у русских? – Наши врачи! – Это они установили, что он отравлен? – Нет. – А что они установили? – Что русские его правильно лечили! – А когда выяснилось, что он отравлен? – Когда он полежал в нашей больнице! – То есть вы установили, что его спасали, а потом выяснили, что его отравили? – Да! – Кто? – Русские! – Но они же его спасли? – Ну и что? – Вы установили, что он отравлен, когда его забирали? – Нет. После того, как он побывал у нас!».
То есть ни логика, ни правдоподобие никого не интересует — интересует громкость провозглашения и частота повторения.
Более того, никого не интересует даже то, поверит кто-либо в оглашаемую чушь или не поверит. Интересует другое: утверждение своего права на подчинение России и, в данном случае, Белоруссии, своей воле.
То есть провозглашение себя, коллективной западной коалиции, сюзереном и распространение своей власти, своей юрисдикции и своего суверенитета на территорию других стран. То есть правовая и информационная агрессия против России и Белоруссии. Вторжение на их территорию.
О логичности и нелогичности заявленных Западом утверждений речь вообще не идет. Ни вопрос об оценке итогов голосования, ни вопрос о том, кто и как отравил Навального – это просто вообще не вопросы западных стран, их правительств и их парламентов.
Как прошли выборы и достоверны ли их результаты, имеют право судить не они, а избирком страны, в которой были выборы. И отчасти – международные наблюдатели из международных организаций и других стран.
Если таких наблюдателей те или иные страны не прислали, они, тем самым, лишились права высказывать свое мнение об итогах выборов. Теперь – что объявляет избирком Белоруссии, то и правда: пресловутая международная общественность, не прислав своих наблюдателей, признала свое абсолютное доверие избиркому. Или – нужно было присылать. Или – нужно признать, что в принципе не собиралась признавать победу Лукашенко, вне зависимости от результатов, даже если бы Дуда, Меркель, Макрон, Джонсон и Трамп лично пересчитали все бюллетени.
Раз они все решили без участия в наблюдении выборы не признавать – значит, они были настолько уверены в неизбежности победы Лукашенко, причем честной победы, что даже не пытались проверять ход голосования, чтобы невольным признанием его честности не легитимизировать победу Лукашенко.
Но еще раз – вообще не их дело решать, кто является президентом той или иной страны: просто не их дело, и дела до того, как и где проходят выборы, у них быть не может.
И точно то же с Навальным. Если германские врачи пришли к выводу, что пациент, находящийся у них на излечении, отравлен, германские органы охраны правопорядка должны расследовать, как и кем он был отравлен на территории Германии. Потому что Россия передавала его немецким врачам, по ее словам, не отравленным и без признаков отравления. Принимавшие его немецкие врачи этого не оспаривали. Значит, приоритетным является предположение, что его отравили на территории Германии.
То есть на территории Германии отравили пусть и паршивого, но российского гражданина. Тогда либо Германия должна согласиться на расследование этого преступления российскими следователями на территории Германии, либо, в крайнем случае, расследовать самой, максимально открыв материал следствия для России. И если после следствия выяснится, что этого блогера отравили не на территории Германии, вообще должна перестать этим заниматься.
Строго говоря, пока западные страны не предоставили никаких подтверждений, что Навальный вообще был отравлен. У них эти подтверждения просят – они их не предоставляют. Не предоставленное – юридически не существует.
А тогда все утверждения об отравлении это обычная ложь.
Но дело даже и не в этом.
Дело в том, что если даже предположить, что Навального отравили в России, суждения по этому поводу вообще не входят в компетенцию других стран.
Не касается ни Германии, ни Франции, ни ЕС, ни кого-либо еще вопрос о том, кто и кого отравил в России. Навальный формально считается гражданином России. Морально он, конечно, все права на российское гражданство утратил и является своего рода «негражданином». Морально, конечно, каждый, кто является гражданином России, имеет полное право на совершение по отношению к нему любых поступков. Но юридически – он гражданин России. И юридически решать какие-либо вопросы по поводу него имеет право только Россия. То есть все остальные, если они заинтересованы в сотрудничестве с Россией, должны молчать и не вмешиваться. А если не заинтересованы – они всегда найдут повод отношения ухудшить.
С одной стороны, все эти хамские выходки западной коалиции – это лишь игра на нервах российской элиты. Не такая уж необоснованная, потому что добрая половина российской элиты сама себя гражданами России не считает.
С другой стороны, конечно, это результат более чем травоядной политики России в отношении западных стран. В ответ на любую наглость по отношению к себе, любые претензии и любые хамские выходки Россия, увы, обычно отвечает «грозным добродетельным мычанием».
Но главное все же в другом: это действительно явное предъявление западной коалицией претензии и на вседозволенность в отношении России, и на распространение на ее территорию своего суверенитета права и юрисдикции, короче, своей власти и своей подчиняющей воли.
То есть это – неприкрытая агрессия против России и ее суверенитета. И относиться к этому нужно как к агрессии. И отвечать – как на агрессию.
Причем в обоих случаях – и в случае с выходками по поводу белорусских выборов, и в случае с отравлением Навального в клинике Шарите.
И в обоих случаях – отвечать, как на агрессию.