В споре о продлении или не продлении договора СНВ-3 не стоит забывать о том, что это только для нас на сегодня ядерный удар возмездия — последняя мера, а у американцев, например, есть и другие меры установления своего стратегического доминирования. Например, технология сетевых войн (не путать с кибер-войнами или битвами в интернете, хотя это тоже включено в общее понятие сетевой войны).
Сетевые войны — это когда ты можешь поставить под контроль государство или целый регион, сформулировав некие смысловые коды, навязав эти коды массам и, по сути, заходя туда уже на подготовленную почву, когда тебя встречают не как агрессора, а как носителя той же культурной матрицы, тех же смысловых, культурных кодов, которые на этом пространстве разделяет большинство, как массы, так и элиты.
Когда люди в том или ином государстве, целое поколение людей воспитаны на американских фильмах — они употребляют американскую еду, американскую масс-культуру, носят американские западные бренды — в этих фильмах они видят, что человек с нашивкой американского флага, НАТО — это спаситель мира, он тот, кто освобождает, тот, кто устраняет опасность. Они так его и воспринимают. Это люди, которые с детства это смотрят, на этом воспитаны.
Поэтому индустриальная мощь армии — это всё-таки в нынешнем постиндустриальном мире фактор вторичный. Хотя он всё ещё имеет значение и играет свою роль, когда речь идёт о локальных региональных конфликтах. И если у вас есть мощная армия, и даже ядерное оружие, но вы находитесь в состоянии культурной оккупации со стороны потенциального противника — вы уже проиграли. И никакой договор СНВ-3, 4, 10 вам тут не поможет. В лучшем случае, отложит неизбежное.