Один мой старый знакомый уже в зрелом возрасте, потеряв супругу, потерялся сам. Он в буквальном смысле не находил себе места от утраты, винил в случившемся только себя, жил прошлыми воспоминаниями, — то есть утратил смысл жизни. Его состояние передалось не только близким, но и животным, которые жили рядом с ним, — все ходили потерянные и удрученные.
Тема утраты, потери касается каждого из нас.
При обыденном миропонимании человек не придает значимости Божиему присутствию в своей жизни, сам себя ставит во главу угла, «назначает» себя главой Вселенной, «Богом во плоти». И, как следствие, ошибочно считает себя «кузнецом своего счастья», хозяином судьбы, которому позволено очень многое. Так одно заблуждение влечет за собой целых ряд других.
Когда мы говорим о потерях, тем более, о потерях невосполнимых, то мы должны начать с понятия «обладание». Согласитесь, что мы не можем потерять то, чем не обладаем.
Лейтмотивом, раскрывающим суть этой темы, я бы поставил тезис: мы обладаем лишь тем, что отдаем. Его можно дополнить еще одной довольно известной фразой: «Господи, спасибо за то, что у меня есть и трижды спасибо за то, чего у меня нет!»
Давайте задумаемся: а чем мы действительно по-настоящему обладаем? Наверно, самое главное – это наша жизнь. Что еще? Здоровье, — в том или ином объеме. Правда, оно сильно различается в молодости, зрелости и старости. Способности, причем, их немало. Если вы возьмете листок бумаги и перечислите все свои сильные стороны, все, чем вы наделены с рождения, то увидите, какие серьезные «нематериальные активы» есть у каждого из нас: мыслительные и аналитические способности, творческие дарования, эмоции, чувства, умение ориентироваться в пространстве и времени, способности познавать себя и мир, наконец, высшая способность нашего сердца — чувствовать духовный мир, познавать Бога. Причем, все это дано нам свыше и абсолютно безвозмездно. Конечно, кто-то скажет, что все наши дарования даны нам от родителей. Тогда встречный вопрос: а родителям от кого? И если мы пойдем дальше по цепочке предков, то этот «волшебный клубочек» приведет нас к первым людям, — Адаму и Еве, которых во всей своей полноте сотворил сам Господь. Таким образом, мы все придем к нашему духовному Отцу и Создателю – Богу. Помните, как в молитве, завещанной нам самим Иисусом Христом, Он учил апостолов (и вместе с ними всех нас), как надо обращаться к Богу: «Отче наш, Иже еси на небесех!..» То есть, когда мы обращаемся в молитвах к Господу, то мы действительно обращаемся к своему Небесному Отцу, который у всех людей один (поэтому в молитве не случайно звучит «Отче наш», а не «Отче мой»), который через огромное количество поколений, через смерть наделил нас теми естественными для нас способностями, которыми каждый из нас обладает и безвозмездно пользуется на протяжении всей жизни. «Набор» этих способностей и даров у каждого свой, уникальный, — такой же неповторимый, как и неповторима душа каждого человека.
Какими еще дарами Божиими мы обладаем? Это и профессиональные способности, положение в обществе, материальный достаток, родные, друзья, наше окружение, — все это не случайные явления, а тоже дары Божии. Каждый верующий человек прекрасно знает, как резко меняется круг общения, когда меняется его миропонимание. У меня, например, до воцерковления он был достаточно обширным и темным. До сегодняшнего дня из нескольких сотен человек рядом со мной осталось человека 3-4. Зато сейчас меня окружает пусть не такое многочисленное, но очень светлое, приятное для общения сообщество близких и друзей, к которым я не прилаживаюсь, не угождаю. Но это люди, которых мне даровал Господь, — иначе никак не скажешь! Подобное тянется к подобному, или, как гласит арабская поговорка: уродливое порождает уродливое. Если я подчиняюсь сорнякам своего сердца – страстям, если во мне преобладают темные силы, если «свет во мне есть тьма», как сказано в Священном Писании, если око мое худо и душа моя повреждена, то никакая Божественная благодать к моему внутреннему человеку приблизиться не может. Меня начинают окружать такие же духовно темные личности, как я сам. Все закономерно. Сообразно своему духовному состоянию, мы сами формируем свое окружение. Это не чья-то злая воля, не случайность или фатум «подбрасывают» нам тех или иных людей по жизни, — нет, только мы сами! Наше окружение – это продукт нашей души, ума, веры, соработничества божественным или темным силам. Выбор за нами.
То же самое можно сказать и о нашем имущественном обладании, — мы много чем обладаем, но и много чего теряем по жизни.
Здоровье – еще один «предмет» обладания, который теряется со временем. Как сказал один известный сатирик: «Избыток движения приводит к инфаркту, а его недостаток – к гиподинамии. Что с человеком не делай – он упорно ползет на кладбище!» Фактор смерти тоже надо иметь в поле зрения. Нам всем без исключения дана, дарована смерть как неизбежный финал земной жизни. Каждый день в утренних молитвах мы читаем: «Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся». То есть наши тайные дела, намерения, наши помыслы и решения, которые прячутся в глубинах сердца, обнажатся перед Господом в момент смерти.
Если Мавроди хотел обмануть своих вкладчиков, а с виду, с помощью рекламного персонажа Лени Голубкова рассказывал, какие величайшие блага будут дарованы всем с помощью его «белой и пушистой» финансовой пирамиды, то на самом деле он хотел обмануть, а не принести блага. Благо было на поверхности, на устах его и в рекламе, а внутри, в утробе было желание нажиться, подкрепить свою гордыню и набить свой личный карман. Именно эта лукавая двойственность определила дальнейшую судьбу Мавроди, включая и тех многих, кто пошел у него на поводу.
Так что здоровье – это тоже весьма относительная штука, которая заканчивается финалом – смертью: «[всем]Человекам положено однажды умереть, а потом Суд» (Евр. 9:27). Это неизбежная участь. И с высоты этого библейского миропонимания давайте еще раз заглянем в наши потери. Вернемся к нашему случаю, – человек теряет близкого человека и начинается страшное потрясение. В нашем случае человек был верующим, и, тем не менее, он тоже погрузился в пучину какого-то отчаяния, которое является смертным грехом. Отчаяние – это продукт и плод уныния, его высшая стадия. В отчаянии человек не находит никакого оправдания себе и выхода из сложившейся ситуации. Одновременно с этим, отчаяние имеет другую сторону – гордыня. Уныние и гордыня — это две стороны одной медали. Если мы задумываемся, то, когда мы сильно унываем, мы хотим, чтобы нас пожалели, как-бы приподнимаемся и говорим: «Я хороший, даже лучше многих, — почему меня никто не жалеет? Пожалейте меня!». Это и есть тонкое чувствование гордыни. Как говорили святые отцы, у гордыни и уныния пресидит один и тот же бес.
Уныние, и тем более, отчаяние, которое может привести человека на край бездны, — к самоубийству, — это все верные признаки неверия. Там, где нет настоящей веры, унынию и гордыне места нет. Мы говорили об этом раньше, когда обсуждали тему депрессии.
Понимая всю условность нашего владения чем бы то ни было на земле, надо истреблять в себе зародыши уныния, гордыни и отчаяния. Профессор Алексей Ильич Осипов однажды привел такое сравнение: жизнь на земле схожа с пребыванием в камере смертников: узнику могут дать кусок золота и позволить подержать его в камере. Он может порадоваться, но приходит время «исполнения приговора», — тот самый смертный час, который приходит к каждому из нас внезапно, когда душа и тело разлучаются, покидают этот мир, а все богатства и дальше остаются на земле. Какое же это владение?
Давайте подумаем, чем еще мы владеем? Разве мы владеем своим здоровьем? Если бы мы им владели, то не умирали бы. Разве мы владеем своим имуществом? Нет, мы постоянно что-то теряем, что-то приобретаем, — все это обладание, управление (но не владение!) временное. Мы не владеем своими друзьями, даже своей семьей не владеем.
Если мы будем правильно, сообразно библейскому миропониманию настраивать свою душу, то мы очень внимательно отнесемся к словам апостола Павла, который говорил, что «покупая — как-бы не покупайте, продавая – как-бы не продавайте». Иоанн Богослов тоже говорил нечто похожее: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). Здесь имеется ввиду, что не надо прилипать к мирским благам, чтобы вместо обладания ими не стать жертвами этого обладания. Если вернуться к истории, которую я рассказал в начале нашего обсуждения, давайте подумаем: умер близкий человек, — он что, был нашей собственностью, мы им владели? Нет. Господь свел близкие родственные души, благословил брак. И когда этот союз распадается, — а рано или поздно это происходит по причине ухода из жизни одного из супругов, — как надо правильно относиться к этому? Не зря говорят: «Бог дал, Бог взял». В Священном Писании эта фраза звучит так: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов.1:21).
Мы никогда не знаем и никогда не узнаем, почему Господь однажды изъявляет Свою волю таким образом, чтобы поручить Ангелам исторгнуть душу внутреннего человека из человека внешнего, разлучить их. Это и есть физическая смерть. Ни микробы, ни бактерии, ни болезни, — не это является истинной причиной смерти. Только воля Божия. Если мы вдруг начинаем протестовать против нее, то не становимся ли мы, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, «немощною своею рукою на пути действия промысла Божия»? Но что же тогда делать? Вообще не унывать, подобно древнегреческим стоикам, которых с детства учили быть «каменными», не реагировать ни на какие события и эмоции? Их души действительно не плакали и не сокрушались ни по какому поводу. Нет, «дрессировка» души – это не наш путь. Наш путь – научиться доверять Господу нашему, понимать, что происходит по-настоящему, вооружать своего внутреннего человека истинными знаниями мироустройства. И тогда в душе будет формироваться правильное отношение к разного рода утратам и потерям. Тогда мы сможем сказать: «Господь забрал у меня близкого человека, да, у меня утрата. Но разве она невосполнимая? Разве я сам собрался жить вечно? Однажды и я уйду из этой жизни и соединюсь со своим родным человеком. Особенно, если буду остаток жизни молиться за него и за себя».
Примеров такой молитвенной жизни за своих близких история знает достаточно. Одним из самых ярких примеров является жизнь блаженной Ксении Петербургской, которая посвятила свою жизнь молитве за своего мужа, Андрея Федоровича. Он умер в молодом возрасте без покаяния, и его 26-летняя супруга приняла тяжелейший подвиг юродства ради Христа, чтобы Господь принял душу мужа и простил ему все прегрешения. Под именем и в одежде своего мужа блаженная матушка Ксения 45 лет несла свой духовный подвиг, достигла величайшего уровня святости и была горячо любима жителями не только Санкт-Петербурга, но и всей России.
Итак, близкий человек ушел. Но мы обязательно с ним встретимся. Мы признаем, что исполнилась воля Божия. Это может нас несколько успокоить, хотя, конечно, все переживания не устранятся. Нам надо принять первый пункт нашего духовного делания – согласиться и принять свершившиеся обстоятельства непреодолимой силы, посланные от Бога. Когда мы примем этот факт по-настоящему, то уже добрая часть нашего сокрушения ослабнет и успокоится.
Второй момент: мы должны понять, что человеку, который ушел от нас и покинул этот мир, — ему там лучше и легче чем нам в этот момент. Его оставили боль и плач, он лишился ограничивающего тела-скафандра, закончились все его земные страдания. На самом деле мы жалеем себя и боимся, что остались одни, без помощи, что за нас теперь некому заступиться, поухаживать и прочее. Во многом наш плач – по себе, а не по ушедшему от нас близкому человеку. А на самом деле мы должны радоваться за ушедшего. Не случайно, в русском эпосе очень много свидетельств того, что во времена Святой Руси люди не плакали, а радовались за почившего, — отмучился, закончил свой скорбный земной путь и предстоит Богу, упокоился, т.е. достиг некоего покоя.
Третье, что надо сделать: постараться помочь душе ушедшего человека своей молитвой. Если наш близкий не был воцерковлен, особенно, если он не успел принести покаяние перед смертью, то за него надо как можно больше молиться, совершать ради него некие труды, уподобляясь той же Ксении Петербургской, — усилить молитву за почившего, вспоминать его в утренних и вечерних молитвах, совершать церковные бдения ради него, и вообще, перейти на другой образ жизни, потому что души наши остаются в общении. Для духовной энергии, которую мы источаем и воспринимаем, нет никаких физических границ. Мы обязательно встретимся со своими близкими и родными, с которыми были связаны на этой грешной земле. Это тоже наше упование и наша надежда. Смею заверить, что если мы помогаем нашим ушедшим близким своей молитвой, то и они тоже по-своему помогают нам.
Исправление своей жизни к лучшему, выбор благочестивого пути – это очень важный шаг как для нас самих, так и для наших ушедших близких. По утверждению святых отцов, Господь часто забирает человека в двух случаях: либо он уже все сделал на земле и выполнил свою задачу, либо человек этот безнадежен в глазах Господа и ждать от него уже нечего, сердце его очерствело и окаменело для духовной жизни и богоугодных дел. Но мы, пока еще живы, что-то можем сделать для спасения как своей души, так и для спасения нашего рода. Как говорил Павел Корчагин: «Мы же здесь! Наша вахта еще не окончена!»
Расставания с близкими – это очень печальный, но веский повод задуматься о своей жизни, ее духовной перенастройке и ответственности за всех тех, кто нас уже покинул и еще находится рядом с нами. В такие моменты явно чувствуется дыхание смерти и близость бездны небытия, над которой, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, «мы парим всю свою жизнь». Представьте себе, что мы парим над облаками и не видим бездны. Однажды, когда облака расходятся, и она становится видна, душа наша понимает, сколь мало еще сделано настоящих дел и сколь много суеты вокруг нас. Как ни странно это звучит, но моменты потерь и расставаний, моменты ощущения бездны – это очень серьезный, весомый дар от Господа. Таким образом мы начинаем чувствовать и понимать свою ответственность за данную нам Господом жизнь, за свои мысли, дела и слова.
Современная жизнь, несмотря на все свои «цивилизационные» блага, несет очень много потерь для людей. Только за последние годы мы потеряли существенную часть своей свободы, зато приобрели ужесточение контроля за передвижением граждан, получили маски на лицо, вакцину в тело и ограничения в правах. Мы и дальше будем продолжать терять, но все дело в том, как к этому относиться. Я, например, давно уже привык смотреть на все происходящее немного отстраненно. Помните слова апостола Павла: «Продавая как-бы не продавайте, покупая как-бы не покупайте»? Не надо «прилипать» к земному богатству, — этот мир достаточно условен. То, о чем мы сегодня говорим, — это как раз те «кривые зеркала», которые нас окружают. Давайте смело их разбивать и реально смотреть на вещи! Давайте погружаться в христианское вероучение, пропитывать свои окаменевшие сердца Евангельским Преданием и Писанием, чтобы они умягчались, чтобы мы могли увидеть и понять глубину окружающей нас жизни, наши возможности и ответственность за все происходящее! Как говорил пророк Исайя, мы должны понимать слова Господа, чтобы тоже могли обратиться к нему с просьбой об исцелении. Ибо Господь, как сказано в Писании, хочет «всем спастись и в разум истины прийти», то есть, Бог хочет, чтобы все пришли к пониманию истины и спаслись. (1 Тим. 2:4). Разум истины – это одновременно и понимание условности наших утрат, — все они восполнимы в том смысле, что половина из них даже не нуждается в этом, а другая значительная часть утрат восполнима. С нашими ушедшими предками и близкими впереди нас обязательно ждет встреча, независимо от того, сколько веков назад они жили. Из Священного Предания мы также знаем, что неведомым для нас образом, когда мы сами отойдем ко Господу, мы сможем узнать своих предков по именам и в новом своем ангельском состоянии сможем общаться с ними.
Еще хотел сказать следующее: по земным, имущественным потерям не стоит особо убиваться. Священное Предание объясняет нам один важный момент: если мы что-то теряем из своего имущества или если у нас что-то украли, то надо правильно к сему факту отнестись: не убиваться по поводу потери, не страдать, а благодарить Господа.
Приведу один пример из жизни. В Киево-Печерской Лавре жил монах, который держал у себя в келье некое сокровище. Однажды у него это сокровище, попросту говоря, умыкнули. Вора не нашли, а монах страшно убивался по этому поводу, в результате чего он сильно заболел и пережил клиническую смерть, — попал «по ту сторону» мира. И вот там ему быстренько объяснили, что если он будет привязываться к земным благам и не будет правильно относиться к любому своему земному обладанию чем бы то ни было, то его будут ждать действительно непоправимые последствия. Выздоровев, монах тот всем все простил, принес покаяние и остаток жизни дожил благочестиво. Почему? Потому что, как объясняет нам Священное Предание, правильное, благоразумное, спокойное, снисходительное отношение к своим земным потерям, — не важно, что это – имущество или что-то еще, например, та же самая карьера, власть, слава, — все это воспринимается в духовных и божественных категориях как милость.
Если вы достойно принимаете скорби и испытания, которые вам попускает Господь, то это приравнивается к самым великим подвигам христианских подвижников. Если вас кто-то обидел, лишил вас чего-то или причинил вам боль, особенно незаслуженную (с вашей точки зрения), то простив, помиловав этого человека, не стараясь отомстить ему и «отключив» принцип «око за око, зуб за зуб», вы совершаете духовный подвиг, который очень полезен для вашего внутреннего человека. Не думайте о своем обидчике, с ним разберется Господь, который об этом говорит так: «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим. 12:16.). Нам надо думать о себе и своей душе, помнить, сколько мы причиняем своему внутреннему человеку травм, всевозможных ран и страданий, убиваясь по поводу, разного рода потерь и утрат. Конечно, получаться у нас будет не сразу, но постепенно, если мы с вами будем жить в том мире, который мы создаем с вами, мы научимся поступать правильно, сообразно божественным законам мироздания.