Недавние трагические события в Казахстане у всех на слуху. Но так, похоже, продлится недолго, ибо деньков через 10 коллективная группировка ОДКБ, обеспечившая во многом срыв очередной террористической атаки на постсоветском пространстве, отбудет в места своей постоянной дислокации – в России, Армении, Белоруссии и Таджикистане. И что же дальше? Неужели потревоженное казахское общество просто затихнет, и все обо всем забудут? Какие вообще выводы можно сделать из случившегося?

На мой взгляд, события в Казахстане демонстрировали не просто очередную попытку наших «заклятых друзей» взорвать изнутри то жиденькое сожительство, которое оставил нам в наследство СССР. Противник, конечно, учел уроки годичной давности в Белоруссии. На этот раз – никаких мирных демонстраций и женских протестов. Сразу – боевики, выстрелы в правоохранителей, грабежи и кровавые жертвы. Одним словом, вооруженный путч, который должен был и камня на камне не оставить от внешне крепкой, но внутренне довольно рыхлой и уязвимой казахстанской государственности.

Расчет был в целом, наверное, правильным. Но, слава Богу, пока не вышло. Почему? В этом стоит разобраться.

Казахстан, как и все остальные 15 частей некогда единого и могучего СССР, страдает от утраты своей советской идентичности, внутри которой умещалась и его державность, и его международное достоинство, и культурно-промышленный прогресс, и вооруженная мощь. Мощь всех постсоветских осколков выражалась только в СССР и его политико-идейном единстве. Когда зеркало разбивается – его не склеишь. Каждый осколок СССР, не исключая России, пострадал и умалился во всех смыслах с той лишь разницей, что некоторые пострадали больше, а другие чуть меньше.

События в Казахстане показали, что внешнее проявления цивилизационного развития лишь тонкой пленкой, да и то весьма условно, прикрывали абсолютно реальный социальный, культурный и политический регресс, возврат к пещерному отставанию и примитивизму, который как раз и были в решающей мере преодолены только после включения этой территории в состав единого и монолитного советского государства. Никакие расчеты на то, что возврат к традиционным устоям вроде «юртизации», позволит компенсировать утрату преимуществ советской индустриализации и культурного взаимообмена, не только не оправдались, но и обернулись чудовищными социальными разрывами, быстрой потерей достигнутого при СССР уровня благополучия во всех сферах и, как следствие, возникновением взрывоопасной социальной среды.

Нельзя упускать из виду и того, что осколки СССР вынуждены выживать не просто в окружении матерых колонизаторов во главе с англо-саксами, а в атмосфере всемирной трансформации под брендом инклюзивного капитализма. Под этой благопристойной вывеской мировые планировщики с максимальной жесткостью отстраивают глобальный концлагерь. И именно туда, а не в райские кущи мнимого благоденствия, они затаскивают то кнутом, то пряником постсоветские условно-самостоятельные страны. Беда последних в том, что на уровень достаточной самостийности им никогда не выйти, поскольку для этого нужен прочный исторический опыт. А в глобальном концлагере их ждет окончательное порабощение.

Что же впереди? Похоже, самим Промыслом Божьим, через бурные пороги текущих потрясений осколки СССР на собственном горьком опыте будут убеждаться в необходимости скорейшей консолидации в приемлемых политических и юридических формах того единственного государства, в рамках которого они на некоторое время смогли взлететь к высшим уровням национального достоинства и развития. Разумеется, идеологическая база такого общежития уже не будет марксистско-ленинской. Таковая исторически обанкротилась и утратила былую привлекательность. Идеологическую базу еще придется поискать, потрудиться над ней. Однако безальтернативность центростремительного, спасительного для наследников СССР, движения в ближайшие годы выглядит сегодня делом решенным. Другого пути для них просто нет. России же с ее пространствами и ядерной триадой предстоит вновь послужить точкой сборки, инструментом сращивания частей разбитого зеркала, чтобы достойно противостоять коллективному Западу и его античеловеческим планам.

ИсточникПереправа
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...