С большим вниманием ознакомился с представленным докладом Изборского клуба «Идеология Победы как национальный проект» и предложением высказать свои соображения на данную тему. Тема разработки национальной идеи и государственной идеологии мне очень близка, поскольку занимаюсь ей не один год. Еще в советский период, получив образование на факультете философии по идеологической подготовке кадров, с большим интересом погрузился в изучение вопросов влияния на сознание людей сплачивающих мотивационных идей. Тему национальной идеи, впервые, я публично затронул в программе «Выбор жизни» на телеканале «Союз», в начале 2018 г. В следующем году, предложил реализовать общероссийский медийный проект по выработке национальной идеи в рамках ВРНС и Общероссийского Общества «Царьград». В октябре 2019 г., представил доклад «Национальная идея как выбор жизни» на секции комитета ВРНС по культуре. Опубликовал около 20 статей по близким данной теме вопросам на РНЛ и других информационных порталах.
Стиль данной статьи — тезисы на полях основного доклада.
«Народ как государственное целое, как носитель цивилизации должен быть зрячим, представлять, кто он и куда идет. Лишенный идейных основ, идеологических понятий — народ слеп» (введение).
Человеческий мир подошел к решающему сражению, точнее он в него вступил. Теперь скорость разрушения существующего миропорядка, будет определяться только твердостью культурных основ народов, населяющих Землю, представляющих мировые цивилизации. В современном мире активно насаждается идеология страха, хаоса, поражения и смерти, а потому нам — представителям русской цивилизации, как никогда нужна полная противоположность — идеология Жизни — Идеология Победы.
«…Российские элиты изо всех сил сопротивляются самой мысли о возвращении в жизнь ведущей идеологии» (введение).
Отсутствие государственной идеологии — результативно проводимой, исторически выверенной, национальной внутренней и внешней политики, является для любого государства катастрофой с отложенным сроком действия. Отсутствие правильных идейно-идеологических установок и соответствующих им морально-нравственных рамок в обществе, открывает отдельным людям безграничную возможность действовать по своему усмотрению. Наличие Уголовного и Административного кодексов, при всей их возможной строгости, всегда будет лишь внешним препятствием для антигосударственных и антиобщественных деяний граждан, не обремененных религиозной или общественной моралью. Особенно это касается тех, кто обладает ресурсом власти и денег. Такие люди, как правило, используют один принцип: «не пойман — не вор».
Огромная армия чиновников и олигархов, принимающая участие в управлении страной, в определенной степени оказывается вне поля действия УК и ни один диктатор, не говоря о власти президента, не в силах удержать её в рамках необходимого влияния и контроля. Всё это, уже не один год мы отчетливо видим на примере нашей страны. Только исторически выверенная и правильно реализуемая государственная идеология, может задать понятийные границы — от желаемого до необходимого, позволить собрать государство воедино и идейно скрепить российское общество.
Сегодня актуальность выработки национальной идеи в российском обществе говорит о двух вещах: закономерном тупике, в котором оно рано или поздно должно было оказаться и с другой — о зрелости общества в попытке самоопределения.
В основе любой идеи, всегда находится Вера в достижение цели служащей маркером этой идеи. Любая идеология должна нести в себе не только глубокий смысл, но и подкрепляться действием по формуле: «Вера без дел мертва». Попытка создать идеологию, без веры в её созидательную силу и конкретных действий по её воплощению — пустая трата времени.
«Над чем и над кем нам предстоит одержать в ближайшем будущем новую Победу-наследницу?» (введение).
Для того чтобы одержать Победу, нам необходимо ответить на ряд важных вопросов: во-первых — кто наш враг, кем мы являемся в этой борьбе и что есть результат Победы? Кто вообще желает Победы и является субъектом Победы? — Народ, действующая верховная государственная власть или кто-то иной? При этом мы должны принять во внимание, что у каждого субъекта может быть свой образ Победы, как истинный, так и ложный.
Отдельный вопрос — как собрать воедино всеобщее желание Победы? Принципиально важным здесь является наличие заинтересованности народа и высокопоставленных представителей правящей власти в общей Победе. И на этот счет, как всегда, есть две новости. Хорошая — текущую ситуацию в России, от которой напрямую зависит регресс человеческой истории, можно исправить. Вторая — для того чтобы успеть это сделать, необходимо действовать из фокуса действующей в России власти. В связи с чем возникает четыре вопроса:
- Есть ли у действующей российской власти реальная заинтересованность в выработке национальной идеи?
- Есть ли у действующей власти заинтересованность в выработке национальной идеи соответствующей исконным национальным интересам?
- Есть ли у действующей власти заинтересованность в выработке «национальной идеи» соответствующей интересам только действующей власти?
- Что делать если исконная национальная идея не совпадет с ожиданиями действующей власти?
«Призывая вернуть в национальную жизнь идеологию, мы предлагаем… замысел Общего Дела» (введение).
При этом совсем не обязательно, что на первом этапе в процесс Общего Дела будет вовлечено большинство населения. Важно, чтобы в этот процесс была вовлечена прежде всего настоящая элита страны — понимающие, ресурсосодержащие и разделяющие национальную идею государства люди. В этом нет ничего нового, этот путь уже был, как минимум однажды пройден — две тысячи лет назад. Он исходил из фокуса сознания небольшой группы людей, главным ресурсом которых, на первоначальном этапе, была Вера.
«Идеологию Государства Российского в его современном исполнении не выразить без понятия «русский цивилизационный код» (гл.1).
«Русские коды» или «Русские смыслы» — это связь, скрепляющая земную жизнь человека обладающего «русской душой», с надмирным духовным пространством. К таким кодам, формирующим «вечную идеологию», можно отнести следующие:
Код Желания (Стремления и Поиска) — стремление народа к мистической Победе, влечение к Мечте, поиск «обетованной земли» где Победа уже одержана. Поиск кратчайшего пути к достижению цели («русская смекалка»).
Код Служения — вера в исполнение Божьего Промысла относительно своей судьбы, судьбы народа и судьбы Отечества.
Код Спасения (Воскрешения) — объясняет надмирность человеческого, в том числе русского бытия, демонстрирует её на примере отдельной судьбы человека и русской истории в целом, как чреде угасающе-воскресающих русских империй.
Код Созидания — позволяющий русскому человеку обрести высокий духовный смысл в повседневной рутинной работе, поднимающий его над земными заботами и подвигающий его на труд, дающий возможность бесконечно и неограниченно получать энергию из вне (черпать «Духовные силы»).
Код Мира — призывает к удержанию мира на земле и выстраиванию добрососедских отношений с окружающими. Поддержание как можно более долгого и мирного сосуществования народов на Земле, поскольку Мир — важнейшее условие духовно-религиозного Спасения максимально возможного числа людей с момента грехопадения.
Код Защитника — призывает нас к обороне своего государства с целью осуществления Божьего Промысла о России, реализацию которого обязано обеспечить государство. Противостояние опытным, действующим не одну сотню лет противникам, изо всех сил стремящимся разрушить Храм на Холме и уничтожить Русскую Мечту. Русские земли, сокровища и богатства — всего лишь бонусы в этой целенаправленной Вселенской войне.
Код Справедливости и Правды — определяет местоположение русского человека и русской цивилизации, исторически занимающей место на стороне добра, защите правды и стремления к справедливости.
Код Добра и Жертвенности — устремляет человека с русской душой к бескорыстной помощи всякой иной душе, при этом возможно во вред себе.
Код Победителя — духовное чувство, отчасти выраженное в русских мифах и сказках, утверждающее, что добро всегда побеждает, а потому в финале, непременно и окончательно победит зло.
Сейчас, на первом этапе, важно очень точно определить вход в систему Русской идеологии — «определить точку сборки».
«Русские обращены к концу вещей, видят развитие рода человеческого в свете эсхатологии» (гл.1).
В общеизвестном смысле «Русский», означает не только национальность, но и отношение — любовь к России как своему Отечеству, знание языка, признание традиционных духовно-нравственных ценностей, стремление к справедливости, миру и созиданию. Поэтому «Русскими» могут быть люди любой национальности: русские татары, евреи, башкиры и т.д. В более глубоком понимании «Русский» — это ещё и свойство человека, выражающееся в стремлении постижения конечного смысла жизни, вещей и явлений, а потому «Русскими» могут быть и люди не проживающие на территории нашей страны: американцы, французы, немцы и т.д., т.е. те, кто обладает важной духовной опцией — душой прославляющей Бога, православной «загадочной русской душой». Эти люди способны смотреть на всё относительно конечного замысла Творца. Они несут созидание и являются, по сути, защитниками Мира на Земле. Это «космический духовный спецназ» защищающий планету от разрушения и духовной гнили. При этом далеко не все русские по национальности являются «Русскими».
«России нужна идеология, обеспечивающая быстрое и системное независимое развитие» (гл.2).
Нам действительно, крайне нужна «Идеология Победы», способная стать полной противоположностью идеи человеческого падения насаждаемой «цивилизацией Потопа». Игра началась. «Ковид — 19» — всего лишь один из способов достижения замысла группы лиц, принявшей решение смахнуть все «лишние» фигуры с доски. Это не эмоция, а продуманное расчетливое решение вынашиваемое долгие десятилетия (если не сказать больше). За этим шагом лежит оформленное желание построения «нового светлого мира» на Земле, по сути «рая для избранных полубогов». В умозрительной теории, заключенной в оболочку предельно-страстного желания это возможно, учитывая колоссальные материальные ресурсы и технологические возможности, сосредоточенные в руках этих людей. Но на практике этот мировой проект обречен на неминуемый крах, поскольку в нём принципиально отсутствует параметр, который не приемлют в своих расчетах земные демиурги. Он изначально направлен против Бога и Его замысла о человеке. В отличие от предыдущих, на это раз, используя последние научно-технические достижения он претендует на охват всего человечества. Но при этом, пытается решить всё туже древнюю, заведомо не решаемую задачу — поставить на вершину принятия окончательного решения о судьбе человека, не его Создателя — Того Кто сотворил человеческий Мир, а самого человека, за спиной которого всё отчетливее ощущается жаркое дыхание безумной гордыни. Это как попытка управлять миром сидя в стеклянной банке, рассчитывая на свои внутренние возможности, но не представляя границ и устройства реального мира. Поэтому сколько бы не трудились «творцы» данного проекта, любые его «достижения» будут носить лишь временный характер.
Если мы рассмотрим Россию, в качестве примера отдельной взятой цивилизации, то увидим, что любые персональные или внутриклановые умозаключения и идеи, при решении больших общенациональных, тем более затрагивающих религиозный аспект вопросов — без принятия их народом неминуемо приводили к краху, а государство в тупик и к раздорам. Так произошло при проведении церковных реформ Патриарха Никона, когда руководствуясь благой целью привести в порядок и унифицировать церковное богослужение, «всего-то» не было дано объяснение народу смысла этого церковного действия — в итоге великий Раскол. Тоже самое произошло в результате реформ Петра I, когда царь единолично упразднил институт Патриаршества и этим разрушил «симфонию светской и церковной власти». Не сложное на первый взгляд преобразование оказалось катастрофическим, оно изменило весь базовый механизм управления русским государством и привело через двести лет к падению монархии.
К тому же, можно отнести крах богоборческих идей большевизма в конце XX века, и мало отличающихся от них в духовном плане, либеральных идей. Неминуемо к тому же, приведут современные идеи построения очередного «чудного светлого мира». Сама история в нашем примере, подчеркивает незыблемый принцип: «Глас Народа — глас Божий». Пока мы сохраняем свою культуру — мы народ, пока мы народ — Господь не оставит нас без Своего Промысла и попечения. Но как только мы основательно утратим свою религиозную культуру, то увидим настоящий закат человеческой истории.
«Нас ждёт событие-метаморфоза, переломное событие кризисного типа, преобразующее мир. И оно должно быть отражено, заложено в идеологии как предвидение и в то же время как важнейшая точка на горизонте наших целей. Это событие, по природе своей роковое, должно для нас стать как можно более осознанным, и главное — мотивирующим на формирование стратегии антикризисного типа, и к волевому переходу России к подобной стратегии» (гл.2).
Действительно в истории человечества уже случались подобные события и главным из них можно назвать «Всемирный Потоп», когда человеческая цивилизация настолько отклонилась от достижения цели и смысла своей истории, что Создатель вынужден был попустить мировое бедствие, которое вернуло к началу Новой истории человечества, точнее её продолжению — всего 8 (!) человек. Можно предположить, что в случае дальнейшего стремительного падения человеческого сообщества, для сохранения Человека (не человечества), в рамках замысла его жизни на земле, Господь и на этот раз попустит событие или события, которые резко изменят ход человеческой истории.
«Цель предлагаемой идеологии — после прохождения точки бифуркации удержать культурный и технологический потенциал XX столетия, высокую культурную классику старых эпох» (гл.2).
Проблема исходного целеполагания как смысла русской истории, по сути, состоит не в его поиске, он не раз был озвучен в пространстве культуры на протяжении многих веков существования русской цивилизации, а выборе правильных путей его достижения. Учитывая постоянное падение религиозной культуры, изначально направленной на создание актуальных движущих смыслов приводящих к заданной Создателем конечной цели, нам каждый раз надо искать не сам смысл жизни, а новые пути его постижения и достижения, принимая во внимание стремительно растущий научно-технический уровень развития цивилизации на фоне деградации общей культуры.
Другими словами — нам не надо изобретать велосипед. Необходимо, учитывая падение духовной культуры постоянно повествовать широким слоям общества, в чём состоит смысл этого механизма. Как бы мы его не усовершенствовали, его предназначение в конечном итоге должно остаться неизменным.
Главное для нас, научиться видеть и не терять истинный смысл человеческой жизни. Не заниматься его бесконечным бесплодным поиском, а решать перманентную творческую задачу — подбирать для миллионов людей образы и пути его постижения, равно как и возможности достижения.
«Главный наш враг — это то, что разрушительно для нашего цивилизационного кода». Речь идет о войне цивилизационных проектов. Острота проблемы «образа врага» для России сегодня связана с тем, что управляющие рычаги Цивилизации совокупного Запада захватила элита принципиально нового типа…Ее можно обозначить как «клир» или «новое жречество» (гл.3).
В человеческой истории именно жрецы, как носители высшего знания всегда выступали духовными водителями общества. Ключевым является то, что именно принимает общество в качестве высшего знания, чему оно готово верить и поклоняться.
В геополитическом соревновании по построению и управлению глобальным миром выигрывает тот, кто строит свою политику из максимально глубокого фокуса представлений, навыков и знаний о его устройстве. Такие знания, помимо науки, дают религиозные учения, опирающиеся на многовековой человеческий опыт и потому формирующие наиболее полное и глубокое представление о мире. Особенно это относится к тому, что находится за границами современного научного знания.
Россия является носителем культуры занимающей центральное место во всей иерархии существующих мировоззрений, позволяющей ей решать любые задачи на разных уровнях. Практическим подтверждением этому служит вся её история, от «Древнерусского государства» до наших дней. Основным условием успешного движения России, является удержание государства в первоначально заданном мировоззренческом фокусе, обретенном Святой Русью в лице её верховной власти и народа, в период Крещения Руси более тысячи лет назад. С его исторической утратой в прошлом столетии, произошло падение и разрушение одной из самых могущественных империй мира.
Именно мировоззренческий фокус является самой главной ценностью России как государства. Потому он автоматически становится первостепенной целью подлежащей разрушению со стороны наших противников, или как сейчас часто говорят — «геополитических партнеров». Подчеркнем важность этого утверждения — наличие точного мировоззренческого фокуса (сфокусированности на главном), дает глубину видения мировых процессов и позволяет послойно решать любые задачи, от главных до второстепенных.
Взгляд на историческое прошлое, современное и будущее, через призму религиозного опыта используемого нашими «партнёрами» составляет несколько тысяч лет. Соответствующий совокупный опыт восприемствованный Россией — не меньше. Разница состоит в том, что «партнеры» применяют его постоянно, а Россия, утратив свою первоначальную религиозную культуру в области государственного управления в эпоху Петра I, стала возвращаться к нему в лице верховной власти лишь на рубеже 2000 годов.
Как ребёнок не может противостоять взрослому человеку, так и у современной Российской власти нет никаких шансов оставаться независимой и пытаться самостоятельно проводить суверенную политику, если она не будет применять свой духовно-исторический опыт на практике, при этом в самом широком формате. Для успешной реализации такого опыта, необходимо целостное и единое понимание цели и задач, стоящих перед тремя главными движущими силами: государственной властью, церковной властью и народом.
Внутренним, связующим элементом этих отношений, должно служить духовное единство в религиозной вере. Внешним — общественная идеология, при отсутствии которой мы будем всегда разобщены и дезориентированы. Это также хорошо понимали наши противники, участвовавшие в 90-е годы в подготовке Конституции РФ, осознанно не допустившие появления раздела идеологии в Основном законе страны. Никаких фокусов, все просто и ясно, воевать со слепыми легче и проще. Сейчас в эпоху крайней геополитической напряженности вопрос стоит так: или мы все проснемся или … умрем во сне. И самое главное — рецепт эффективного управления страной есть, он содержится внутри нашей культуры. Остаётся его только декодировать и доработать применительно к современным условиям.
/на основе статьи автора: «В чём фокус, или что является главным для успешного управления страной»/
«Поэтому демографический упадок России, подрыв ее жизненных сил стал важнейшей целью нашего врага, целью двух Смут (1905 — 1920 гг. и затем 1986 — 2000 гг.), в разжигании которых Запад принял активное участие» (гл.3).
Со времени образования Руси как государства, не смотря на все катаклизмы, в нашей стране присутствовал постоянный прирост населения. Начиная с имперского периода его количество исчислялось десятками миллионов людей. Проблема народонаселения отсутствовала и в сложный советский период, тогда количество жителей страны также неуклонно росло. Важной особенностью является то, что и в первом и во-втором случае государство имело ясную цель, идею развития и соответствующую ей идеологию, при этом, не смотря на их полную идейную противоположность.
На сегодня Россия находится в неопределенном мировоззренческом состоянии, без ясной формулировки цели своего существования, в ситуации разрыва между провозглашенными доктринальными установками («Стратегия национальной безопасности», «Основы государственной культурной политики» и т.д.) и практикой их применения. Такая неопределенность, в сочетании с ухудшающимся экономическим положением дезориентирует население и прямо отражается на демографическом состоянии страны. Для исправления сложившейся ситуации необходимо ясно сформулировать идеологическую направленность развития государства и начать на деле исполнять существующие и вновь принятые законы, а также озвученные базовые стратегии.
Сегодня лидеры глобального мира, не позволят вымирающему народу, составляющему менее 2 % от населения земного шара, владеть четвертью мировых запасов ископаемых, чистой природной водой, лесами и самой большой территорией на планете.
«Естественная» убыль населения, за прошедший год достигла почти одного миллиона человек. Такие темпы вымирания довольно четко очерчивают период схлопывания России как великого государства. Это неминуемо произойдет, если мы не успеем изменить главный тренд. Мировая история говорит нам о том, что народ оставляющий свою Веру — обречён. Как бы он не ликовал в момент своего «освобождения от рабской культуры», выбирая новые гаджеты и восторгаясь «удивительным миром будущего».
/на основе статьи автора: «Россия: между жизнью и смертью»/
«Нынешнее государство Российское предельно десакрализовано, идея власти как дела чести подверглась профанации и диффамации, по-русски говоря, смешению с грязью» (гл.4).
Проблема десакрализации российской власти имеет глубокие корни. Она ярко обозначилась в эпоху Петра I, когда он увлёкся идеей превращения светского монарха в «главу церкви». Именно тогда стала формироваться новая идеология развития государства. Её главными атрибутами стала унификация, жесткая вертикаль власти и десакрализация церкви.
По сути, именно Петр произвел отделение церкви от государства, превратив её, говоря языком того времени, в «ведомство православного исповедания» необходимое для «формирования народной нравственности в угоду могущества и процветания государства». В результате положенные в основу нового государственного управления: «просвещенный абсолютизм», разрушение соборности и отказ церкви от самосознания природы своей власти, запустили скрытый механизм долговременного ослабления русской государственности, пагубно проявивший себя через два столетия падением монархии.
Изменив отношение к религии в обществе, создав нового светского человека, Петр I с одной стороны — преодолел жесткое религиозное противостояние, с другой — на долгие годы отодвинул религиозные принципы от управления государством. При нём религиозность стала превращаться в принадлежность частной жизни.
/Из пленарного доклада автора на XXV Рождественских чтениях (Новосибирск, декабрь 2021)/
«Политическая элита обязана ясно сознавать, что у ее народа есть базовая картина мира… Если элита не сознает этого или пытается приглушить такое осознание — ей не место на вершине социума» (гл.5).
Как сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл: «Народ и элита должны быть нераздельны. Элита это не те, кто поднялся выше народа, а те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Чтобы воспитать элиту надо воспитать народ». К этому можно лишь добавить, что подлинная Элита России — это те, кто каждый на своем месте создает будущее страны угодное Богу.
«Итак, кто мы?» (гл.5).
Без сомнения этот вопрос является самым важным в деле нашего государственного самоопределения. Ответив на него, мы как не странно сможем легко ответить на все последующие: куда нам идти, что делать и т.д. Для этого нам необходимо заглянуть в начало истории образования государства.
Важнейшим условием становления государственности древней Руси, стало Крещение русского Народа во главе с Киевским князем Владимиром и образование Русской Церкви.
Крещение Руси — это не обряд, совершенный по прихоти князя, но священное действие, образовавшее духовный Союз русского народа с Богом, заложивший сущностную основу древнерусского государства и на века определивший цель и смысл его дальнейшего существования. Все последующие ключевые моменты истории Древней Руси и России, имеют своё смысловое прочтение исключительно в контексте этого события, открывшего русскому народу врата в вечность: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…» (Ин.3, 5-7).
Именно Крещение русского народа, является отправной точкой к пониманию смысла всей последующей мировой истории. Как Крещение отдельного человека изменяет его судьбу, так и Крещение русского народа, присягнувшего служению Богу, навсегда изменило жизненный путь русского государства.
Суть самого события состояла в следующем: три субъекта: Народ, Верховная государственная (на тот момент княжеская) и Церковная власть, дали обет Богу в том, что они будут жить по Закону Божию, хранить и защищать Христианскую Веру.
Для выполнения именно этого, добровольного принятого на себя обязательства — жить по совести, хранить и защищать Христианскую Веру, Бог дал народу принявшему Крещение все, что для этого необходимо: могучую силу духа, самую большую территорию, самые большие природные богатства, высокие интеллектуальные способности (русскую смекалку), самую сильную армию и вооружение, умение воевать и побеждать врагов защищая свою землю. Всё это, только ради одной цели — защиты православной веры на земле.
С тех пор защита территории своей страны ради защиты веры, исторически выраженная в призыве русских воинов-богатырей сражаться: «за землю русскую, за веру христианскую», столетиями служила ключевой формулой народа населявшего Русь, а затем и Россию.
С момента Крещения, служение Богу стало безвременной миссией России определяющей весь дальнейший смысл её существования направленный на реализацию Божьего Промысла о человеке.
Образно говоря, Россия — это былинный богатырь, стоящий на страже мира. Безвременно заступивший в духовный и боевой дозор, которому для несения этой службы вручены соответствующие доспехи и всё что для этого подобает. Земля, на которой он стоит, всего лишь основание — место его Служения.
В случае если в народе иссякнет Вера и прекратится Служение — не станет у него и земли. Отнимется всё, что он имел, исчезнет и рассеется сам народ вместе с великой Россией. Неминуемо повторится то, что уже было в человеческой истории с народами Израиля и Византии, отступившими от истинной Веры, оставившими Служение, и тем самым расторгнувшими свой Союз с Богом.
Говоря современным языком, мы тоже можем выйти из договора, только надо отдавать полный отчет о последствиях. Важно не уподобиться муравью, решившему, что он самостоятельно, без чьей-либо помощи может переплыть океан.
Поэтому отвечая на вопрос: Кто мы? Можно ответить просто — мы исторический народ присягнувший Богу в истинной Христовой Вере, взявший на себя безвременное обязательство перед Ним в её хранении и защите.
/на основе доклада автора «Национальная идея, как выбор жизни» на XXIII ВРНС (секция по Культуре. Москва, 17.10.2019)/
«Над вопросом о миссии: зачем мы на земле? — не один век билась русская мысль» (гл.5).
Преподобный Амвросий Оптинский говорит нам: «Где просто, там и ангелов со сто, а где мудрено, там не одного. Где нет простоты, там одна пустота»
В религиозном аспекте на вопрос «зачем мы на земле» — ответить не трудно. Мы на земле, для того чтобы исполнить Замысел Творца относительно человека.
Но тогда встает другой: в чем состоит Замысел Творца относительно человека, или: в чем состоит смысл жизни человека по Замыслу его Творца?
Получается так, что для ответа на вопрос о судьбе и смысле существования русского народа — самого массового носителя православной веры на земле, мы вынуждены дать ответ на самый главный вопрос — зачем живёт на земле Человек?
Сама история становления русской государственности посредством Крещения целого народа, несомненно говорит о его мессианском предназначении. Это обстоятельство многократно было отмечено на протяжении его истории всеми, кто обращался к русской идее.
Существует ли у России как государства, особый смысл — миссия которую она непременно должна исполнять. Её «государственный цивилизационный код»?
Крещение русского народа, представляет собой исторический акт актуализации его мессианского предназначения для реализации Божьего Промысла о человеке.
Для реализации Божьего Промысла о человеке — его Спасении, на земле в силу существующей формы организации человеческого общества, должны существовать государства, или хотя бы одно самодостаточное государство способное обеспечить этот процесс.
В современном мире, единственным самодостаточным государством, основанным на ценностях православной культуры и способным физически защитить свой цивилизационный выбор является Россия. Именно поэтому Россия представляет собой в большей степени цивилизацию, а не государство.
Исходя из этого у России есть две основные миссии:
Внутренняя миссия России (национально-государственная) — создание условий жизни благоприятствующих приумножению народонаселения страны для исполнения Божьего Промысла о человеке — православного Спасения государствообразующего русского народа, и его мирного сосуществования с остальными народами исповедующими другие традиционные религии на территории России.
Внешняя миссия России (цивилизационная) — поддерживать Мир, быть живым примером в качестве духовного ориентира для других народов. Оказывать помощь в создании условий исполнения Божьего Промысла о человеке — православного Спасения людей на других территориях.
Все остальное, следующее из этих постулатов, будет являться производным в деле исполнения исторически возложенной и одновременно принятой на себя русским народом (Россией) миссии.
Выводы, которые можно начать извлекать из данных постулатов, носят сугубо практический характер и, по сути, могут (и должны) являться триггерами для принятия управленческих решений по эффективному управления страной, и формированию желаемого будущего.
Важным ориентиром на этом пути, можно считать стремление к управлению государством в состоянии соработничества с Творцом. В будущем, в случае благоприятного развития ситуации, такой подход способен открыть естественный путь к образованию максимально результативной — монархической формы правления государством.
«Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём» — это выражение не метафора, а точная формула выражения смысла в деле достижения конкретных результатов.
В качестве отдельных производных выводов можно привести следующие: Почему Россия последовательно стремится к поддержанию мира на планете? (во все времена, при любом государственном устройстве, включая Советское время за небольшим периодом большевизма). Причина проста: Мир на Земле — главное условие образования наибольшего числа Спасенных во Христе со дня сотворения мира. Кстати продолжение этой политики мы отчетливо видим и сейчас.
Следующий вывод. Срок существования России как единого государства, прямо зависит от степени реализации ей своей исторической миссии, безвременную ответственность за которую несёт тот, кто дал клятву верности Богу при Крещении, а именно: Верховная (государственная) власть, Церковная власть и Народ. Как показал имперский период России, если Церковь и Народ (в том числе окружение Царя) престают в полной мере нести свой Крест — Царь не в силах долго удерживать государство от разрушения. Срок удержания верховной власти в России находится в прямой зависимости от успешности решения действующей властью главной национально-государственной задачи. Как неизменно свидетельствует история нашего государства, эта формула отображает всю полноту иерархии власти в России, действует вне времени и стоит выше любых властных человеческих усилий и желаний. При этом имеет вполне определенный параметр своего прочтения.
Еще один вывод. Россия, как мировое государство может существовать неограниченно долго, а именно столько, сколько будет реализовывать свою главную функцию — приумножение народонаселения и обеспечение условий Православного Спасения государствообразующего русского народа, проживающего в мире с остальными народами, исповедующими другие традиционные религии на территории России. Обрушение всего остального мира вследствие полного отступления от Бога, не является условием прекращения исполнения данной функции и дальнейшего существования России.
Во времена Великого Потопа спаслись те, кто взошел на Ковчег Ноя, двери которого были открыты для тех, кто желал Спастись. Именно потому формула: Россия — Ковчег Спасения, является точным выражением главной миссии России в современном мире. Миссии, которую Божиим Промыслом должна взять на себя Россия. Но сделает ли она это — вопрос открытый. Это вопрос к действующей государственной, церковной власти и народу России.
Промыслом Божьим, Ковчег Ноя спасая лишь несколько человек, дал возможность продолжить жизнь всему человечеству. Россия как Ковчег Спасения, может и должна спасти всех кто жаждет Спасения, и отдалить человечество от его гибели и на этот раз.
Начавшийся в современном мире Духовный потоп, уже вызвал немалое потрясение народов. Это обстоятельство даёт сегодня России уникальный шанс — представить платформу стабильности, с динамично развивающейся традиционной культурой, для привлечения всех народов мира, иными словами принять на борт тех, кто хочет спастись. Тех, кто искренне готовы стать «Русскими», принять традиционные духовные ценности русского мира и послужить новому Отечеству. Как в имперский период не раз делали русские самодержцы. Для этого у России есть всё: обширная территория, природные богатства, полноценная культура, мощная армия, тысячелетняя история Православия с сонмом святых, но не достаёт главного.
Россия должна явить миру свою доктрину Спасения. Принять ответственность перед Богом за свою цивилизационную миссию и проявить твердую духовную волю. В этом может и должно состоять великое жертвенное самоопределение подлинной государственной Власти России. Это решение, в свою очередь, может открыть путь к Соборности — самому результативному принципу общественно-политических отношений для Русской цивилизации. Отношений построенных на основе «симфонии властей»: власти Элит (государственной власти), Церкви (духовной власти) и Народа (власти на местах).
Сейчас, перед Русской властью открывается уникальная возможность изменить мировую историю и превозмочь гибнущий мир. Сделать это можно без помощи оружия, опираясь на безвременно-присутствующий в мире Божественный Промысел о Спасении человека, используя оружие лишь в случае защиты Русского мира. При этом начать такие изменения надо не когда-то в будущем, а именно сейчас, поскольку исторические часы начали отсчитывать минуты. Мировая партия переходит в эндшпиль. Количество фигур на доске, согласно планам мировых игроков должно стать минимальным. Победителем станет тот, кто сможет устоять в этом начинающемся мировом шторме. Главным нашим преимуществом будет то, что мы копили и складывали веками — наше традиционное мировоззрение и вера. Не погружение в увлекательный, скоротечный проект земных демиургов, а живое участие в безвременном Вселенском Замысле Творца.
В завершение раздела, кратко отвечая на главный вопрос: «Зачем мы?» Можно ответить — мы для исполнения Промысла Божия о человеке на земле, состоящего в его спасении через воссоединение с Богом.
/на основе частично опубликованной работы автора: «Концепция культурно-исторического пути России в свете ортодоксально-христианской догматики»/.
«В чем же выбор Русской цивилизации? На наш взгляд, он в том, что главным критерием прогресса для нас будет построение общества созидателей, творцов… Таким образом, открыт вопрос об образе развития — куда развиваться, в какую развитость расти…» (гл.5).
Вектор развития России, куда бы он не был направлен, всегда должен быть увязан с Божественным Промыслом о человеке. Потому, для нас крайне важным является построение такого социально-духовного механизма в обществе, который может позволить воспитывать, образовывать и направлять творчески-созидательную энергию людей на достижение современных потребностей общества, при этом сообразовывая его настроения и желания с перманентным Божественным Промыслом.
«В современной демографической политике, как России, так и других стран кардинально недооценен духовный фактор, воздействующий на волевое самоопределение людей. Как показывают не ангажированные исследования, основная мотивация в вопросах рождения детей связана не с материальными факторами, а с вопросом наличия воли к жизни, жажды жизни, наличия витальной силы в людях» (гл.5).
Действительно, зададимся вопросом: падение рождаемости в России — это проблема современных экономических условий жизни или бессознательное нежелание русского народа плодить безбожников и самому жить без Бога? Анализ мировой проблемы падения рождаемости, даже в странах с высоким уровнем материального обеспечения показывает, что материальная сторона не является главным фактором. Критическое падение рождаемости — результат неверия людей в своё будущее, полное отсутствие или весьма искаженное отношение людей к Богу. Мы всё чаще умираем потому что нам не зачем жить. Однако можем и обязаны победить в этой войне со смертью, поскольку сам механизм Победы ещё хранится в нашей культуре. Он неотделим от возрождения веры и её практической реализации в делах.
Утрата веры народом — это не только потеря ориентации в мировом пространстве, но и утрата смысла жизни, движения нации к ясной обозримой цели. Нет идеи, нет соответствующей идеологии — нет стремления к жизни. Против нас даже открытая война не нужна, потому что удержание России без цели и государственной идеологии, это и есть война. При том как видим, с крайне тяжелыми потерями.
Время самоопределения русского народа в стране, где всё ещё строят храмы и у любого человека есть возможность приобщиться к своей исконной вере, подходит к концу. Народ знающей о Боге и не приемлющий Его — не жизнеспособен. Россия без Бога, без своей традиционной культуры обречена на развал и уничтожение и речь здесь идёт не о будущих поколениях, а конкретно о нас.
Единственная возможность изменить грядущее, состоит в защите наших исконных духовных ценностей и культуры. Это именно тот самый духовный камень, который сейчас необходимо положить во главу угла. Формирующийся на этом твердом, многовековом основании созидательный труд, позволит обрести народу не мифическое процветание, а то, что имели наши деды и прадеды — большое, сильное православное государство с многонациональным народом и быстро приумножающимся населением, занимающим одну шестую часть суши. Это позволит не только решить актуальную задачу народосбережения, вернуть духовную силу и могущество нашему народу, но и продолжить историческую миссию России как государства и цивилизации.
/на основе статьи автора: «Россия: между жизнью и смертью»/
«Один Народ — Одна Судьба — Одна Победа» (гл.6).
Великолепная формула — «пропуск» для тех, кто готов войти в Ковчег Спасения.
«Царствие Небесное — это Победа. Недаром на Распятии, попирающем ад, греческими буквами выведено слово «Победа». Эта высшая Победа, Победа побед, складывается из бесчисленных одолений, из побед, одержанных народом на пути к Мечте» (гл.6).
Победа — слово глубоко органичное нашему большому многонациональному народу. Если учесть то бесконечное количество войн, которое пришлось пережить нашей стране и её современный статус, учесть число предстоящих перед Господом русских святых, и тот нескончаемый перечень людей, которыми может и заслуженно должна гордиться страна, то мы искренне можем сказать: Россия — великая историческая страна Победитель, равно как и её большой многонациональный народ.
«Контуры Образа Будущего» (гл.7).
Мы не должны уподобляться тем, кто строит замки на песке. Наше будущее складывается из нашего тысячелетнего прошлого и настоящего, в основе которого заложено то, о чём можно только мечтать — Союз Творца Вселенной с русским народом. С одной стороны — это накладывает на нас большую ответственность, с другой, представляет невероятные преимущества, которые нам даны для созидания мира. Такого мира, который непременно начнет выстраиваться (что важно подчеркнуть) немыслимым для нас образом, как только мы начнем к нему движение по правильно намеченному пути. Наше настоящее и будущее будет складываться на наших глазах, здесь и сейчас, с каждым правильно сделанным шагом, поскольку в таком настоящем и будущем — мы лишь Соработники Творцу.
Что удивительно, для позитивных изменений нам не нужны сверхусилия. Нам надо не столько что-то делать, сколько не делать. Вспомним о том, что древнеславянская «седмица» у нас носит простое название «неделя». Относительно настоящего, нам «всего лишь» в государственном домостроительстве, не надо творить зла и делать что-либо противное Богу, тогда положительные перемены не заставят себя ждать. Всё как в русской сказке, как мы любим: «по щучьему велению».
Но мы должны упорно создавать и бороться за своё будущее. Для его формирования нужны яркие, правдивые образы, простые, но вместе с тем возвышенные смыслы — всё это есть в нашей истории и настоящем. Они всегда присутствовали в нашей советской фантастике, и должны появиться в той, которую ещё только предстоит поднять на уровень Русской Мечты.
Нам нужен Русский «Голливуд», но не как американская фабрика грез, которая используя ложные образы и события, может лишь на исторически короткое время воздействовать на сознание людей. Нам нужна Русская фабрика смыслов, киноидей, фабрика Русской Мечты, имеющей под собой твердое историческое основание, являющееся продолжением в будущее многовековых традиций культуры, достижений, идей, земных и духовных устремлений нашего народа.
«Национальная идея — это то, что творит из разрозненной массы народ, дает ему смысл и цель. Идеология — это национальная идея, выраженная во времени, здесь и сейчас» (Итоги. Выводы)
Национальная идея — это безценный клад положенный в недра человеческой души. Для воплощения в жизнь его просто необходимо обнаружить, достать и очистить. Этот и есть процесс выработки Национальной идеи, которая представляет собой мысленный образ, идеал, высшую цель достижения народа.
Провозглашенная на государственном уровне, Национальная идея — путь движения нации. Её отсутствие, означает отсутствие объединяющего начала и ориентации общества в духовном, мировом и политическом пространстве.
Национальная идея исторически тесно связана с Мечтой русского народа. Их отличие в том, что первая отвечает на вопрос — в чём состоит наша цель? Вторая — почему мы желаем её достичь? Большая Мечта — это представление о желаемом будущем, побуждающим человека к действию, в диапазоне от — чего он может достичь, до того — чего не может.
Мечта русского человека нечто иное — это то, чего он может достичь, но за пределами своих возможностей. Когда ему в этом помогает Господь — помогает потому, что русский человек Верит. Вековая Мечта русского народа – это торжество правды и справедливости устремляющее его к Царствию Небесному, в котором всё покрывает милосердие и Любовь. Наш народ всегда жаждал справедливости, потому его духовно-исторический путь — это отстаивание правды, путь восхождения к справедливости, милосердию и Любви.
Крайность в отсутствии правды и справедливости в жизни русского народа, была всегда свидетельством больших нестроений в стране. Учитывая современное состояние можно отметить, что главный дефицит в России — это не недостаток денег или иных благ, а отсутствие их справедливого и разумного использования для решения национально-государственных задач. Опасное сдерживание творческого и производительного потенциала народа, разрушительное отсутствие идейных установок. Такое положение делает наше общество крайне неустойчивым и взрывоопасным.
События столетней давности, наглядно показали как в России духовное и идейное превалирует над материальным, как распрямляется сжатая в народе пружина жажды справедливости, и что происходит потом, если она толкает народ не в сторону его выверенного исторического пути. Наш народ устал от глупости, унижения, лжи и самое главное — от невозможности самореализации. Последний показатель очень критичен, поскольку реально сдерживает живую энергию масс и в случае обоснованного предложения убрать это препятствие, может снести любую плотину. Этот фактор явно учитывается творцами оранжевых революций. Будем надеяться, что это обстоятельство примет во внимание и действующая власть.