Владимир Овчинский: Звёздные войны – 2022

Военно- космические операции для большинства людей вызывают в воображении образы голливудских «Звёздных войн»: огнестрельное оружие с лазерным приводом, звёздные истребители и линкоры, а также взрывы космических огненных шаров, которые разбрасывают космические обломки в бесконечность и дальше. Предполагается, что это космический бой между массивными противоборствующими силами, вооруженными специальными военными космическими кораблями, оснащенными арсеналом космических орудий, которые перемещаются к точкам в космосе с ускорением световой деформации. Ожидается, что одна сторона победит другую или (лучше) что они могут прийти в себя и заключить какой-то вестфальский космический договор.

Однако изучение реальности приходит к несколько иным выводам. Если задействовать ведущих национальных космических экспертов, как это сделал Центр политики в области ядерного нераспространения (Арлингтон, штат Вирджиния, США, — директор Генри Сокольски), и определить наиболее вероятные краткосрочные и среднесрочные угрозы, то звёздные войны не будут проблемой. Вместо этого головной болью в ближайшем будущем являются относительно медленные роботизированные спутники сближения, наземные электронные глушители, а также кибероружие и лазеры, предназначенные для вывода из строя спутников без образования космического мусора.

Чёткий, черно-белый космический бой маловероятен. Вместо этого многие наземные и космические угрозы будут якобы «мирными». Лазерные устройства слежения за спутниками, коммерческие системы наблюдения за космосом, спутники для удаления космического мусора и космические корабли-заправщики — все они будут иметь и выполнять законные гражданские миссии. К сожалению, эти же системы можно использовать для выполнения противоспутниковых миссий, включая повреждение, выгрузку топлива и изменение местоположения спутников-мишеней. В некоторых случаях эти системы могут принадлежать и управляться частными коммерческими фирмами.

Даже первоначальный военный ответ на эти угрозы, скорее всего, не будет драматичным. Вместо смертоносных звёздных войн предпочтительным ответом на сближающиеся космические корабли, которые пытаются слить топливо, вывести из строя или переместить ключевые спутники, будет мягкое отталкивание таких приближающихся космических кораблей на безопасное расстояние с помощью спутников-телохранителей.

Сокращение военных соревнований в космосе с помощью дипломатии будет в лучшем случае сложной задачей. Доверие низкое и, вероятно, упадет еще больше. Правила дорожного движения и «красные линии» для поведения в космосе будут полезны, но если они не будут выполняться сами по себе, такие соглашения не будут должным образом обеспечиваться и могут фактически усугубить ситуацию.

Ни один из этих выводов не является интуитивным и, по сути, не был ожидаемым, когда указанный Центр использовал опыт нынешних и бывших космических чиновников и экспертов для проведения космической военной игры. Разработанная при содействии нынешних и бывших высокопоставленных чиновников Государственного департамента США, НАСА, разведки, космической промышленности и Министерства обороны, трехходовая игра, в которую играли в течение двух недель, была сосредоточена на возможном приближении к китайской коммерческой блокаде Тайваня. В игре Пекин пытается удержать Японию и Соединенные Штаты от прихода на помощь Тайбэю, угрожая, а затем фактически атакуя несколько спутниковых систем США и Японии.

Отличие этой игры заключалось не в том, что она не была засекречена (результаты большинства военно-космических игр, в которых участвовали участники с допуском к кодовым словам, не были обнародованы). Дело в том, что игра охватывала гораздо больше, чем военные закупки и оперативные вопросы, и включала не только нынешних и бывших высокопоставленных чиновников, имевших специальные разрешения на доступ, но и внешних экспертов. Наконец, участниками игры были не только военно-космические техники, но и специалисты региональной и космической дипломатии, а также универсалы внешней и военной политики. Многие из участников раньше играли в секретные космические военные игры.

Этот отчёт (опубликован в январе 2022 г. в Bulletin of the Atomic Scientists) отражает не только то, что произошло во время игры, но и три подготовительных встречи к игре. Участники игры представляли США, Китайскую Народную Республику, а также Японию и союзников США в Индо-Тихоокеанском регионе. Первый ход был назначен на 2027 год. Второй и третий ходы были назначены на 2029 год. На первом этапе Китай инициировал операции по контролю над космосом, призванные ослабить решимость региональных союзников США (например, Японии, Южной Кореи, Австралии) противостоять усилия Китая по обеспечению соблюдения запретной экономической зоны (фактически экономическая блокада, усиленная требованием введения тарифов на проход) направлены против Тайваня.

Формат и сценарий игры

Участники игры были распределены в одну из трех команд: США, Китайской Народной Республики, Японии и региональных союзников (Австралия, Южная Корея, Тайвань и другие страны региона). Центр управления наблюдал и руководил общим управлением игрой.

Шаг первый начался в 2027 году, когда участники задействовали оперативные космические возможности, которые, как предполагалось, находились на экспериментальной стадии. Каждой команде был предоставлен набор возможностей, с помощью которых они могли проводить мероприятия по осведомленности о космической обстановке, а также наступательных и оборонительных операциях по управлению космическим пространством. К 2027–2029 годам коммерческие активы находились на всех орбитах, и команды могли нацеливаться на эти активы по своему усмотрению или использовать эти активы для поддержки военных миссий.

Ход два повторяет ход один, но в 2029 году, когда у каждой команды больше оперативных возможностей в космосе. Наконец, в третьем шаге рассматривались долгосрочные последствия кризиса. После третьего хода командам задавали два вопроса: что сработало, а что нет, и какие новые инициативы и возможности могли иметь решающее значение для исхода игры.

В начале первого хода (2027 г.) Китай не задействовал значительных военно-морских, воздушных или наземных сил для обеспечения соблюдения объявленной им исключительной экономической зоны Тайваня. Цель Китая при создании исключительной экономической зоны Тайваня заключалась не в том, чтобы заморить остров голодом, а в том, чтобы усилить политическую юрисдикцию Китая и контроль над его «отступнической» провинцией.

В этой военной игре Китай инициировал операции по контролю над космосом в надежде ослабить решимость США и убедить американских союзников в регионе не выступать против будущих усилий Китая по обеспечению экономической зоны против Тайваня. В этом сценарии у Китая было 10 спутников сближения, которые могли бы служить в качестве противоспутниковых ракет с воздушным запуском (ASAT), и до 17 наземных лазерных систем, которые могли бы использоваться для целей ASAT.

Коммерческий смысл существования 10 служебных спутников заключался в том, чтобы встретиться с действующим спутником для дозаправки. Роботизированные манипуляторы спутников также могут использоваться для создания помех другому спутнику без его разрешения, по сути выступая в качестве противоспутниковой платформы. В американском случае противоспутниковые возможности включали несколько коммерческих спутников-заправщиков первого поколения на геосинхронной орбите, два коммерческих спутника с возможностью «космического буксирования» и американский космический самолет X-37B для возможных противоспутниковых миссий на низкой околоземной орбите, а также несколько коммерческих систем лазерного слежения, обладающих достаточной мощностью для перемещения космического мусора на низкой околоземной орбите от столкновений с активными спутниками.

Ход первый: 2027

Китайцы развернули 10 противоспутниковых систем сближения на орбитах в пределах досягаемости американской ядерной космической инфраструктуры управления и связи. Цель здесь заключалась в сдерживании Соединенных Штатов при сохранении некоторой степени правдоподобного отрицания.

Некоторые из «китайских» игроков считали, что им следовало держать в резерве некоторые из своих противоспутниковых аппаратов рандеву, угрожая критически важным японским и американским спутникам GPS. Они думали, что это будет менее провокационно и, следовательно, менее рискованно. Предлагаемая альтернатива атаке союзных спутников GPS заключалась в том, чтобы заглушить их зону действия над Тайванем. Эти решения по запуску и развертыванию были подкреплены оперативным развертыванием мобильных и стационарных лазерных платформ противоспутниковой системы, чтобы угрожать разведывательным спутникам США на низкой околоземной орбите.

Пока китайская команда ждала ответа Соединенных Штатов, она обсуждала следующий шаг Китая. Команда согласилась с тем, что основной целью Китая было создать напряженность между Соединенными Штатами и их ключевыми союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе. Подробно обсуждались действия, создавшие экономические препятствия для Японии и других региональных союзников Америки. Подходы, которые рассматривала «китайская» команда, включали в себя блокировку японских спутников, создавая небольшие сбои в работе ключевых служб каждый раз, когда военный корабль США входит в союзные воды; а также использование активов двойного назначения или коммерческих активов для совершения открытых действий. При этом «китайской» стороной заявлялось, что частные операторы действовали по собственной воле. Цель — посеять сомнения среди союзников, повредив собственные спутники Китая и заявив, что ответственность за это несут Австралия или Сингапур.

Вместо этого «китайская» группа решила угрожать конкретным американским ядерным спутникам управления, контроля и связи, которые были необходимы для выполнения ядерных гарантий Америки своим союзникам. Это вызвало резкую реакцию Соединенных Штатов и перепрофилирование и перемещение нескольких американских спутников в качестве «сопровождения» находящихся под угрозой ядерных спутников управления, контроля и связи. Соединенные Штаты также развернули космический самолет X-37B, который мог поставить под угрозу сопоставимые с китайским ядерным арсеналом спутники управления, контроля и связи.

Команда Японии и региональных союзников сочла, что попытки Китая угрожать американским ядерным спутникам управления и контроля были агрессивным предупреждением, и стремилась узнать, каким будет ответ Вашингтона, а также какие дипломатические варианты были доступны. Соединенные Штаты хотели сначала проконсультироваться со своими космическими союзниками, а затем перейти к Организации Объединенных Наций, чтобы представить четкое представление о том, что представляет собой зона космической безопасности, и уточнить, какие действия по самообороне могут быть предприняты в ответ на потенциально враждебные операции в этих зонах. против национальных космических активов.

После этого первого хода участники согласились, что:

Соединенные Штаты и их космические союзники выиграют от международного соглашения, разъясняющего, что представляет собой безответственное и агрессивное поведение в космосе. Хотя шансы на то, что Китай когда-либо согласится на такое взаимопонимание, кажутся незначительными, Вашингтону будет очень трудно возглавить какие-либо космические усилия альянса, если ему не удастся добиться такого понимания, по крайней мере, среди своих союзников.

Японии, Южной Корее, Австралии и другим космическим союзникам США легче вступить в союз с США, чем друг с другом. Все, вероятно, обратятся к Соединенным Штатам за помощью в ответ на враждебные действия Китая в космосе. Китайские угрозы или действия против их коммерческих или суверенных активов, или региональный отказ в возможностях GPS также побудит их обратиться за поддержкой и помощью к США. Тип помощи, которую космические союзники Америки потребуют от Соединенных Штатов, будет включать в себя обмен информацией, обязательство защищать союзные спутники, доступ к космическим возможностям США для компенсации любой потери космического потенциала, которую они сами могут испытать, и обязательство США использовать наступательные действия — ядерные и обычные силы для сдерживания Китая.

Китай может инвестировать или иным образом получить контроль над сторонними коммерческими компаниями, предоставляющими космические услуги, и использовать эти активы в сомнительных, отрицаемых операциях, чтобы спровоцировать или поставить в неловкое положение Соединенные Штаты и их союзников.

Спутники рандеву и другие технологии двойного назначения (например, наземные лазеры), вероятно, станут более развитыми и повсеместными, что потребует международного контроля и осведомленности об обстановке в космосе.

Соединенным Штатам следует поощрять быстрый запуск спутниковых группировок на низкую околоземную орбиту взамен существующих крупных и уязвимых систем.

Соединенным Штатам следует ускорить разработку малых спутниковых технологий для рассредоточения и обеспечения большей отказоустойчивости в критических космических функциях (таких как управление и контроль над ядерным оружием), в то же время создавая дешевый широко распространенный класс «сопровождающих» спутников, которые могут создавать помехи для большие, дорогие устаревшие системы.

Соединенным Штатам следует обзавестись флотом космических самолетов или космических кораблей с достаточным количеством топлива на борту, чтобы легко и быстро перемещаться на разные орбиты. Этот флот может и должен включать в себя как военные, так и коммерческие системы.

Шаг второй: первые шесть месяцев 2029 года

Второй ход был перезапуском сценария 2027 года в 2029 году. Основная цель воспроизведения первого хода заключалась в том, чтобы позволить командам переосмыслить свои прежние дипломатические и военные стратегии с более надежным космическим порядком боя.

В начале второго хода Соединенные Штаты безуспешно пытались установить международные правила для определения агрессивного поведения в космосе. Вашингтон предложил провести саммит крупнейших космических держав, но Китай потребовал, чтобы предлагаемая встреча была перенесена в место проведения ООН, что заставит Соединенные Штаты искать консенсус. После созыва заседания ООН китайцы настаивали на том, что исторические «инспекционные» действия США ничем не отличались от того, что Китай предлагал сделать со своими спутниками службы рандеву, и наложили вето на предложения Америки. Это заблокированное соглашение.

Но у Китая не было настоящих союзников; у него были только клиентские состояния. Напротив, Вашингтон может рассчитывать на поддержку нескольких азиатских стран, включая Японию, Южную Корею, Тайвань и Австралию. Помимо своих азиатских союзников, Соединенные Штаты ожидали определенного уровня поддержки Европейского Союза и НАТО против агрессивной деятельности Китая в космосе. Команда Японии и региональных союзников рассматривала усиление «четверки» (США, Япония, Австралия и Индия) как дополнительный противовес китайскому экспансионизму.

Стремясь подорвать усилия Вашингтона в космическом альянсе, Китай экономически запутал различные азиатские страны, предоставив им доступ к китайским лунным объектам и китайской космической станции (предполагалось, что к 2029 году она будет существовать в той или иной форме). Китай обратился к странам, которые Вашингтон исключил из программы NASA Artemis (финансируемая правительством США пилотируемая космическая программа по отправке людей на Луну).

Команды США, Японии и региональных союзников рассматривали эти усилия КНР как продолжение китайской инициативы «Один пояс, один путь», то есть как дальнейшее расширение стратегии государства-клиента. Однако команда Японии и региональных союзников считала, что эти инициативы вряд ли смогут нейтрализовать Японию, которая сблизится с Соединенными Штатами, если им будет угрожать Китай.

Кризис в начале 2029 года начинается, когда Китай тайно запускает 10 спутников рандеву на орбиты, близкие к военным спутникам США. Затем китайцы дополнили эти усилия периодическим наземным глушением японских военно-морских спутников связи и отключением японских спутников наблюдения Земли.

По мере того, как китайские запуски продолжались в течение первых шести месяцев 2029 года, Соединенные Штаты разрешили японцам использовать американские военные спутники связи. Соединенные Штаты также запустили «защитные» спутники сопровождения, которые могли помешать китайским спутникам рандеву свободно угрожать японским спутникам. Соединенные Штаты дополнили эти усилия, поделившись разведывательной, разведывательной и наблюдательной информацией с Японией, Австралией, Южной Кореей и Тайванем. Соединенные Штаты попытались втянуть ЕС в кризис, предложив странам ЕС использовать американские активы GPS, если будущая деятельность Китая приведет к ухудшению качества спутников GPS ЕС.

Команда Японии и региональных союзников отметила, что большинство союзных стран хотели добиться дипломатического решения кризиса. Но Австралия также была готова нанести наступательные удары с помощью кибер- и радиоэлектронной борьбы или превентивной самообороны. Кроме того, Великобритания и Франция были готовы использовать свои спутники -телохранители для поддержки Соединенных Штатов (при условии, что их операция не нанесла бы необратимого вреда), но нерешительность Германии заблокировала согласие ЕС и НАТО поддержать такие действия. Группа Японии и региональных союзников отметила, что Соединенным Штатам будет трудно заручиться поддержкой Южной Кореи, если только Сеул не решит, что такая поддержка улучшит их защиту от ядерных ракет Северной Кореи.

Такова была ситуация в конце шестого месяца космического кризиса 2029 года.

Ход третий: второе полугодие 2029 года

Седьмой месяц космического кризиса 2029 года начался с того, что японский радиолокационный спутник наблюдения Земли на низкой околоземной орбите упал на ухудшающуюся орбиту. Причина была неизвестна. Команды Соединенных Штатов, Японии и союзников в регионе попытались выяснить, что вызвало быстрое ухудшение орбиты спутника и невозможность восстановить ее с помощью наземных станций управления. К сожалению, американские и японские возможности обеспечения ситуационной осведомленности в космосе оказались недостаточными, чтобы пролить свет на эту ситуацию.

Это вызвало дискуссию, в которой основное внимание уделялось четырем возможным ответам союзников США:

Первый был дипломатическим. Команда Соединенных Штатов призвала к немедленному созыву саммита, чтобы определить, что представляют собой «зоны обороны», которые нельзя нарушать без разрешения контролирующей страны. Команда Японии и региональных союзников заявила, что правила, касающиеся зон обороны, будут более эффективными, если в них будут указаны последствия нарушения зон.

Китай категорически отверг любые такие правила зонирования, утверждая, что «они являются вопиющим нарушением статьи II Договора о космосе, согласно которой космическое пространство «не подлежит национальному присвоению на основе требования суверенитета, посредством использования или оккупации или любыми другими способами». Далее Китай отметил, что он прикажет своим спутникам осуществлять «право на свободу навигации» в любом количестве этих зон и примет ответные меры, если его право будет нарушено. Он также отметил, что Соединенные Штаты ранее инспектировали спутники Китая и что Китай может сделать то же самое.

Вторым возможным ответом было использование обратимых космических средств противодействия. В связи с этим большинство союзных игроков выступали за использование кибероружия и маломощных лазеров (для ослепления), чтобы создавать помехи китайским военным спутникам и спутникам рандеву. Эти методы не создают мусора и не причиняют долговременного вреда.

Третьим было развертывание «телохранителей» или космических кораблей сопровождения для защиты важных японских и американских спутников. Эти космические корабли — телохранители не будут уничтожать китайские спутники или космические корабли, а только оттолкнут их от ключевых спутников США и союзников или временно выведут их из строя. Небольшой запас спутников — телохранителей США в сценарии 2029 года ограничивал возможности Соединенных Штатов и их союзников. Этот недостаток был частично восполнен космическим самолетом X-37B, который мог приближаться к китайским системам рандеву на низкой околоземной орбите.

Четвёртым возможным ответом был обмен информацией США о космической обстановке, данными разведки и разведки, а также средствами связи (особенно военно — морской) для компенсации китайского вмешательства в спутники союзников. Совместное использование этих возможностей укрепило союзнические связи США.

Наконец, группы США, Японии и региональных союзников обсудили военные действия против наземных целей, но в конечном итоге не пришли к соглашению о том, какие конкретные цели следует поражать, учитывая опасения эскалации. При этом как китайская, так и японская группы, а также группы региональных союзников скептически относились к тому, что одно только перемещение в космосе позволит Китаю отколоть союзников США, прежде чем ввести запретную экономическую зону на Тайване.

Несмотря на попытки Америки отработать все согласованные категории ответных мер, Китай активизировал свои космические операции. В дополнение к 60 космическим кораблям сближения, которые Китай уже разместил на различных орбитах, он продолжал запускать в быстром темпе оставшиеся 48 из 108 космических кораблей сближения (100 из космического боевого порядка Китая плюс восемь перепрофилированных из 15 таких космических кораблей, первоначально предназначенные для обслуживания спутников и удаления космического мусора). Эти 108 космических аппаратов были предварительно размещены вблизи всех американских (86), японских (9), австралийских (7) и южнокорейских геосинхронных спутников, спутников средней и высокой околоземной орбиты. Кроме того, китайские наземные лазеры могут повредить датчики спутников на низкой околоземной орбите и даже внешние конструкции.

Выводы

После третьего хода участники игры встретились на пленарном сеансе «горячей стирки». Их идеи — вместе с теми, которыми они поделились во время подготовительных встреч к игре — позволили Центру сделать четыре основных вывода:

Первый. Соединенным Штатам и их космическим союзникам придется защищаться от новых, непосредственных китайских коорбитальных противоспутниковых угроз (в астрономии коорбитальная конфигурация – это конфигурация двух и более астрономических объектов, в нашем случае – спутников) и приложить усилия, чтобы действовать вблизи и за пределами Луны, иначе они рискуют потерять свободный доступ в космос. Китайские коорбитальные противоспутниковые возможности на низкой околоземной и геосинхронной орбитах реальны и растут, и требуют немедленного приобретения США и их союзниками и предварительного размещения космических кораблей — телохранителей для защиты ценных военных спутников. Предварительное позиционирование имеет важное значение, учитывая, что орбитальная механика не допускает запусков или маневров в последнюю минуту. К сожалению, ни у Соединенных Штатов, ни у их космических союзников нет на станции космических кораблей -телохранителей с маневренностью, необходимой для защиты их военных спутников. Усилия Китая по контролю над пространством между Землей и Луной также представляют собой серьезную возникающую угрозу, с которой усилия США и их союзников по исследованию Луны не справляются должным образом.

Второй. Соединенные Штаты и их космические союзники должны уделять больше внимания тому, как коммерческие космические системы могут использоваться в военных целях. Мирные космические операции — обслуживание и дозаправка спутников, удаление мусора, лазерное слежение за спутниками и т. д. — могут быть быстро переведены из законной гражданской деятельности во враждебные военные действия. Как минимум, Соединенные Штаты и их космические союзники должны быть обеспокоены тем, что Китай может использовать свое финансовое влияние для покупки и контроля иностранных коммерческих космических компаний (особенно тех, которые работают в государствах, не подписавших Договор о космосе). Это может позволить Китаю использовать космические системы этих фирм для подрыва космических операций США и их союзников с правдоподобным отрицанием.

Третий. Учитывая историю дипломатических соглашений между Россией и Китаем и двусмысленность, связанную с космическим контролем, Соединенным Штатам и их космическим союзникам не следует заключать новые космические соглашения ни с Китаем, ни с Россией, если только эти договоренности не будут четко осуществимы. Это включает в себя соглашения об уточнении красных линий и наказаний за их пересечение. Поскольку враждебные космические операции могут быстро привести к значительным стратегическим военным результатам, любое эффективное космическое соглашение должно давать всем сторонам одностороннее право защищать свои собственные активы и возлагать бремя доказывания на обвиняемую сторону. Наконец, меры по обеспечению соблюдения должны быть соразмерными. Масштабы защитных действий должны быть ограничены мерами, достаточными для того, чтобы вернуть сторону-нарушителя к соблюдению. Например, космический корабль-телохранитель следует использовать не для уничтожения враждебных космических систем, а для осторожного отталкивания спутников-нарушителей достаточно далеко, чтобы они больше не нарушали согласованные зоны безопасности. Кроме того, некоторые лазерные, кибер-системы и системы радиоэлектронной борьбы могут использоваться только для временного отключения своих целей. Соглашения, отвечающие отмеченным критериям, значительно облегчили бы организацию своевременных и эффективных ответных действий на враждебные действия в космосе. Однако согласие на меньшее может привести к прямо противоположному.

Четвёртое. У Соединенных Штатов не будет шансов конкурировать с Китаем или превзойти его в космосе, если Вашингтон не будет более тесно сотрудничать со своими космическими союзниками. Возможность призвать НАТО, ЕС и союзников Америки в Индо-Тихоокеанском регионе к деэскалации или победе в космической конфронтации является преимуществом, которым США пользуются перед Китаем. Америка и ее космические союзники должны поддерживать это преимущество, увеличивая космическую подготовку, планирование и игры союзников США. Космическим союзникам Америки необходимо заранее знать, что Соединенные Штаты могут предпринять в различных сценариях космического конфликта. Любые крупные сюрпризы на этом фронте дорого обойдутся союзническим отношениям США и космоса. Ни один из этих выводов не согласуется с общими взглядами многих американцев на будущие космические сражения и дипломатию. Уже одно это рекомендует играть в эти фьючерсы все более и более открыто.

***

За короткое время после публикации отчета Арлингтонского Центра об игре в «звёздные войны» вокруг возможного военного конфликта на Тайване данная проблема приобрела еще большую актуальность.

Обострение Пелоси

После того, как спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси посетила Тайвань в начале августа 2022 г., китайские военные провели одни из самых крупных военных учений вокруг острова.

Китайские военные самолеты роились над Тайваньским проливом, а Народно-освободительная армия (НОАК) даже выпустила ракеты над Тайванем. Эти китайские военные учения установили то, что, как опасались некоторые аналитики и официальные лица в США, может стать «новой нормой» по ту сторону пролива: более постоянное присутствие НОАК ближе к Тайваню.

Официальные лица США, тем временем, пообещали, что Вашингтон будет придерживаться своего курса, а китайская тактика запугивания будет оспорена.

28 августа 2022 г. ВМС США отправили два ракетных крейсера через пролив, который Китай называет своими «внутренними водами». США и другие страны считают пролив международными водами в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Это был первый случай, по крайней мере, за четыре года, когда ВМС США отправили два крейсера через пролив. По мнению американских военных аналитиков, наличие двух судов вместо обычного одного для выполнения этой миссии, безусловно, является «более сильным» сигналом протеста не только против недавних военных учений Пекина вокруг Тайваня после визита Пелоси, но и «ответ на попытку Пекина подорвать правовой статус водный путь и давние права на свободу судоходства по этому району».

То, что военные корабли США совершили транзит 28 августа 2022 г., не стало неожиданностью. За последние годы они совершили десятки таких рейсов, и официальные лица США заявили, что транзиты будут продолжаться.

Что удивило аналитиков, так это сдержанная реакция Пекина.

Командование Восточного театра военных действий Китая заявило, что следит за двумя кораблями, поддерживает повышенную боевую готовность и «готово пресечь любую провокацию».

Даже государственный таблоид Global Times заявил, что присутствие двух крейсеров «не представляет реальной угрозы безопасности Китая».

Прошлые транзиты вызвали более сильный отклик.

Почему китайцы не пошли дальше этого, учитывая их прежнее сильное сопротивление заявленному намерению Вашингтона продолжать такие транзиты?» — задают вопрос американские аналитики в CNN (30.08.2022) и предлогают три возможных фактора.

Во-первых, Пекин может опасаться «международной ответной реакции», поскольку любая попытка ограничить судоходство ВМС США через пролив может рассматриваться как угроза правам судов других стран проходить через этот водный путь.

Во-вторых, после визита Пелоси на Тайвань Пекин приостановил ключевые каналы военной связи с Вашингтоном, что повысило риск недопонимания во время любого взаимодействия ВМС НОАК и ВМС США.

В-третьих, есть и другие области, в которых Вашингтон и Пекин действительно сотрудничают, и Китай, возможно, не захочет их напрягать.

Карл Шустер, бывший начальник оперативного отдела Объединенного разведывательного центра Тихоокеанского командования США на Гавайях, предлагает четвёртую возможность.

«Я думаю, что китайский лидер Си Цзиньпин собирается избегать любых действий, которые могут повысить шансы республиканцев и других ястребов Китая на предстоящих выборах. Он не хочет, чтобы Палата представителей и Сенат принимали законы, более решительно поддерживающие Тайвань или ограничивает китайские инвестиции и влияние в США», — сказал Шустер.

Новая военная космическая архитектура США

В 2022 финансовом году Конгресс предоставил Агентству космического развития США (SDA) дополнительное финансирование в размере 550 миллионов долларов для ускорения развертывания уровня слежения с конкретным направлением для демонстрации возможностей космического базирования по предупреждению, отслеживанию и наведению ракет в поддержку Индо-Тихоокеанского командования США.

Уровень слежения будет обеспечивать глобальную и постоянную индикацию, обнаружение, предупреждение, отслеживание и идентификацию обычных и перспективных ракетных угроз, включая гиперзвуковые ракетные системы.

Уровень слежения сосредоточен на разработке глобальной группировки инфракрасных спутников предупреждения о ракетах и ​​спутников слежения за ракетами, которые интегрируются с ячеистой коммуникационной сетью транспортного уровня с малой задержкой, что позволяет отслеживать обычные и усовершенствованные ракеты с широко распространенной низкой околоземной орбиты.

19 июля 2022 г. на Круглом столе для СМИ Агентства космического развития с участием SDA доктора Дерека Турнира было отмечено, что SDA была создана в 2019 году, чтобы предоставить Министерству обороны совершенно новый способ создания космической архитектуры. И это была архитектура, основанная на двух столпах. Номером один было распространение, сотни и сотни спутников, чтобы иметь возможность получить необходимые США возможности, и опорой номер два было развитие по спирали.

В 2019 году Агентство космического развития составило план, который должен был показать, как США получат возможности для обеспечения наведения своих боевых истребителей за пределами прямой видимости, чтобы иметь возможность напрямую получать данные о целях в театр боевых действий в любой точке мира. Во-вторых, иметь возможность выполнять ту же миссию, за исключением продвинутых ракет в полете.

Нулевой транш запускается осенью 2022 г. Транш 1 первоначально начинает запускаться в сентябре 2024 года. У США есть шесть транспортных средств, которые являются транспортом данных, наши коммуникационные запуски. Они идут с сентября 24-го по март 25-го. И затем будет четыре запуска для нашего транша слежения.

Всего будет 28 спутников. Эти спутники будут разбиты на четыре разных запуска, то есть семь спутников при каждом запуске. И причина, по которой США использует четыре пуска, заключается в том, что когда спутники выводятся на орбиту, их размещают их в несколько разных местах, так что все спутники будут запущены примерно на 1000 километров, и все они, по сути, будут то, что мы называем полярно-орбитальными спутниками, что означает, что они будут перемещаться по земному шару с севера на юг и, таким образом, вокруг земного шара. Они будут разнесены по всему земному шару в так называемых плоскостях, в четырех разных плоскостях.

«Если вы посмотрите на сами спутники, то выяснится, что спутник состоит из части автобуса космического корабля, которая представляет собой двигательную установку, систему управления ориентацией, маневрирование, электронику, обеспечивающую управление и контроль, а затем полезную нагрузку. часть. В то время как автобусная часть этого сильно «коммодитизирована» и, по сути, была разработана людьми, которые разрабатывали такие системы для коммерческой космической отрасли. Таким образом, мы смогли использовать это, чтобы получить очень доступный автобус для космического корабля в средствах, которые, как мы знаем, мы можем доставить вовремя. А затем сама полезная нагрузка, специально предназначенная для миссии по предупреждению о ракетном нападении/отслеживании ракет, которая была разработана и финансировалась в значительной степени за счет множества различных разработок Министерства обороны».

«Сейчас мы находимся в условиях, когда космос бросает вызов — вы замечаете, что люди говорят о космосе как — как о области боевых действий — поэтому из-за этого нам пришлось — полностью изменить то, как мы делаем нашу космическую архитектуру.

Космическая архитектура теперь спроектирована так, чтобы быть более устойчивой на основе распространения. Таким образом, одним из аспектов этого является то, что у США будут сотни спутников, размещенных на низкой околоземной орбите, то есть на высоте 1000 километров, летающих, чтобы иметь возможность выполнять такие миссии.

Вдобавок к этому, для предупреждения о ракетах, миссии по отслеживанию ракет, у нас будет вторая группа спутников, летающих на средней околоземной орбите, примерно от 10 до 20, от 10 до 20 000 километров, которые обеспечат более устойчивую резервную копию для предупреждения о ракетах, отслеживания ракет.

«Спутники, которые мы собираемся запускать и размещать, могут обеспечить полное предупреждение о ракетах и ​​отслеживание ракет по всему земному шару для любого количества ракет, которое может быть запущено против нас. Таким образом, мы не только сможем выполнить старую школьную миссию предупреждения о ракетах, обнаружить запуск и предсказать точку удара, но мы сможем обнаружить его, когда он маневрирует и изменит точку удара, и сможем послать это вниз. и иметь возможность сказать перехватчику, куда именно направляется эта ракета».

Нынешняя архитектура предупреждения о ракетном нападении и противоракетной обороны США состоит из спутников, которые находятся на высокоэллиптических орбитах, полярных орбитах, орбитах, которые находятся на геостационарной орбите. Кроме того, у нас есть сеть мест обнаружения радаров по всему миру. По мере того, как будущее развивается, у Космических сил США есть Ячеистая система анализа боевых действий в космосе, которая собирает воедино будущую структуру сил, определяющую, как должно выглядеть будущее предупреждения о ракетах/слежения за ракетами/противоракетной обороны.

Если война придет в космос, кто будет контролировать американские спутники-шпионы?

Разведка и военные США запускают в космос новые датчики. Они все еще работают над деталями того, кто в конечном итоге отвечает во время конфликта.

Национальное разведывательное управление контролирует некоторые из самых передовых средств обнаружения в космосе, которые интегрированы в собственные возможности космической разведки военных.

Но разделение между разведкой и военными операциями по-прежнему существует, и спустя два года существования Космического командования США и Космических сил США нет четкого ответа на вопрос, что произойдет в конфликте, который включает в себя космос, и будет ли боевой командир в космосе руководить процессом принятия решений

«Это то, над чем мы работаем», — заявил в четверг директор Национального разведывательного управления (NRO) Кристофер Сколез во время обсуждения в Институте Митчелла.

По словам Сколезе, его управление получает указания о том, как расставить приоритеты для своих спутниковых задач, которые могут обнаруживать и отслеживать запуски ракет или предоставлять наземную разведку командирам, от Агентства национальной безопасности и Национального агентства геопространственной разведки. Хотя эти агентства принимают запросы от боевых командиров, иногда у агентств разные приоритеты.

«По большей части это усилия по координации, но иногда это будет: «Эй, вам нужно сделать это, и мы сделаем это», — сказал Сколез.

Космическое командование несет ответственность за все, что находится на высоте 100 километров над поверхностью Земли и за ее пределами, включая все низкие околоземные и геостационарные орбиты, перекрывающие зону операций NRO.

Космическое командование США и NRO договорились о структуре «защищать и защищать» в 2019 году, которая, как сказал в то время начальник космических операций генерал Джей Рэймонд , изложила, что «когда угроза неизбежна, NRO будет выполнять указания Космического командования США, чтобы принять меры». защитные и оборонительные действия для защиты своих космических средств».

Но то, что это означает в исполнении, все еще выясняется, сказал Сколез.

«Этот конкретный документ, «защищать и защищать», как мы его называем, устанавливает рамки того, как мы собираемся действовать в различных условиях, потому что нам необходимо будет координировать свои действия, а в некоторых случаях и брать на себя руководство. И мы согласились это сделать», — сказал Сколезе. «Мы находимся в процессе разработки стратегий того, как это происходит, когда это происходит и в каких ситуациях это происходит» (Defense One, 04.08.2022).

Военный космос США И НАТО под видов контроля за изменением климата

НАТО признает, что космический потенциал имеет решающее значение в области мониторинга окружающей среды, метеорологического прогнозирования, а также планирования и выполнения миссий и операций НАТО. Тем не менее, преимущества космических технологий для повышения оперативной эффективности боевых операций остаются недоиспользованными (NATO Review, 18.08.2022).

На саммите в Мадриде в июне 2022 г. НАТО опубликовала свою первую Оценку воздействия изменения климата и безопасности(CCSIA) — элемент амбициозного Плана действий по изменению климата и безопасности, который был принят на саммите в Брюсселе в июне 2021 г. CCSIA намерена повысить осведомленность союзников о влиянии изменения климата на безопасность. В дополнение к морской, наземной и воздушной сферам в оценке воздействия подчеркивается угроза опасностей, связанных с климатом, для оперативной области космоса. Кроме того, в недавно утвержденной Стратегической концепции НАТО признается, что беспрепятственный доступ к космосу и его безопасное использование являются ключом к эффективному сдерживанию и обороне, и предлагается повысить устойчивость космического потенциала союзников.

Поскольку вопросы, связанные с космосом и климатом, неразрывно связаны между собой, климатическая и космическая устойчивость имеют основополагающее значение для сдерживания и обороны НАТО в ХХI веке. В этой статье будут рассмотрены два пути, на которых пересекаются изменение климата и космические технологии.

Спутники обеспечивают союзников по НАТО бесценными данными о климате Земли и погодных условиях, а также позволяют лучше понять изменение климата в целом. Тщательный мониторинг различных стихийных бедствий, таких как оползни, наводнения и масштабные лесные пожары, помогает в проведении операций по оказанию помощи при стихийных бедствиях, позволяя выявлять события на ранней стадии, определять их масштабы и уменьшать общий ущерб за счет быстрого и эффективного реагирования. Спутниковые данные также используются для разработки более точных климатических моделей, которые необходимы для прогнозирования будущих климатических рисков и их последствий.

Космические технологии также могут играть ключевую роль в мониторинге и проверке соблюдения международных соглашений по климату. При поддержке некоммерческой организации Carbon Mapper и ее консорциума партнеров НАСА участвует в новаторской программе, которая поможет количественно определять и отслеживать выбросы из точечных источников, выявлять «суперизлучатели», при этом делая собранные данные о выбросах общедоступными. Запуск первого спутника Carbon Mapper намечен на 2023 год. В рамках программы Европейского союза Copernicus в 2021–2023 годах в рамках проекта CoCO2 будут созданы прототипы систем для новой европейской системы мониторинга и проверки антропогенных выбросов CO2. Теперь, когда НАТО намерено сократить свои военные выбросы парниковых газов, эти возможности могут позволить вооруженным силам союзников обеспечивать более быстрое и целенаправленное реагирование на стихийные бедствия и помощь в оценке выбросов.

В центре внимания гражданских космических возможностей традиционно находились наблюдения за Землей, мониторинг окружающей среды и наблюдение за погодой. Достижения в области спутниковых технологий также снижают ограничения на глобальную связь, обеспечивая доступ в Интернет в удаленных местах. Но потенциал спутников и других космических технологий выходит за рамки простого мониторинга климата и улучшения связи.

Сегодня технологии, которые изначально были задуманы и использовались для отслеживания погодных явлений, помогают вооруженным силам союзников улучшать свои боевые возможности, оперативную эффективность и осведомленность об обстановке на поле боя. Это особенно очевидно в случае продолжающихся боевых действий на Украине, где украинским силам, отслеживающим передвижения российских войск, помогают данные радаров и спутниковые снимки, передаваемые НАТО.

Например, данные европейского спутника Sentinel, которые ранее использовались для наблюдения за ростом растительности, помогают оценить ущерб, нанесенный зданиям, и, таким образом, российские успехи и успехи на Украине. До военной спецоперации те же инструменты помогали отслеживать развертывание некоторых военных радаров, которые давали подсказки о передвижении войск и техники на западе России. В дополнение к Sentinel-2, система пожарной информации NASA для управления ресурсами (FIRMS), разработанная для мониторинга лесных пожаров в режиме, близком к реальному времени, помогла обнаруживать и контролировать тяжелые боевые действия и взрывы хранилищ топлива.

В перспективе космические системы наблюдения позволят членам Североатлантического союза более эффективно планировать свои операции. Например, они смогут лучше оптимизировать свои маршруты и логистику со значительной экономией средств и расхода топлива. Ключевым моментом является снижение зависимости НАТО от ископаемого топлива, которое делает вооруженные силы уязвимыми для нападения.

Другим примером является многолетний проект Cube4EnvSec, запущенный в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» (SPS), целью которой является интеграция больших данных наблюдения Земли (например, спутниковых данных Landsat и Sentinel), искусственного интеллекта и визуализации для военных экологическая картина (REP).

Технология 5G в сочетании с телекоммуникационными спутниками и передовыми методами шифрования также будет иметь важные стратегические и боевые последствия для военных операций. Благодаря 5G и новым технологиям передачи данных военные союзников смогут общаться и проводить дистанционное зондирование в режиме реального времени, а также интегрировать различные датчики на поле боя и на нем. Это поможет военным ещё больше оптимизировать свою логистику и ситуационную осведомленность.

Военно-космические средства союзников имеют решающее значение для безопасности и устойчивости НАТО, предоставляя членам НАТО необходимые разведывательные и коммуникационные возможности. Изменение климата все больше влияет на способность действовать в космосе, ограничивая потенциальную ценность, которую космические силы могут добавить для вооруженных сил Североатлантического союза, и потенциально ставя под угрозу оперативную эффективность НАТО несколькими способами.

Во-первых, изменение климата влияет на наземную инфраструктуру, такую ​​как стартовые площадки, башни связи и другие объекты, имеющие решающее значение для космических операций. Это больше беспокоит космические возможности Запада, чем российские и китайские космические возможности. Основные космодромы стран-членов НАТО — база космических сил Ванденберг в Калифорнии, космическая станция на мысе Канаверал во Флориде и космическая станция во Французской Гвиане — расположены вдоль береговой линии и все больше подвергаются серьезному риску из-за повышения уровня моря, береговой эрозии и наводнений. По оценкам НАСА, например, к 2050 году ожидается, что уровень моря в Космическом центре Кеннеди поднимется на 5-8 дюймов.

Во-вторых, есть 14 погодных условий, которые должны быть соблюдены, чтобы гарантировать безопасность ракеты на протяжении всего процесса запуска. Неблагоприятные погодные условия, такие как грозы и молнии, сильные осадки, густая облачность, низкие температуры воздуха или сильный сдвиг ветра и турбулентность, могут повлиять на траектории запуска как спутников, так и ракет, поставить под угрозу их безопасность и привести к отсрочке запуска. Даже после успешного запуска дождь, ветер или волнение на море могут усложнить задачу для многоразовых ракет, которые разрабатывают или используют почти все крупные компании, чтобы приземлиться, что влияет на их будущее использование. Изменения погодных условий, которые, вероятно, станут более частыми и интенсивными из-за изменения климата, поставят под угрозу жизнеспособность космических операций в определенных регионах в будущем.

Напротив, большинство китайских стартовых площадок, а также тех, которые эксплуатируются Россией, а именно космодром Восточный в юго-восточной части России и космодром Байконур в Казахстане, расположены внутри страны, что обеспечивает более стабильные погодные условия и менее уязвимы к изменению климата.

В-третьих, явления, связанные с космической погодой, представляют значительную опасность для критически важной инфраструктуры союзников как на Земле, так и в космосе. Только в 2022 году было потеряно 40 интернет-спутников SpaceX Starlink из-за геомагнитной бури всего через сутки после их запуска. Хотя возмущения, вызванные солнечными явлениями, не являются прямым результатом изменения климата, они, тем не менее, повышают уязвимость космических технологий союзников и создают проблемы для военной эффективности. Явления космической погоды от умеренных до суровых могут нарушить радиосвязь, повлиять на электросети и глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) или, в случае крупномасштабной геомагнитной бури, вызвать полный выход из строя спутников. Например, сбой связи во время военной операции «Анаконда» в Афганистане в 2002 году, как полагают, был связан с важным явлением космической погоды, называемым плазменными пузырями.

Из-за глобального потепления мезосфера (третий слой атмосферы, непосредственно над стратосферой) охлаждается и сжимается. Когда он сжимается, верхние слои тонут вместе с ним; таким образом, плотность верхних слоев атмосферы уменьшается. Это, в свою очередь, снижает сопротивление спутника. Как следствие, недостаточное замедление космического корабля оставляет на низкой околоземной орбите больше космического мусора, который в противном случае был бы сброшен и сожжен. Это представляет собой проблему для спутниковых операторов, регулирующих органов и других компаний, которые стремятся создать мегасозвездия спутников. Это особенно влияет на время планирования и продолжительность развертывания новых малых и миниатюрных спутников (кубсатов). Следовательно, необходимы дополнительные усилия для активного удаления спутников и космического мусора с орбиты.

Устойчивость имеет основополагающее значение для способности НАТО сдерживать и защищаться. По мере того как последствия изменения климата для безопасности союзников становятся все более очевидными, НАТО стремится использовать все доступные инструменты для их устранения. Космические технологии играют важную роль в этих усилиях, и в ближайшие годы их значение будет только возрастать. Помимо подготовки к действиям в изменяющихся климатических условиях, НАТО рассматривает связанные с климатом последствия для своего космического потенциала, чтобы обеспечить безопасный и непрерывный доступ к космическим услугам, продуктам и возможностям.

Определяются дополнительные инвестиции в космические технологии, и они должны идти рука об руку с достаточным кадровым потенциалом в НАТО для осуществления надежных программ. Одним из источников финансирования станет недавно созданный Инновационный фонд в размере 1 млрд евро, который должен сосредоточиться на космосе (среди других новых технологий двойного назначения). Через Акселератор оборонных инноваций для Северной Атлантики (DIANA), который должен быть запущен в 2023 году, НАТО, в частности Организация по науке и технологиям (STO) и Космический центр НАТО, может углубить свою работу с новаторами по всему Североатлантическому союзу на использование космической техники в военных целях. Особое значение имеет улучшение использования так называемого космического нисходящего сектора — приложений, использующих космические данные и технологии на благо бизнеса и общества (например, космическая навигация, космическая связь и космические изображения). Постоянная корректировка и адаптация космической политики НАТО и осведомленности об обстановке в космосе не менее важны.

«Полярная звезда»

Лидеры космической отрасли США вновь призвали правительство США разработать грандиозную стратегию «Полярная звезда» для руководства коммерческой, гражданской и военной космической деятельностью, заявив в отчете, что без особого чувства безотлагательности Америка может потерять свое стратегическое и технологическое превосходство над Китаем к 2032 году (C4ISRNET, 25.08.2022).

Эта рекомендация является частью отчёта о состоянии космической промышленной базы на 2022 год, подготовленного официальными лицами отдела оборонных инноваций, исследовательской лаборатории ВВС и космических сил. Документ является результатом семинара, проведенного весной 2022 г., в ходе которого более 250 отраслевых экспертов обсудили успехи и проблемы, с которыми столкнулась космическая отрасль за последний год.

Участники дискуссии согласились с тем, что, хотя США добились прогресса в создании своей космической промышленной базы, они не могут двигаться вперед достаточно быстро, чтобы сохранить конкурентное преимущество над Китаем в долгосрочной перспективе. Главной рекомендацией органа четвертый год подряд является разработка правительством США всеобъемлющей космической стратегии, которая объединяет приоритеты гражданского, коммерческого и космического секторов безопасности, устанавливает общие цели и обеспечивает альтернативу китайскому плану.

«Это действительно идея о том, что Соединенные Штаты должны разработать грандиозную стратегию для космоса и будущего Америки в нем — не только на три года, пять лет, десять лет, но и на ХХI век», — сказал Стив Бутоу директор космического портфеля DIU во время мероприятия, организованного Атлантическим советом 24 августа 2022 г. для обсуждения выводов отчета.

Согласно отчету, частные инвестиции в коммерческий космический сектор почти удвоились до 15,4 млрд долларов в 2021 году, а достижения в области аналитики, спутниковых снимков и широкополосной связи проявились в военных действиях Украины против России. По мере того, как американские компании добились успехов в области космических технологий, Китай развивает надежные контрпотенциалы с целью превзойти США в качестве мирового лидера к 2045 году. Лидеры отрасли говорят, что в условиях отсутствия срочности и единства в правительстве США Китай может достичь своего цель досрочно.

В то время как в НАСА и Министерстве обороны есть отдельные светлые пятна, «чувство безотлагательности разделяется не всеми — особенно среди огромной бюрократии, которая конструктивно задерживает коммерческий прогресс США из-за нормативного бремени», — говорится в отчете. «В результате наше преимущество продолжает ускользать».

В частности, для Пентагона в отчете подчеркивается необходимость более широкого внедрения коммерческих технологий и услуг. Одна рекомендация призывает Министерство обороны разработать процесс быстрого приобретения коммерческих возможностей как для США, так и для их союзников.

Группа также хочет, чтобы Космические силы США тратили не менее 20% своего годового бюджета на коммерческие услуги, что является рекомендацией, содержащейся в ее отчете за 2021 год. Участники отрасли заявили, что, хотя ожидалось, что бюджетный запрос службы на 2023 финансовый год будет отражать переход к более широкому использованию готовых возможностей, «гигантского разворота, на который люди надеялись, не происходит».

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...