Во все века русской истории существовало две России: Россия государства и Россия народа. Две эти России пребывали в состоянии глухой вражды, боялись друг друга, часто ненавидели. Власть для поддержания государства выпивала из народа все соки, жестоко угнетала его, страшась народного бунта и восстания. Народ страдал, терпел, сгибался под гнётом, слагал острожные песни, бунтовал, жёг барские усадьбы, вешал дворян на дубах, мечтал о Беловодье, о сказочном царстве, о справедливом царе-народолюбце.

Случались в русской истории периоды, когда две эти России смыкались, превращались в одну. Они сливались на Куликовом поле, где князь, монах или смерд сражались бок о бок. Они сливались в ополчении Ляпунова, в воинстве Минина и Пожарского, когда князь, купец, крестьянин, кто с копьём, кто с дубьём шли единым походом. Они сливались на Бородинском поле, где аристократ со своей сверкающей шпагой, солдат со штыком, крестьянин с вилами сражались за матушку-Русь.

Они сливались под Москвой в 1941-м, где русское воинство под Волоколамском, Истрой состояло из комиссаров, ещё недавно револьверами сгонявших крестьян в колхозы, из самих крестьян, испытавших все невзгоды коллективизации. Из чекистов, что расстреливали казаков и священников, и тех, кто из бараков ГУЛАГа вырвался на фронт. Все, оставив недавние обиды, утерев кровавые слёзы, сошлись в едином окопе и не сдали немцам Москву. Эти редкие мгновения всенародного объединения случались тогда, когда перед народом вставал роковой ужасный вопрос: быть ли победе над супостатом, или России исчезнуть навсегда, улетучиться, как дым истории.

Сегодня перед Россией вновь поставлен сей роковой вопрос.

В России после гибели красной страны было создано одно из самых несправедливых государств на земле. У народа вмиг отобрали его собственность и вручили горстке алчных, беззастенчивых и жестоких миллиардеров, обрекая народ на нищету и вымирание. У народа отняли великие заводы и истребили рабочий класс. Отобрали колхозы и совхозы, передали землю в руки латифундистов, согнав крестьян с земли в чёрную прорву городов. Разгромили медицину, образование, науку, превращая священные профессии учителя, доктора, учёного в жалкие приложения к элитным школам, баснословно дорогим клиникам, американским научным центрам, сгребавшим лучшие умы России, их открытия и изобретения.

Была разгромлена русская культура. Читающий, думающий народ превратили в тупых потребителей всевозможных развлечений, которые подсовывал народу ядовитый тлетворный шоу-бизнес с его мерзкими хохмачами, певучими геями, растленными певицами.

Народ стенал от насилия, сопротивлялся, тогда в него стреляли из танков, и он сгорал в пылающем Доме Советов, а его вожди наполняли камеры Лефортово и Матросской тишины.

Но вот случился Донбасс, и начался «Донбасский период русской истории». Специальная военная операция, спасавшая население Донецка и Луганска от насилия киевской военщины, развернулась, как жестокая мировая спираль, вовлекая в войну с Россией грандиозные силы запада с его оружием, индустрией, чудовищными технологиями порабощения, идеологиями планетарного господства.

Предполагая воевать с киевской армией, Россия столкнулась с колоссальной организованной силой, намеренной не просто изгнать российские войска с Украины, не просто вернуть Киеву Донбасс и Крым. Эта сила поставила себе целью уничтожить Россию как планетарное явление, стереть её с карты мира, изъять из истории, решить раз и навсегда русский вопрос, провести дерусификацию, превратив великую страну между трёх океанов в безлюдное бездуховное пространство.

Опять перед русскими встал роковой вопрос: быть или не быть России, останется в лексиконе слово «русский», или его вымарают навсегда, и вместо России возникнет великий ноль, великая пустота. И в этой пустоте не будет вражды между красными и белыми, атеистами и верующими, христианами и мусульманами, бедными и богатыми, староверами и никонианами — случится обнуление русской истории.

Колесо обозрения, открытое в Москве в День города, — это великий ноль русской истории. Сломавшееся, остановившееся колесо обозрения — это сломавшаяся и остановившаяся русская история. День города с клоунадами, концертами, жонглёрами, скоморохами, ресторанами и ночными клубами, грохочущий, сверкающий, изнывающий от наслаждений и похоти. И при этом — жестокая война на Донбассе. Тела ополченцев, разорванные на клочья американскими орудиями. Пленные русские солдаты, которым вырезают гениталии. Горящие от взрывов Дворцы культуры, родильные дома и школы Луганска и Донецка.

Московский День города напоминал Валтасаров пир, где пирующие вдруг увидели на стене огненную надпись «Ты взвешен и найден слишком лёгким».

Государство, сложившееся в России после 1991 года, было взвешено и найдено слишком лёгким. Сегодня России в условиях войны приходится утяжелять своё государство. Оно взвешивается на весах мировой истории. Россия в огне и муках, среди умолчаний и лжи складывается в новую общность. В условиях смертельной опасности, когда чёрная вода подходит к каждому порогу, Россия вновь объединяется в общее дело. Этим общим делом является не просто строительство дорог или освоение Арктики, или полёт на Луну. Этим общим делом является сбережение России как драгоценного явления мировой цивилизации. И слово «мобилизация», звучащее на устах, означает не только мобилизацию в военкоматах, не только переведение промышленности на военные рельсы, не только усиление воюющих на Украине русских контингентов. Мобилизация означает возвращение в русское сознание этой великой категории — Общее дело, когда две России — Россия народа и Россия государства — сливаются в одну. Это слияние происходит мучительно, в схватке, в борьбе, но оно происходит. Донбасское мировоззрение — это такое состояние народных умов, когда исчезают клановые, сословные, классовые интересы, национальные и религиозные противоречия, и всё сливается в огненный фокус — фокус Победы.

В этом фокусе рождаются новые стихи и песни, новые историко-философские воззрения, новое распределение благ и горестей, новые модели управления государством, управления заводами и научными институтами. Появляется новый тип правителя и политического деятеля.

Донбасское мировоззрение, возникающее среди пожаров и взрывов, есть воплощение всё того же грозного и восхитительного вероучения — Русской Мечты. Оно подтверждает святость и непрерывность русской истории, видит в России высшую ценность мира, говорит о русском народе как народе-мученике, труженике, воине, творце, победителе.

В нашей многоликой, многоязыкой, многоцветной России возникает одно лицо — лицо Победы.

Ударил час, и мир сорвал личину,

И чаянье пророка воплотилось.

Пришла вода. Всплывает из пучины

Чудовищный России «Наутилус».

Страдая от жестоких ран,

Неистово, с размаху

Идёт Россия на таран,

Рвёт на груди рубаху.

Ушли на дно Аляска и Флорида,

Пылают льды, и плавятся пески.

То русская всплывает Атлантида

Из океана крови и тоски.

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...