— Судя по весьма нервной реакции в США, итоги 20-го съезда Коммунистической партии Китая полностью оправдали худшие ожидания американских политических элит?
— Смею предположить, эти итоги даже превзошли их опасения. Весь мир наблюдал триумф Си Цзиньпина, в полном смысле этого слова. В материалах CNN и The Atlantic без обиняков, но с явным сожалением и страхом утверждается: «Си Цзиньпин официально вступил в свой третий срок правления Китаем с железной хваткой власти, поскольку он представил новую руководящую команду, состоящую из верных союзников».
— О чем это говорит? Новая команда — новый курс? Но и до этого товарищ Си весьма жестко отстаивал интересы своей страны.
— Курс остался прежним, как его и провозгласил Си Цзиньпин, — воплощение в жизнь «китайской мечты». Это — «омоложение китайской нации» и «модернизация Китая». Вот только теперь воплощать эту мечту в жизнь будут другие руководящие кадры, те, кто, по мнению товарища Си, прошел, так сказать «обкатку танками». То есть, близкие ему, проверенные единомышленники. Значит, к цели они пойдут более уверенно, быстро и бескомпромиссно. Это и пугает американцев. Они, как это и свойственно всем англосаксам, в чьем-то возвышении, усилении и вообще благополучии видят угрозу для себя.
— Что за команду сформировал Си Цзиньпин?
— Начнем с того, что сам Си Цзиньпин, которому 69 лет, на съезде убедительно подтвердил свое верховное лидерство Поднебесной и теперь начинает свой третий срок на посту главы Коммунистической партии, получает еще пять лет, которые будет держать власть в своих руках.
Си объявил шесть человек — Ли Цяна, Чжао Лэцзи, Ван Хунина, Цай Ци, Дин Сюэсяна и Ли Си, которые будут стоять рядом с ним в качестве членов Постоянного комитета Политбюро, высшего правящего органа Китая. Как подчеркнули в американских СМИ, «все они являются стойкими сторонниками Си и расчищают ему путь к правлению с минимальными внутренними разногласиями или противодействием».
Си Цзиньпин представил новых высших руководителей Китая в составе Постоянного комитета Политбюро 23 октября в Доме народных собраний в Пекине. Именно в таком порядке они выходили на сцену.
Итак, Ли Цян. Ему 63 года. Ожидается, что глава шанхайской партии станет следующим премьер-министром Китая в марте 2023 года после того, как действующий премьер Ли Кэцян уйдет в отставку. Это самая высокая должность после Си Цзиньпина.
Далее — Чжао Лэцзи. Родом из провинции, где жил предок Си. Пока что 65-летний Чжао возглавляет антикоррупционный орган Коммунистической партии, который отвечает за реализацию широкомасштабных репрессий Си против взяточников. Ожидается, что он возглавит Всекитайское собрание народных представителей, законодательный орган страны. Новое назначение поставит его на третье место в Постоянном комитете, высшем руководящем органе Китая.
Ван Хунин — ему 67 лет. Он очень влиятельный партийный теоретик, который обосновал политику для Си и его предшественников Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминя. Он будет назначен главой высшего политического консультативного органа Китая.
Еще один член Постоянного комитета Политбюро — Цай Ци, партийный босс Пекина и одно из самых доверенных лиц Си, их связи восходят к временам работы Си Цзиньпина в южной провинции Фуцзянь. Цай курировал зимние Олимпийские игры в Пекине.
Далее — Ли Си, являющийся партийным руководителем южного экономического двигателя Китая, провинции Гуандун. Доверенный союзник Си, он, как ожидается, будет курировать антикоррупционную политику.
И наконец, 60-летний Дин Сюэсян — глава аппарата и ближайший помощник Си, считался ведущим кандидатом, несмотря на то, что у него не было опыта работы главой партии или губернатором провинциального уровня.
— Ну, нормальная, вполне оздоровительная для любой бюрократии ротация кадров. Что невредно было бы и для России, и для США. Что не нравится американцам?
— Им не нравится централизация и, следовательно, усиление государственной власти в Китае. Как, кстати, и в России, и в любой другой стране. Они это подают как противостояние демократии и тоталитаризма. Эдакие античные Афины и Спарта. Но это — лукавство. На самом деле, все не так. Для американцев демократия в США, — с одной стороны, и в любых других странах — с другой, как говорят в Одессе, — две большие разницы.
Ну, как они разбираются с демократией у себя дома, мы сейчас наблюдаем он-лайн. Захватывающее зрелище. Как говорится, кино и немцы. А вот за рубежом с потерей реальной демократии они теряют такие же реальные рычаги давления на чужую государственную власть. Согласитесь, как можно теперь «демократично», опираясь на купленных чиновников и партийцев, надавить в интересах США на «автократичного» Си?
Вот почему глава пекинского бюро CNN Стивен Цзян горько сетует, что «состав нового Постоянного комитета Политбюро из семи человек является последним подтверждением абсолютной власти Си над партией и, следовательно, над этой страной с населением 1,4 миллиарда человек».
И вот уж совсем прозрачный намек на потерянные рычаги влияния: «Старые правила, касающиеся партийного руководства, такие как планы преемственности или критерии продвижения по службе, больше не применяются».
— Получается, что Си Цзиньпин овладел всей полнотой власти в Китае?
— Си в 2018 году отменил ограничения на срок пребывания на государственной должности президента. Си является главой партии, вооруженных сил и государства.
Вот еще любопытная новация: Си представил новый состав Политбюро из 24 человек, в котором впервые как минимум за 25 лет нет женщин. Сразу оговорюсь: не знаю, с чем это связано, и комментировать не буду. Просто примите как факт.
— Наверное, это не единственный момент, который так смущает американцев?
— Нет, конечно. Есть еще и знаковые увольнения. Так, удалены некоторые официальные лица. Нет и явных преемников. Раньше составы Постоянного комитета до эпохи Си включали более молодых членов в качестве потенциальных преемников высшего лидера. Но с учетом того, что на этот раз самому молодому участнику 60 лет, в миксе назначений нет, так сказать, «выдающегося» имени — потенциальный признак того, что Си не планирует уходить в отставку в ближайшее время.
— А что там была за история с выводом из зала почтенного Ху Цзиньтао?
— Очень интересно. Но, боюсь, до конца эту ситуацию никто никогда не прояснит. Известно, что 79-летнего бывшего лидера неожиданно вывели из зала во время вчерашней церемонии закрытия партийного съезда, который сначала, казалось, не хотел уходить. Агентство Синьхуа позже сообщило в своем англоязычном Твиттере, который заблокирован в Китае, что Ху был удален по состоянию здоровья, хотя многие эксперты выразили сомнения. Об инциденте до сих пор не сообщалось в государственных СМИ на китайском языке и не обсуждалось в китайских социальных сетях, где такие разговоры строго ограничены.
Напомню, Ху занимал пост руководителя Китая с 2003 по 2013 год, при нем прошли знаковые для Китая Олимпийские игры 2008 года в Пекине и, вообще, произошел за десятилетие двузначный экономический рост.
Впрочем, государственные СМИ вскоре все объяснили. «Когда он плохо себя почувствовал во время заседания, его сотрудники проводили его в комнату рядом с местом проведения заседания для отдыха. Сейчас ему намного лучше», — заявило агентство Синьхуа.
— Тогда с чего такой ажиотаж? Ну,может, действительно стало плохо пожилому человеку, такое бывает.
— На Западе эксперты рассматривают каждое телодвижение китайских лидеров буквально под микроскопом. Например, Рори Труекс, известный специалист по Китаю из Принстонского университета, в статье в The Atlantic пишет, что «этот драматический, таинственный элемент театрализованного представления только подчеркнул общую тему съезда — окончательную консолидацию власти Си. Уход Ху со сцены — символ нынешней траектории китайской политики. Ху и его союзники и протеже представляют собой более технократическую, умеренную часть партии — решительно менее репрессивную и более открытую для внешнего мира. Си и его лагерь набирали обороты в течение десятилетия, но, по крайней мере, должны были разделить некоторую власть с фракцией Ху. Эта договоренность была отменена. Вместо него Китай имеет единственного доминирующего лидера, окруженного исключительно людьми, которые помогают ему, а не ограничивают его».
В общем, не сомневаюсь, этот эпизод еще долго будут изучать многие политические аналитики и эксперты спецслужб с применением алгоритмов искусственного интеллекта, чтобы уловить малейшие нюансы в поведенческих и физиономических реакциях Ху и Си, а также в действиях сотрудников, выводящих Ху из зала. И ясно, что полной правды об этом эпизоде мы не узнаем никогда.
Но вряд ли эта, в общем-то, банальная история имеет какое-то судьбоносное значение. Тут я с вами согласен: вышел пожилой, не очень здоровый человек из зала заседаний. И, как говорила Шехерезада, на этом все о нем.
— А теперь о главном. Как Си со своей новой командой намерен добиваться поставленных целей?
— Во время выступления 23 октября Си Цзиньпин нарисовал картину открытого Китая, готового сотрудничать с миром, что резко контрастирует с участившимися попытками изоляции страны в последние годы.
«Китай не может развиваться изолированно от мира, и мир также нуждается в Китае для своего развития», — сказал Си, добавив, что Китай быстро развил свою экономику и достиг «социальной стабильности» благодаря десятилетиям усилий по «реформам и открытости».
«Дверь Китая в мир будет только расширяться», — пообещал он. — «Мы будем и впредь привержены всестороннему углублению реформ и открытости, содействию качественному развитию и созданию новых возможностей для мира посредством нашего собственного развития».
— Так в чем проблема для Запада? Сотрудничайте!
— Они не верят и боятся Си. Американские аналитики задаются вопросом: будет ли это обещание выполнено на самом деле, поскольку Китай закрылся от мира на протяжении всей пандемии?
Китай закрыл свои границы в начале 2020 года, чтобы не допустить проникновения вируса, и сегодня они в значительной степени остаются закрытыми, даже, несмотря на то, что большая часть мира приспосабливается к жизни с Covid. Отражая поворот страны вовнутрь, сам Си не покидал материк почти 900 дней — до тех пор, пока не посетил Гонконг, специальный административный район Китая.
А поскольку Си отстаивал политику «нулевого ковида» на 20-м съезде партии, заявив, что он «защитил жизни людей», кажется, что эта политика никуда не денется.
Вспомнитте Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток». И для Запада деньги важнее жизни людей. Разные менталитеты. Вот показательный пример. Американские аналитики с возмущением констатируют, что с момента вступления в должность в конце 2012 года Си неоднократно предостерегал от проникновения в Китай западных ценностей, таких как демократия, свобода прессы и независимость судебной системы. Он подавляет деятельность иностранных НПО, церквей, а также западных учебников — все это рассматривается с его стороны как средство неправомерного иностранного влияния.
И это подпитывает, считают американцы, растущую ветвь ограниченного национализма, который ставит под сомнение любые зарубежные связи и рассматривает феминизм, ЛГБТ-движение (о, ужас!) и даже защиту окружающей среды как марионеток западного влияния, призванных подорвать Китай.
Вот поэтому Си Цзиньпин и форсирует модернизацию Китая. В новейшей истории ни одна страна не модернизировалась так быстро, как Китай. Коммунистическая партия справедливо утверждает, что ее руководство помогло вырваться из бедности сотням миллионов людей, превратив захолустные деревни в ошеломляющие мегаполисы.
В отчете партийному съезду Си Цзиньпин подтвердил свою цель сделать Китай к 2035 году «среднеразвитой страной». И это — трезво, взвешенно и честно, без пустых обещаний и шапкозакидательства.
— Но военную мощь Поднебесной «средней» не назовешь…
— Да, в свое время Си Цзиньпину потребовалось всего несколько лет, чтобы выполнить свое обещание преобразовать Народно-освободительную армию.
Напомню, в 2015 году, через три года после того, как он возглавил Коммунистическую партию Китая, Си предпринял широкомасштабный проект по превращению НОАК в «боевую силу мирового уровня», не уступающую вооруженным силам США. Крайний срок, который он установил для этой вехи, был 2049 год. Но прошло всего семь лет, а он, как с ужасом констатируют американские эксперты, уже далеко продвинулся по пути к достижению этой цели. По их мнению, Китай теперь может похвастаться самым большим в мире военно-морским флотом с одними из самых новых и самых мощных военных кораблей на плаву.
Аналитики США в ближайшее время ожидают появление в китайских военно-воздушных силах истребителей и бомбардировщиков-невидимок. А китайские ракетные войска дают им непревзойденную досягаемость в Азии.
— В России, как известно, к Китаю в целом и к Си Цзиньпину в частности, относятся с большим уважением и симпатией. У нас общая граница, люди ездят торговать, отдыхать, просто в гости друг к другу (во всяком случае, так ыло в допандемийные времена). Надеюсь, так будет и впредь? Кстати, я тоже бывал в Китае. Впечатления — восхитительные.
— Разделяю ваши надежды и впечатления. И не только я. Президент России Владимир Путин направил свои поздравления Си Цзиньпину после того, как китайский лидер был утвержден на третий срок. Кремль опубликовал заявление, в котором высоко оценил «всеобъемлющее партнерство» между Россией и Китаем. Напомню, что Си и Путин в прошлом году заявили, что их дружба «не имеет границ». Вот над этим пусть и ломают головы американские аналитики.