С этого альбома начался славный музыкальный путь Виталия Аверьянова — философа-традиционалиста и члена патриотического «Изборского клуба». За короткий срок дискография этого плодовитого автора стала насчитывать четыре альбома (не считая «нулевого», играющего роль своего рода черновика). Правда, сам Виталий Аверянов предпочитает величать свои опусы магнум не альбомами, а «часами песен».
В литургической практике «час первый» отсылает христиан к суду над Христом и Страшному Суду как венцу истории. Эти же смыслы вбирает в себя первая же песня диска «Осень», посвященная празднику Покрова. Русская осень рассматривается автором отнюдь не как время увядания, а как сроки собирания плодов, подсчитывания преумноженных талантов и — да — того самого Страшного Суда, на котором, вопреки ожиданиям, «как ни странно, все спокойны и ведут себя достойно». А как может быть иначе, если над всеми нами распростерт омофор Пречистой Матери, поэтому благословленная им земля не умирает, а готовится к весеннему Воскрешению?
В альбоме собраны песни Виталия Аверьянова, написанные в промежуток с 1992 по 2017 год, но смотрятся они, как неразрывное целое. Поразительно, как в самой ранней из них — «Начальник» — возникает образ «рулевых нулевых — и глаза, как два нуля», подлинный смысл которых и впрямь станет ясным только к началу нулевых. В «Огнях» 1993 года одновременно ощутима и тревожная атмосфера расстрела Белого дома (возможно, благодаря этому она созвучна песням Юрия Шевчука на ту же тему), и внутренняя мощь праведника в миру, которая будет по-настоящему раскрываться в Виталии Аверьянове и его соратниках с каждым последующим годом.
А уж свершающихся пророчеств в альбоме хоть отбавляй. В антиутопии 2003 года «Маленькие муки» Виталий Аверьянов уверенно пел «о «чипах в лапу вместо отчеств и имен», которые еще аукнутся зловеще в эпоху ковидных QR-кодов. Глумливые лимерики «Эмигранты новой волны» прокладывают мост уже непосредственно к дню сегодняшнему, когда олигархи-таки «пришпилятся в Лондоне — значит жить нашей Родине, и рассеется морок чумной». Равно, как сбываются на глазах строки из сурового «Наказа Путину» пятилетней давности: «Объяви, что Украйна — часть Русского мира».
Без обозначения каких-то предельных точек нашего метафизического продвижения «Первый час песен был бы априори» неполон. Но Виталий Аверьянов позаботился и о них. В «Судьбе Чапая» автор убедительно перекодирует в православной житийной парадигме образ легендарного комдива, переигрывая самого Виктора Пелевина с его нашумевшим романом. А в 12-минутной «Русской идее» (замысловато дрейфующей в плане музыкальных решений от частушечных дразнилок до эпического «Блуждающего биоробота» группы «Ноль») афористично сводит судьбу России к «усмирению злодеев и спортивной ходьбе».
И ведь поди поспорь с этим!