У нас часто говорят, что в России две беды — «дураки и дороги». Но в среднем процент, скажем так, неадекватных людей, во всём мире одинаков, это я вам могу точно сказать. Причём, социальные среды бывают разные. Но я должен сказать, что, к сожалению, в среде университетской, академической, что у нас, что на Западе, – процент дураков значительно выше, чем в среднем.
Гоголь к «Ревизору» сделал «Замечания для господ актёров». Там он пишет: «Городничий — очень неглупый по-своему человек». По-своему умный человек… В чём беда российской интеллигенции — они полагали, что получив образование, стали очень умными.
Одним из самых умных людей, которых я встретил в жизни, был плотник Степан Сергеевич. В начале 90-х ему было порядка 50 лет, за спиной всего 7 классов. В отличие от порой откровенных глупцов –докторов наук, профессоров, с которыми я работал. Вы не представляете, какое количество оторванных от жизни людей в американской университетской среде. Им вообще сложно объяснить, что-либо. Я помню, как пытался, но два человека – венгр и турок – мне сказали: «Прекрати, они умные по-американски, они всё равно тебя не поймут».
Я был хорошо знаком с философом Ференцем Фехером. Он в 1986 году написал лучшую книгу о советском обществе на английском языке «Диктатура над потребностями». И он мне говорил: «Андрей, американцы не жили под фашистами, не жили под коммунистами. Они никогда этого не поймут!» И я тогда сказал: «Может, они ещё будут жить под каким-нибудь своим тоталитарным строем…» Фехер сказал: «Я буду очень рад». И вот, кстати, вспышка Black Lives Matter, когда начали людей нагибать со страшной силой, кое-что американцам объяснила.