Госсекретарь США Энтони Блинкен в Китае походил на известного персонажа советского мультфильма – Кота Леопольда, который во всех казусных ситуациях со своими врагами – мышками говорил – «Ребята, давайте жить дружно». 19 июня он заявил, что Соединенные Штаты и Китай добились «прогресса» в возвращении отношений в нужное русло, поскольку обе стороны согласились с необходимостью «стабилизировать» двусторонние отношения между двумя сверхдержавами.
Блинкен стал первым госсекретарем США, посетившим Пекин за последние пять лет, и его переговоры с высокопоставленными китайскими чиновниками, в том числе и с Си Цзиньпином, рассматриваются как ключевая лакмусовая бумажка того, смогут ли два правительства предотвратить дальнейшее резкое падение отношений в период сохраняющегося недоверия.
Достаточно вспомнить, что было в феврале 2023 года, когда Пентагон объявил, что китайский аэростат-разведчик дрейфует над континентальной частью Соединенных Штатов, что побудило Блинкена отменить предстоящую поездку в Пекин, а затем Байден приказал американским истребителям сбить его.
Тогда же в конце февраля отношения еще больше обострились, когда Блинкен столкнулся с Ваном в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности, чтобы сказать ему, что Вашингтон считает, что Китай рассматривает возможность оказания смертоносной поддержки России в ее войне на Украине. В ответ Китай заморозил некоторые важные дипломатические обмены и усилил антиамериканскую риторику.
Американские СМИ подвели некоторые итоги нынешних переговоров:
«Обе стороны признали необходимость работать над стабилизацией отношений»
«Было ясно, что отношения находятся на грани нестабильности», — сказал Блинкен на пресс-конференции в китайской столице 19 июня. «И обе стороны признали необходимость работать над его стабилизацией».
«Я приехал в Пекин, чтобы укрепить каналы связи на высоком уровне, прояснить наши позиции и намерения в областях разногласий, а также изучить области, в которых мы могли бы работать вместе над нашими интересами, согласовать общие транснациональные проблемы, и мы сделали все это, — сказал Блинкен.
«Мы не собираемся добиваться успеха в каждом вопросе между нами в любой день, но в целом ряде областей на условиях, которые мы установили для этой поездки, мы добились прогресса и движемся вперед», — сказал он.
«Но опять же, я хочу подчеркнуть, что ничего из этого не решается одним визитом, одной поездкой, одним разговором. Это процесс», — сказал Блинкен.
«Нет немедленного прогресса» в связи между военными
Одним из ключевых вопросов, который не был решен, было восстановление связи между военными между США и Китаем. Контакты между высшими военными чиновниками страны остаются замороженными, и два недавних инцидента вызвали опасения, что напряженные отношения могут перерасти в конфликт.
Китай недавно отверг встречу министра обороны Ллойда Остина и министра обороны Китая Ли Шанфу, находящегося под санкциями США, в Сингапуре, хотя они и говорили кратко.
Блинкен сказал, что, хотя он «неоднократно» поднимал вопрос о необходимости таких каналов связи на своих встречах, «немедленного прогресса не было».
«На данный момент Китай не согласился двигаться вперед в этом направлении. Я думаю, что это проблема, над которой мы должны продолжать работать. Очень важно, чтобы мы восстановили эти каналы», — сказал он.
По основным конфликтам прогресса в их разрешении нет
Блинкен сказал, что его беседы касались войны на Украине и Северной Кореи. Он выразил озабоченность США, «разделяемую растущим числом стран по поводу провокационных действий Китайской Народной Республики в Тайваньском проливе, а также в Южном и Восточно-Китайском морях». Он сказал, что позиция США по Тайваню не изменилась, и оказал давление на Китай по поводу прав человека.
Блинкен сказал, что Китай заверил США и другие страны в том, что не будет оказывать смертоносную помощь России. «Тем не менее, нас постоянно беспокоят китайские фирмы, компании, которые могут предоставлять технологии, которые Россия может использовать для продвижения своей агрессии на Украине. И мы попросили китайское правительство проявлять большую бдительность в этом отношении», — добавил Блинкен.
Блинкен сказал, что на своих встречах он поднимал вопрос о правах человека, в том числе о нарушениях прав человека в Синьцзяне, Тибете и Гонконге. Он также сказал, что «конкретно поднял вопрос о незаконно задержанных гражданах США и тех, кому грозит запрет на выезд».
Разведбаза на Кубе
Не достигнуто никаких решений по китайская разведбазе на Кубе, которая может перехватывать электронные сигналы от близлежащих военных и коммерческих зданий США, была запущена и работает еще до 2019 года, когда она была модернизирована, по словам представителя администрации Байдена.
Контроль над вооружениями
Вашингтон настаивает на том, чтобы Пекин вступил в переговоры о контроле над вооружениями, поскольку он пытается заключить глобальное соглашение, регулирующее возможное использование ИИ при развертывании ядерного оружия. Но ни о каких решениях по этому вопросу по результатам визита не объявлено.
Дипломаты обсуждали экономические вопросы
Блинкен также неоднократно отмечал, что стремился прояснить экономическую позицию США в отношении Китая на своих встречах с высшими китайскими официальными лицами и подчеркнуть, что США не стремятся «сдерживать» Китай экономически.
«Для Соединенных Штатов и многих других стран существует огромная разница между «снижением рисков» и «развязкой», — сказал он.
«Мы за снижение рисков и диверсификацию. Это означает инвестирование в наши собственные мощности и в безопасные, устойчивые цепочки поставок, стремление к созданию равных условий для наших работников и наших компаний, защиту от вредоносной торговой практики и защиту наших критически важных технологий, чтобы они не использовались против нас», — сказал он.
Блинкен сказал, что в областях потенциального сотрудничества обе стороны «согласились изучить возможность создания рабочей группы, чтобы мы могли перекрыть поток химических веществ-прекурсоров для фентанила». Китай является одним из ведущих производителей химических прекурсоров, которые используются для производства смертельно опасного синтетического наркотика, унесшего тысячи жизней.
А что ждали от визита в самой Америке?
Позиция республиканцев
Республиканские политики пытались изобразить администрацию Байдена как мягкую по отношению к Китаю, хотя Байден и его помощники проводили жесткую и широкомасштабную коммерческую политику, такую как экспортный контроль, чтобы попытаться ограничить рост Китая в стратегических секторах, особенно в полупроводниковой, и усилили военное сотрудничество со странами Азии. Некоторые законодатели-республиканцы даже раскритиковали Блинкена за поездку в Китай, заявив, что это равносильно уступке Пекину. Ожидается, что в следующем году, если Байден будет добиваться переизбрания, резкое осуждение Китая среди американских политиков усилится.
Мнение экспертов
Накануне визита Блинкена в Китай The Washington Post (16.06.2023) опубликовал подборку экспертных оценок по визиту «Байден хочет «оттепели» в отношениях с Китаем. Что для этого потребуется?».
«Президент Байден заявил, что хочет возвестить «оттепель» в отношениях двух стран, но препятствия на пути к разрядке остаются огромными. Конкурирующие программы безопасности приводят к конфронтации на море и в воздухе, включая опасения по поводу усилий каждой стороны по сбору разведывательных данных. Жестокое обращение Китая с уйгурами и гонконгскими активистами демократии, а также недавние репрессии против иностранных инвесторов заставили многих представителей американского политического класса глубоко скептически относиться к перспективам сотрудничества. Усилия США по блокировке доступа Китая к чувствительным технологиям, вызывают гнев Пекина. Действительно, отношения достигли такого низкого уровня, что многие информированные наблюдатели сомневаются, что оттепель даже предвидится».
WP попросило нескольких экспертов высказать свои мысли о том, как две страны могли бы разрядить напряженность.
Никки Хейли: Пять вопросов Китаю
Никки Хейли, кандидат в президенты от Республиканской партии, была послом США в ООН с 2017 по 2019 год и губернатором штата Южная Каролина с 2011 по 2017 год:
«История подхода администрации Байдена к Китаю была слабостью. Президент полностью потерпел неудачу в своих отношениях с Китаем — в военном, экономическом и дипломатическом отношении. Министр финансов президента Байдена Джанет Л. Йеллен недавно призвала к углублению экономических связей с Китаем. Это безумие.
Китай считает, что визит Блинкена будет таким же бесперспективным. Гораздо лучше было бы продемонстрировать американскую силу и решимость.
Вот вопросы, которые должен задать Энтони Блинкен — и Байден должен был задать их с самого начала:
1. Почему Китай готовится к войне?
Наращивание военной мощи Китая захватывает дух. Он строит гиперзвуковое оружие, ядерные ракеты, передовые военные корабли и множество других передовых технологий. Си Цзиньпин очень серьезно относится к победе в войне. Америка должна быть такой же серьезной и модернизировать свои вооруженные силы. Это единственный способ сохранить мир.
2. Почему Китай злоупотребляет американской экономикой?
Коммунистическая партия Китая использует американские компании для укрепления собственных вооруженных сил — от сбора данных до кражи секретных технологий. Это должно прекратиться. Защита нашей экономики является вопросом обеспечения нашей национальной безопасности.
3. Почему Китай проникает в Америку?
У Китая есть пропагандистские центры в наших университетах, полицейские участки в наших городах и фермы рядом с нашими военными базами. Китайские компании производят химические вещества, которые затем превращаются в таблетки фентанила, убивающие американцев. Пришло время защитить наших людей от такого опасного вторжения.
4. Почему Китай проникает в Западное полушарие?
Это не просто шпионская база на Кубе. Пекин пытается настроить против нас почти все страны Западного полушария, часто используя экономический подкуп. Нам нужно убрать китайское влияние с нашего заднего двора.
5. Почему бы Соединённым Штатам не удвоить свою поддержку Тайваня?
Си хочет уничтожить островную демократию. Это нанесет ущерб американской экономике и поставит под угрозу нашу безопасность. Китай должен знать, что мы поможем Тайваню защитить себя, потому что это в наших интересах. Если уж на то пошло, нам нужно сказать Китаю, что мы продолжим помогать Украине побеждать Россию, в преддверии того, что произойдет с Тайванем.
Китай не хочет, чтобы мы задавали эти вопросы. Но пришло время призвать нашего врага к ответу. Каждый день мы не подвергаем Америку большей опасности».
Бейтс Джилл: Недоверие — это большое препятствие
Бейтс Джилл — исполнительный директор Центра анализа Китая Института политики азиатского общества:
«В прошлом году товарооборот между США и Китаем достиг рекордного уровня почти в 700 миллиардов долларов — факт, который подрывает разговоры о полной заморозке отношений между двумя странами. Более того, обе стороны понимают недостатки полного отчуждения друг от друга.
Соединенные Штаты и Европейский союз мудро отказались от разговоров о «развязке» с Пекином в пользу термина «снижение рисков». Несмотря на это, Китай и Запад продолжат усилия по ограничению доступа друг друга к технологиям, товарам и данным, которые считаются угрожающими интересам их национальной безопасности.
Учитывая эти ограничения, обеим сторонам имеет смысл искать возможности для сотрудничества в других сферах. Это может включать продвижение совместных исследований по решению проблем общественного здравоохранения, таких как рак, поиск общих причин для смягчения последствий изменения климата, совместное решение проблем развития на глобальном Юге и активизацию связей между людьми между двумя странами.
Администрация Байдена заявляет, что «приветствует» роль Китая в содействии «справедливому и устойчивому миру» на Украине. А поскольку Си Цзиньпин, как ожидается, примет участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сан-Франциско в ноябре 2023 года, возможность проведения саммита Байдена и Си заставит обе стороны искать конструктивные результаты.
Но какими бы положительными ни были эти тенденции к потеплению, перспективы оттепели сталкиваются с холодным, суровым фактом: в геополитическом плане Соединённые Штаты и Китай глубоко не доверяют друг другу. Вряд ли это скоро изменится. В обозримом будущем американо-китайские отношения останутся в состоянии глубокой заморозки».
Цзунъюань Зоэ Лю: Взгляните на человеческое измерение
Цзунъюань Зоэ Лю — научный сотрудник по международной политической экономии Совета по международным отношениям:
«Встречи Энтони Блинкена не приведут к драматическим уступкам. Но обе стороны могут, по крайней мере, продемонстрировать свою готовность двигаться вперед.
Одна из серьезных проблем в китайско-американских отношениях заключается в том, насколько сложными стали экономические вопросы — отчасти потому, что они слишком переплетены с деликатными интересами национальной безопасности. Тем не менее, поездка госсекретаря в Китай дает администрации Байдена прекрасную возможность дополнить свою ориентированную на экономику Стратегией Китая — «инвестировать, согласовывать, конкурировать» — Стратегией китайского народа. Во время своей поездки Блинкену необходимо общаться с китайцами, а не только с политиками.
Смещение акцента в отношениях на обмен между людьми имеет решающее значение. После поездки Блинкена администрация Байдена должна расширить этот подход, возродив китайскую программу Фулбрайта, которая была внезапно прекращена администрацией Трампа в 2020 году из-за введения Пекином закона о национальной безопасности в Гонконге. С момента нормализации американо-китайских отношений в 1979 году китайская программа Фулбрайта предоставила более 3500 американских граждан академические возможности в Китае и привела более 1500 китайских ученых в Соединенные Штаты. Администрация Байдена может подать мощный сигнал, восстановив одну из старейших связей Америки с Китаем.
Нации не пожимают друг другу руки, но люди пожимают друг другу руки. Несмотря на нынешнюю напряженность, Китай и Соединенные Штаты остаются взаимосвязанными на многих уровнях. Две страны жизненно важны друг для друга и для всего мира, даже если они часто предпочитают забывать об этом факте. Пришло время вернуть человеческое измерение в их отношения».
Майкл Мацца: Два несовместимых мировоззрения
Майкл Мацца — внештатный научный сотрудник Американского института предпринимательства и старший внештатный научный сотрудник Глобального тайваньского института:
«Хотя у Вашингтона и Пекина могут быть некоторые пересекающиеся интересы,их мировоззрение, видение глобального порядка и широкие подходы к национальной безопасности принципиально несовместимы. Это не имело большого значения в дни, когда разница в силе между Соединенными Штатами и Китаем была намного больше. Но по мере того, как этот разрыв сокращался, Пекин проявлял все большую готовность угрожать демократической системе правления Соединенных Штатов и продолжающемуся процветанию американского народа.
В последние годы Китай совершил геноцид, начал нападения на иностранные предприятия, оказал моральную, риторическую и экономическую поддержку России в ее войне с Украиной, установил контроль над широкими участками Южно-Китайского моря, оказывал неослабевающее давление на Тайвань и скрывал информацию о вспышке ковида и ее происхождении.
Президент Байден четыре раза заявлял, что будет защищать Тайвань от нападения. В более широком смысле он работал над созданием глобальной коалиции, направленной на ограничение и сдерживание расширения военной, экономической и дипломатической мощи Китая. Ни одна из сторон не может дать значимых гарантий того, что она не намерена попирать наиболее близкие интересы другой стороны, поскольку многие из этих интересов непримиримы.
В серии выступлений за последний год Си Цзиньпин ясно дал понять, что Китай желает сформировать новый мировой порядок, в котором смогут процветать автократии. В конечном счете, это гораздо более темный, гораздо более жестокий и гораздо менее свободный мир, чем тот, к которому привыкли американцы. Пекин и Вашингтон могут найти способы ослабить напряженность или снизить риски — оба надеются, что предстоящий визит Энтони Блинкена сделает это, инициировав возвращение к регулярным дипломатическим отношениям на высшем уровне, — но устойчивая оттепель не предвидится. Пока Китай сохраняет намерение и способность угрожать Америке и миру, созданному Америкой, двусторонние отношения останутся холодными.
Сегодня Соединенные Штаты и Китай активно конкурируют во всех областях, включая экономику и технологии, а также безопасность и политику. Они настолько равны, что на этот раз не может быть победителя, только проигравшие. Соответственно, первые признаки настоящей оттепели наступят, когда обе страны признают, что ни одна из них не может доминировать над другой.
Бизнес должен сыграть важную роль в любой разрядке напряженности. Америка и Китай ежедневно торгуют почти на 2 миллиарда долларов. Оттепель воспримет этот факт как повод для радости, а не тревоги, признав, что подавляющее большинство коммерческих обменов поддерживает процветание среднего класса в обеих странах. Это, конечно, не исключает введения строгих ограничений в отношении технологий, на которые распространяются торговые ограничения по соображениям национальной безопасности.
Визиты на уровне министров, конечно, полезны. Но этот геополитический тупик требует обменов снизу вверх, чтобы восстановить некоторую степень доверия. Приоритетом № 1, безусловно, должно быть возобновление полного графика коммерческих рейсов и заполнение самолета предпринимателями, студентами, журналистами, учеными, художниками и спортсменами.
Тем не менее, высокопоставленные политики также должны делать больше. Было бы разумно, чтобы лидеры США и Китая встречались ежеквартально, чтобы обсудить вопросы, которые могут привести к войне (Тайвань), и те, которые могут спасти планету (предотвращение пандемии). Нам следует избегать самоуспокоенности эпохи «взаимодействия» США и Китая, когда частые встречи представителей среднего звена из обеих стран не приносили ощутимых результатов. Это подтолкнуло Пекин к мысли, что решение неотложных проблем можно бесконечно откладывать, что привело к глубокому разочарованию в Вашингтоне. Пора обеим нациям начать относиться к отношениям с той серьезностью, которой они заслуживают».
Кристофер Вуд: Разрыв между словами и делами
Кристофер Вуд — глобальный руководитель по стратегии управления акциями в Jefferies:
«Министр финансов Джанет Л. Йеллен 20 апреля 2023 года заявила, что интересы национальной безопасности США «не предназначены для того, чтобы мы могли получить конкурентное экономическое преимущество или задушить экономическую и технологическую модернизацию Китая».
Она явно имела в виду октябрьское (2022 года) заявление Министерства торговли о блокировании поставок передовых полупроводников в Китай. Проблема в том, что эта политика де-факто представляет собой объявление экономической войны. В глазах Пекина экспортные ограничения выглядят как целенаправленная попытка вашингтонского лобби национальной безопасности помешать Китаю модернизировать свою экономику, что увеличивает риск — учитывая резкое ухудшение демографической ситуации в Китае — того, что он может в конечном итоге застрять в страшной ловушке среднего дохода.
Так что, хотя тон Йеллен следует приветствовать, он не убедит Пекин. Действительно, официальный представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь ответил на ее выступление, заявив, что «истинное намерение Вашингтона состоит в том, чтобы лишить Китай права на развитие. Это чисто экономическое принуждение». По этой причине недавние разговоры президента Байдена об «оттепели» заходят так далеко. Потепление отношений между Вашингтоном и Пекином возможно только в том случае, если американцы откажутся от своей позиции в отношении передовых полупроводников, что представляется крайне маловероятным.
Заявленное обоснование запрета полупроводников заключается в том, что они могут стать оружием массового уничтожения. Но это означает, что Китай имеет экспансионистские территориальные амбиции. Это не вариант. Даже если Пекин действительно хочет доминировать в своем районе, его главная цель — вести бизнес».
Эмили де Лабрюйер: Коммунистическая партия Китая не изменится
Эмили де Лабрюйер — соучредитель Horizon Advisory и старший научный сотрудник Фонда защиты демократий, специализирующийся на политике в отношении Китая:
«Коммунистическая партия Китая следует продуманной, последовательной стратегии в отношении Соединенных Штатов, которая не изменилась и не изменится в ближайшее время. Всеобъемлющая цель этой стратегии — обогнать Соединенные Штаты и распространить свое влияние на международном уровне. Нынешняя конфронтация между Америкой и Китаем возникла из-за этой фундаментальной реальности, а не из-за политики Вашингтона.
Как тогда будет выглядеть оттепель? Это означало бы, что США, придя к выводу, что конфронтация того не стоит, решат отказаться от защиты своих интересов.
Говоря более конкретно, это повлечет за собой возврат к ситуации, сложившейся в первые 15 лет этого века. В 2001 году Пекин вступил во Всемирную торговую организацию, что позволило ему воспользоваться преимуществами свободного и либерального мирового рынка. В последующие полтора десятилетия Коммунистическая партия Китая нарушила правила системы с минимальными последствиями, если таковые вообще были. Пекин субсидировал своих государственных защитников, сбрасывал их товары, украл интеллектуальную собственность, использовал экономические связи для решения геополитических вопросов. В процессе этого Пекин создал удушающий захват экономической и политической систем США — так, что даже сегодня, когда обе партии признают угрозу Китая и новый агрессивный Пекин, конкурентные действия изо всех сил стараются не отставать от риторики и призывов к преобладанию риска оттепели.
Все это происходило в обстановке (относительно) теплых американо-китайских отношений, потому что Вашингтон просто не обращал на это внимания — или ему было все равно.
Так называемая оттепель вернется к этой асимметричной динамике, но с повышенной угрозой. Пекин 2023 года гораздо мощнее, чем в 2001 году. Его нерыночные меры, геополитическое положение и внутренние репрессии сегодня представляют большую угрозу. Соответственно, Пекин будет гораздо более агрессивно относиться к самоутверждению в условиях современной оттепели. Это будет включать явное утверждение экстерриториального суверенитета; использование зависимости от промышленности и капитала для принуждения к уступкам (и ренте) со стороны иностранных компаний и правительств; и поддержка России в дестабилизации международного порядка.
Стратегия Пекина не изменится. Не исчезнет и фундаментальное противоречие между интересами США и Китая. Вопрос в том, готов ли Вашингтон преодолеть это противоречие. Сегодня оттепель на словах обернулась бы умиротворением на практике».
Конструктивный подход к диалогу
Винг Ти Ву (вице – президент по Азии Сети устойчивого развития ООН) опубликовал в Project Syndicate (19.06.2023) статью «Чтобы снизить напряженность между США и Китаем, разделитесь по-другому», где содержатся конструктивные предложения по улучшению отношений США и Китая.
«Первым шагом к продуктивному диалогу является признание того, что взаимодействие между тремя типами конкуренции — торговлей, технологиями и геостратегией — вызывает всплеск напряженности между США и Китаем. Чтобы разорвать этот порочный круг, эти три типа конкуренции должны быть разделены, и, насколько это возможно, инструменты политики, применяемые к каждому сегменту, должны быть разными.
Использование торговой политики для решения вопросов национальной безопасности, например, только уменьшило взаимные выгоды от экономических отношений, не ослабив геостратегическую напряженность. Китай запретил экспорт редкоземельных элементов в Японию в 2010 году из-за территориального спора и ограничил ряд импортных поставок из Австралии в 2020 году после того, как страна призвала провести независимое расследование происхождения COVID-19. Однако такое возмездие в конечном итоге оказалось неэффективным.
Точно так же запрет США на экспорт усовершенствованных микрочипов в Китай — аналогичная форма экономического принуждения — вряд ли гарантирует технологическое доминирование Америки в долгосрочной перспективе, если только все страны с развитой экономикой не возьмут на себя обязательство постоянно сдерживать Китай.
Успешная сегментация геостратегической конкуренции требует, чтобы национальная безопасность не рассматривалась как игра с нулевой суммой. Попытки получить стратегическое превосходство над другой стороной только разжигают двустороннюю напряженность и приводят к проигрышному исходу гонки вооружений. Вместо этого каждая страна должна рассматривать свою национальную безопасность как адекватно защищенную, когда существует лишь небольшая вероятность того, что другая сторона сможет добиться победы после первого нападения».
«Один из способов уменьшить чрезмерный риск в промышленной политике крупных стран — заключить новое соглашение Всемирной торговой организации, запрещающее «недобросовестную практику промышленной политики», точно так же, как в настоящее время организация запрещает «недобросовестную торговую практику». Отправной точкой для глобальных переговоров будет продолжительность промышленной политики.
Наиболее эффективная промышленная политика сосредоточена на стороне предложения: страна добьется лучших результатов, укрепив свои собственные возможности, чем пытаясь воспрепятствовать инновациям где-либо еще. Например, США было бы лучше, если бы они сосредоточились в первую очередь на улучшении образования в области STEM (наука, технология, инженерия и математика) в средних школах, стимулируя отечественные фирмы к проведению НИОКР и привлекая иностранные таланты, а не препятствуя торговле, инвестициям и академическому сотрудничеству с Китаем.
После разделения геостратегической, технологической и торговой конкуренции инструменты торговой политики можно было использовать исключительно для расширения торговли. Это может означать введение контрмер для противодействия протекционистским тарифам и создание торговых зон «ВТО-плюс», таких как Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство и Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) могла бы снизить этот риск «безответной любви», пригласив Китай и США к активному участию в проектах группы по экономическому развитию, защите окружающей среды и борьбе с изменением климата. Все они предназначены для достижения 17 целей ООН в области устойчивого развития и цели Парижского климатического соглашения по ограничению глобального потепления до 1,5° по Цельсию.
США и Китай также взяли на себя эти цели в 2015 году, поэтому принятие приглашения АСЕАН будет соответствовать их национальным интересам и международным обязательствам».
Комментарий В.О.:
Хорошие предложения «ооновского мечтателя», который предлагает добрые отношения людям, стоящим у пульта запуска ядерных ракет.
***
Думается, что отсутствие реальных результатов по итогам визита делает из Блинкена и всей администрации Байдена Кота Леопольда нового типа, который продолжает призывать «жить дружно», но сам для этого ничего не предпринимает, а только осложняет жизнь своим недругам.