Иосиф Виссарионович Сталин в 1926 году написал работу «Вопросы ленинизма», где исследовал гигантское ленинское наследие и соткал из него потрясающий труд, в котором объяснил своё правление, свои усилия по созданию уникального советского сталинского государства. Государства, которое создавалось во многом рефлекторно, как ответы на непрерывные трагические вызовы. Но через работу «Вопросы ленинизма» эти рефлексии стали выглядеть как закономерные, глубинные, основанные на теории поступки.
В этой работе были объяснены роль партии, роль государства, роль личности, роль народа, говорилось о законах истории, законах культуры, законах мироздания как такового. Эта работа всё сталинское правление превратила в своеобразную академию, где теория мгновенно становилась практикой и добивалась колоссальных результатов, таких как победа в Великой Отечественной войне, которая сама по себе явилась высшим подтверждением любых теоретических изысканий и экспериментов в этой области.
В 1953 году Сталина не стало, а в 1956 году Сталин был диффамирован хрущёвским докладом на ХХ съезде партии. И работа, которая могла бы называться «Вопросы сталинизма», так и не была написана. Не было создано работы, которая бы исследовала потрясающий феномен сталинского государства, в котором существовало огромное количество технологий: военных, индустриальных, управленческих, культурных, социальных, метафизических. Это был огромный кладезь явлений, и он остался, по существу, брошенным на разграбление «чёрных копателей» истории.
В советское постсталинское время, которое изобиловало высшими партийными школами, институтами марксизма-ленинизма, идеологическими исследовательскими центрами, не нашлось группы учёных, которые создали бы труд «Вопросы сталинизма». И казалось, он никогда не будет создан, в нём никогда не будет потребности и нужды.
Но сегодня, когда постсоветское, ельцинское и раннепутинское государства, столкнувшись со Специальной военной операцией на Украине, разбились в прах, когда стало очевидным, что все принципы, по которым строилось постсоветское государство, оказались непригодными, вредными, пагубными, и народ не в состоянии жить в такой системе, появилась острая необходимость создать новое государство.
Новое государство создаётся одновременно с войной, создаётся по ходу войны. Это ужасные условия, чудовищные для страны и для народа. Но в этих условиях мы должны выжить и новое государство создать.
Власть это новое государство строит, но строит очень импульсивно, откликаясь на вызовы дня, недели, в лучшем случае — месяца. Мы видим, что заложенные в создание сегодняшнего государства принципы ошибочны, и они повлекут огромные издержки в будущем. Они внесут в будущее российское государство множество переломов, вывихов, которые потом придётся мучительно ликвидировать.
В этот момент крайне актуально, крайне необходимо появление такого труда, как «Вопросы сталинизма», который покажет, как в тех условиях, тотально неблагоприятных для страны, в условиях враждебного окружения, в условиях, когда советской сталинской России Западом был вынесен смертельный приговор, удалось выстроить государство. И не просто государство, а советскую цивилизацию.
Наше изборское сообщество, именуемое Движение русской мечты берётся за создание такого труда.
Эта работа непомерно трудна, почти непосильна, потому что сегодня практически не осталось учёных, не осталось знатоков сталинского времени. Придётся этих знатоков разыскивать впотьмах, вырывать из прошлого, эти знания придётся собирать по крупицам. Приступая к этому делу, мы понимаем, с какими колоссальными трудностями сталкиваемся.
Сталина упрекают такие группы, как «Мемориал»*, всевозможные либеральные движения, демократические клубы, расплодившиеся в перестройку народные фронты, в том, что он нанёс народу огромный вред, утверждают, что он виноват перед народом. Сталина уже после смерти, по существу, казнят, ставя ему в вину прегрешения перед народом.
Но Сталин спас народ от тотального истребления. Он позволил русским и сегодня, в XXI веке, говорить и петь по-русски. Он позволил сегодня России иметь ядерное оружие и современную индустрию. Если бы не Сталин с его волей к победе, с его огромным антифашистским чаянием, с его мечтой об особой советской цивилизации, мы бы не существовали, мы были бы просто перхотью, которую из своей щетины вычёсывал бы Запад своим огромным железным гребнем.
Нынешнее поколение народа должно осознать свою вину перед Сталиным. Не педалировать вину Сталина перед народом, а честно, глубоко, искренне осознать вину за своё отречение от Сталина, за то, что было позволено вампирам, носившим партбилеты в кармане, оболгать Сталина, обесславить его, создать вокруг него всевозможные чёрные мифы.
Народ чувствует свою вину. Недаром сегодня Сталин возвращается в народное сознание. В прошлом водители грузовиков, дальнобойщики выставляли на ветровые стёкла своих автомобилей портреты Сталина. Потом, во время перестройки, портреты исчезли. Но они возвращаются. Думаю, что портреты Сталина будут появляться не только на лобовых стёклах грузовиков, но рано или поздно они появятся во властных кабинетах над головами власть имущих.
Наше начинание является очень важным, сложным, восхитительным и мистическим. Это искупление вины перед величайшим вождём, величайшим человеком ХХ, XXI и XXIX веков нашей русской истории.
Выступление на конференции «Вождь и народ».
* Организация ликвидирована решением Верховного Суда РФ от 28 декабря 2021 года по делу № АКПИ21-969