Русский рок как явление массовой культуры получал самые разные оценки. Некоторые до сих пор уверены, что это очень глубокий, интеллектуальный феномен.

Переслушивая тексты 70-80 г., в этом можно сильно усомниться. Другие считают, что рок-клубы в Ленинграде и Свердловске, Московская рок-лаборатория являются одной из основных причин распада Советского Союза. Но рокеры тогда были скорее симптомом болезни социума, причины которой всё же серьезнее, чем маргиналы в кожаных куртках. Бесспорно одно: рок-музыка советского и постсоветского периода была и остается мощным инструментом воздействия. А вот кто и как им пользуется — это уже вопрос третий и всё время разный. И одним из самых ярких образчиков того, что такое «русский рок», уже больше 30-ти лет остается группа «Кино».

Многие группы, пытающиеся занять место под солнцем, получить своего слушателя и обрести признание, уже отметили 20-летие, 30-летие и далее по списку (пока не надоест). Виктор Цой со своими друзьями-разгильдяями первый полуакустический альбом записал в 1982 г., а концу 80-х его «Кино» уверенно собирало стадионы. Это не удивительно, ведь талант музыканта был действительно велик. К моменту выхода посмертного «Черного альбома» группу Виктора Цоя в СССР знали абсолютно все. Сам он погиб от несчастного случая в 1990 г. и оставил нам огромную интригу — а как бы отреагировал «Последний герой» на распад некогда единой страны? Мнения по этому вопросу у разных людей расходятся в зависимости от личных политических взглядов.

Ну и далее по списку: а что сказал бы Цой по поводу конфликта в Донбассе, например? Ведь при жизни он в Донецке выступал. А в ДНР приехал бы?

Все озвученные вопросы вполне уместны. Ведь музыкант и при жизни был достаточно активным участником социальных процессов. Выражал собственное мнение по многим вопросам. Более того, он являлся рупором своего поколения. У поклонников это вызывало восторг, у людей, критически настроенных, ужас. Например, Александр Проханов в книге «Последний солдат Империи» описывает, как его героя шокирует стадион, в тысячи голосов поющий: «Перемен требуют наши сердца…»

И, нужно сказать, что в политических целях Цоя продолжают использовать и после смерти. Эксплуатируют тот самый фактор, что «перемены» можно трактовать очень по-разному.

Несколько лет назад мы наблюдали реинкарнацию группы «Кино». Сделано всё было очень элегантно — музыканты из старого состава собрались вместе и заявили, что они улучшили аранжировки и готовы дать несколько концертов с использованием цифрового изображения погибшего вокалиста. Сначала процесс выглядел очень интересно, действительно современно и технологично. Правда, несколько жутковато понимать, что с большого экрана для тебя поёт уже мёртвый человек, но это, как говорится, на любителя. Ведь многие в торжестве цифры видят исключительно плюсы.

Так или иначе, ролики, которые новое «Кино» выкладывает в ютуб-канале, имеют миллионные просмотры, да и на концертных площадках проблем с публикой нет.

Первым «звоночком», напомнившим, что звёзды всегда зажигают не просто так, а потому что это кому-то нужно, стало исполнение той же песни «Перемен» в Минске. Буквально через несколько месяцев после того, как Лукашенко удалось загнать под шконку представителей литовско-польской оппозиции, почему-то считающей себя голосом всего народа Белоруссии. В том месте и в той подаче не возникало сомнений — это оппозиция, ей нельзя на митинги, поэтому они все здесь, на концерте. И снова требуют перемен для себя, в свою пользу.

Тут-то и вспомнилось, что в первых промо-роликах кто-то из музыкантов прилетает из Англии, и вообще всё такое, стильное. Неслучайное.

Окончательным трубным гласом (какие уж тут звоночки) стала версия песни «Безъядерная зона», выпущенная в ютубе нового «Кино» сразу после начала СВО. Модно так, протестно. Чтоб уж совсем никто не сомневался — клип выполнен в сине-жёлтых тонах. Дескать, нельзя злой и тоталитарной России нападать на демократические страны. Демократическим странам на Россию — можно. А России нельзя. Вот.

Но в мире много непредсказуемых и смешных факторов. Прямо как на карикатуре, где мужик с украинским оселедцем и кучей синяков продолжает атаковать грабли. В случае с песнями Виктора Цоя таким неучтенным фактором оказался панк Саша, парень родом из Одессы, которого нелёгкая занесла во Львов (рок-н-ролл, он такой, беспощадный). Целую неделю в украинском обществе шла дискуссия, можно ли петь песни Цоя на улицах украинских городов. Депутат ВРУ Наталья Пипа подвергла публичной огласке дело панка Саши за то, что он позволил себе исполнять «Кино» в публичном месте. И даже передала его в органы опеки. Но, как отмечают новостные ресурсы: «…у истории оказалось необычное как для теперешней Украины продолжение — простые украинцы выступили на стороне Саши. Оказалось, на Украине еще остались адекватные люди, они честно признаются, что им удобнее говорить по-русски и им тоже нравится Цой. Сейчас молодой человек уже отпущен из приюта и едет домой. Планирует и дальше петь любимые песни». Может и нехорошо так, но мне лично очень приятно, что украинская депутэсса выглядит в этой ситуации откровенной дурой.

Виктор Цой родился и погиб летом. Может быть, именно поэтому написанные им вещи воспринимаются легко и продолжают находить всё новых слушателей. И как любой наш талантливый соотечественник, он оставил наследие, которое ещё не раз при совершенно разных обстоятельствах вернется в нашу жизнь. Так ребята, которые уходят на боевые, любят песню «Группа крови». А те, кто живут поближе к зоне обстрелов, отлично понимают, о чём написана «Кукушка».

И уж точно не нужно Виктора Цоя пытаться выставлять на современные наши баррикады. Потому что на вопрос «а на чьей стороне он бы сейчас был?» есть только один честный ответ. Мы не знаем и не можем знать.

ИсточникСегодня.ру
Артём Ольхин
Ольхин Артем Борисович (род. 16 декабря 1981 года) — редактор сайта МИА «Новороссия», исполнительный секретарь Изборского клуба Новороссии, главный редактор журнала «Новая Земля». Подробнее...