Западные военные эксперты отмечают преимущество, которое сохраняют за собой на протяжении всей военной компании ВСУ, это дальнобойность и точность западной артиллерии калибра 155 мм и длиной ствола 52 калибра, что позволяет поражать цели на дальностях 35-40 километров, в то время, как основная российская артиллерия имеет калибр 152 мм и длину 28 калибров и дальность стрельбы до 25 км. И даже самая современная российская САУ «Мста С», с длинной ствола в 47 калибров имеет максимальную дальность стрельбы 26 км.
ВС РФ имеет тяжёлую артсистему, способную поражать цели на дальностях, сопоставимых в натовскими, но это тяжёлые самоходные системы 2С7М «Малка» калибра 203 мм и длинной ствола 55 калибров с дальностью стрельбы до 47 км и весом снаряда 110 кг. Но число этих систем не велико, в то время как западных САУ в составе ВСУ до полутора сотен.
Причина такой диспропорции в том, что 80% нашей артиллерии было произведено в 60-80-х годах. Эта артиллерия была разработана под требования боевых уставов того времени – для поражения противника на дальностях до 20 км – стандартная глубина обороны бригады США – НАТО. Согласно концепции того времени поражение противника на большей глубине брала на себя штурмовая и бомбардировочная авиация.
Американцы же и их союзники по НАТО с начала 80-х приняли доктрину так называемой «борьбы со вторыми эшелонами», согласно которой, упор делался на большую глубину поражения. Доктрина стала ответом возросшим наступательными способностями войсковых соединений стран Варшавского договора.
Основой концепции на европейском театре военных действий стала ставка на дальнобойные системы неядерных вооружений, с помощью которых наземные силы стран восточного блока должны были поражаться задолго до их подхода к линии боевого соприкосновения сторон.
Именно тогда артиллерия США и НАТО стала переходить на длину ствола 52 калибра, а в начале 1990-х годов НАТО был принят «Совместный меморандум о баллистике», определявший новый стандарт для 155-мм гаубиц и устанавливавший максимальную дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами в 30 км, а активно-реактивными — в 40 км.
Мы же занялись дальнобойностью лишь в середине 80-х и успели сделать только САУ Мста С. Дальнейшие разработки велись, но с распадом СССР были свернуты или заморожены. Вернулись мы к теме дальнобойности только в начале 2000-х. Появился проект САУ «Коалиция СВ» в 52 калибра, но до сих пор она в войска не поступила.
И сегодня этот пятнадцатикилометровый разрыв в дальностях поражения наших и западных орудий даёт серьёзное преимущество ВСУ в уверенном накрытии наших целей с недостижимых для нашей артиллерии рубежей, а значит для эффективной контрбатарейной борьбы.
В какой-то степени эту проблему мы сегодня решаем с помощью наших ударных БПЛА «ZALA Ланцет» (дальность поражения 40 км) и новых высокоточных ракет комплекса «Торнадо С»(дальность пуска 120 км). И всё же надо признать, что эффективного средства контрбатарейной борьбы, позволяющего немедленно отвечать на стрельбу украинской дальнобойной артиллерии у нас пока нет.
Работы ведутся активно и ожидается, что уже к концу этого года в войска начнёт поступать САУ «Коалиция СВ», превосходящая по своим параметрам почти все аналогичные системы США и НАТО.
И командование ВСУ отдаёт себе отчёт, что, как только русские получат в своё распоряжение, сходную с западными образцами по дальности артсистему, то последнее преимущество ВСУ будет окончательно нивелировано.
А, завязанная вместе с, отлично зарекомендовавшими себя ударными БПЛА «ZALA Ланцет», новейшими контрбатарейными РЛС и АСУ, в единый ударный контур, она серьёзно поменяет ситуацию на поле боя.