Визит лидера Северной Кореи в Россию вызвал панические настроения в элите США.
Думается, что здесь главным является не то, какие объемы военной помощи предоставит Пхеньян Москве.
Скорее, панику вызвала возможная помощь России Северной Корее путем передачи новейших военных технологий.
Ведь Северная Корея уже стала самодостаточным фактором мировой политики благодаря своему ядерному и ракетному потенциалу.
Ли Сон-Хён — доктор философии (Фонда Джорджа Буша-старшего) в статье «Переосмысление взаимодействия с Северной Кореей» в The National Interest (18.09.2023) пытается объяснить эту ситуацию:
«Заметное увеличение количества ракетных пусков Северной Кореей в 2022 году было воспринято многими как попытка усилить свои возможности по нанесению ударов по Южной Корее тактическим ядерным оружием. Этот всплеск испытаний сохраняется, отчасти благодаря озабоченности Вашингтона войной на Украине и напряженностью в Тайваньском проливе.
Ситуация ещё больше усугубляется вето Китая и России на санкции Организации Объединенных Наций, что фактически дает Северной Корее полную свободу действий для испытаний любого оружия и запуска любых ракет, которые она пожелает.
Год спустя мы наблюдаем сейсмический сдвиг в возросшей способности Северной Кореи угрожать крупным американским городам, от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, охватывая оба побережья и с юга на север. Это событие, тревожное, но часто недооцениваемое, ставит сложные и тревожные вопросы.
Вашингтон последовательно недооценивал ракетное мастерство Северной Кореи и ограниченность ее политических ресурсов, тем самым ставя под угрозу американскую безопасность. Крайне важно, что из-за недостаточного политического участия, Вашингтон, возможно, в конечном итоге окажется вынужден рассмотреть возможность мощного упреждающего кинетического ответа. Подобные действия могут не только опустошить Северную Корею, но и погрузить регион в хаос».
Резкий скачок Северной Кореи в возможностях межконтинентальных баллистических ракет
«Близорукий взгляд на «Королевство-отшельник» Ким Чен Ына, особенно в свете его растущего ядерного и ракетного потенциала, рискует дестабилизировать не только ближайший регион, но и саму архитектуру мирового порядка.
По мере того как ядерный арсенал Северной Кореи растёт и диверсифицируется, угроза, которую он представляет для своих соседей и, что ещё более тревожно, для материковой части США, становится всё более ощутимой с каждым ракетным испытанием. В течение долгого времени эта угроза признавалась, но в основном рассматривалась как будущая проблема. Теперь политическое пренебрежение Вашингтона, возможно, позволило нам преодолеть переломный момент».
12 июля 2023 года в ответ на разведывательный полет США над исключительной экономической зоной (ИЭЗ) Северной Кореи Пхеньян запустил межконтинентальную баллистическую ракету (МБР). Его приземление в Восточном (Японском море) было ожидаемым, однако траектория полета вызвала опасения у военных экспертов.
Всплыли поразительные подробности. И южнокорейские, и японские военные подтвердили происхождение ракеты из столицы Северной Кореи. Несмотря на большой угол запуска, он достиг высоты 3738 миль (6000 км) и пролетел около 621 мили (1000 км), прежде чем снизиться. Ракета оставалась в воздухе 74 минуты, превысив предыдущий рекорд в 71 минуту, установленный запуском в начале года.
Анализируя эту специфику, министерство обороны Японии предполагает, что, в зависимости от веса боеголовки, её максимальная дальность может превышать 9 320 миль (15 000 км) при запуске по типичной траектории межконтинентальной баллистической ракеты, охватывающей всю материковую часть США.
Смелое испытание Северной Кореи последовало за тремя другими испытаниями межконтинентальных баллистических ракет, проведенными ранее в этом году, и целых семи в 2022 году. Каждое испытание демонстрировало постепенно расширяющиеся возможности. Новейшая межконтинентальная баллистическая ракета рассчитана на то, чтобы нести до четырёх боеголовок на ракету. Многие эксперты также утверждают, что в ракете использовано более совершенное твёрдое топливо, которое обеспечивает как повышенную мобильность, так и меньшую заметность по сравнению с жидкотопливными аналогами.
Последствия очевидны: наземные перехватчики, которые Соединённые Штаты разместили на Аляске и в Калифорнии, могут больше не обеспечивать ту надежную защиту, которую они когда-то обеспечивали.
Если Северная Корея запустит дюжину таких ракет, она потенциально сможет сокрушить системы обороны США.
«Соблазнительно преуменьшить достижения Северной Кореи, подчеркивая, что между техническими достижениями и фактическим развертыванием все еще существует временной разрыв. Это мнение усугубляется желанием Вашингтона сосредоточить внимание на Украине, не отвлекаясь на Северную Корею».
Тем не менее, информированные круги все чаще звонят в предостерегающие звоночки. Деннис Уайлдер, бывший заместитель помощника директора ЦРУ по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону, отметил:
«Это проблема, которой пренебрегают в Восточной Азии. Я считаю, что это имеет больший потенциал для кризиса, чем даже ситуация в Тайваньском проливе».
8 сентября 2023 года, Северная Корея спустила на воду новую тактическую атомную подводную лодку. На церемонии присутствовал северокорейский лидер Ким Чен Ын, который назвал это «началом новой главы» для своих вооруженных сил. Некоторые американские наблюдатели поспешили указать на старую подводную лодку класса «Ромео » советской конструкции и принизить ее как «Франкенсуб».
«Однако — это тенденция недооценивать непоколебимые амбиции Кима по созданию военно-морского флота с ядерным оружием в качестве контрмеры против Соединенных Штатов и их азиатских союзников». Северная Корея активно наращивает свой ядерный потенциал в соответствии со своими публичными заявлениями. «Когда дело доходит до разработки технологий вооружения, Северная Корея становится все более уверенной», — поделился со мной во время исследовательского интервью генерал-лейтенант в отставке Ин-Бум Чун. Он подчеркнул, что, учитывая техническую уверенность Северной Кореи в ядерном оружии, страна сейчас быстро диверсифицирует свой арсенал — от межконтинентальных баллистических ракет до миниатюрных ядерных устройств и атомных подводных лодок. В очередной демонстрации неповиновения Северная Корея теперь публично угрожает развернуть ядерное оружие во время военных учений США и Южной Кореи. Реагируя на неуклонное продвижение Северной Кореи в ее программе создания ядерного оружия, администрация Южной Кореи подчеркнула, что наращивание ядерного и ракетного потенциала Северной Кореи является «самой серьезной проблемой», стоящей перед регионом.
Потенциальный ответ Вашингтона на ядерный потенциал Северной Кореи
На протяжении многих лет стратегия США в отношении Северной Кореи колебалась между дипломатией и строгими предупреждениями, преимущественно будучи реактивной. Стратегия во многом зависела от того, чтобы Китай, главный союзник и торговый партнёр Северной Кореи, обуздал своего непредсказуемого соседа. Однако Пекин в целом отдает приоритет стабильности на полуострове, а не денуклеаризации, несмотря на то, что часто не одобряет ядерные амбиции Северной Кореи. Эта позиция усилила Северную Корею. Теперь, имея ракеты, которые технически могут достичь Соединённых Штатов, Вашингтон может почувствовать необходимость действовать. Но решения о нейтрализации ядерного потенциала Северной Кореи могут привести к огромному сопутствующему ущербу и региональным потрясениям. Это не гипотетическая ситуация.
В 1994 году Вашингтон планировал нанести хирургический удар по ядерному объекту Северной Кореи в Йонбёне. Этого удалось избежать благодаря личному вмешательству бывшего президента Джимми Картера в переговоры с Ким Ир Сеном в Пхеньяне.
В 2017 году президент Дональд Трамп публично пригрозил Северной Корее полным уничтожением. На фоне эскалации напряженности в отношениях с Ким Чен Ыном Трамп даже задумался об использовании ядерного оружия против Северной Кореи и снятии вины. Южная Корея, находящаяся непосредственно в поле зрения Северной Кореи, больше всего пострадает в конфликте между США и Северной Кореей. Тогдашний президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, явно обеспокоенный, заметил во время ужина в Сеуле, который он устроил для Трампа:
«Война не должна снова вспыхнуть на Корейском полуострове».
Неспровоцированный удар по Северной Корее будет иметь каскадные последствия. Помимо немедленной гуманитарной катастрофы, геополитические последствия будут огромными. Это может спровоцировать полноценный конфликт на Корейском полуострове, в который втянутся Южная Корея, Китай, Япония и, возможно, Россия. Эти беспорядки могут непредсказуемо изменить региональную динамику, возможно, уменьшив влияние США в Азии и усложнив их стратегический подход к Китаю. Этот шаг может также подорвать глобальные альянсы, поскольку союзники потенциально не захотят поддержать превентивную атаку.
Опасности пренебрежения
«Вышеупомянутый сценарий подчеркивает опасность пренебрежения. На протяжении многих лет мировое сообщество надеялось обуздать ядерные амбиции Северной Кореи посредством санкций, дипломатической изоляции и спорадического взаимодействия. Хотя эти меры дали кратковременную передышку, они не обеспечили долгосрочного решения.
Игнорирование Северной Кореи может привести не только к созданию государства-изгоя, обладающего ядерным оружием, но и к нестабильной по своей сути Северо-Восточной Азии.
Пришло время переосмыслить стратегию, сделав упор на взаимодействие, понимание укоренившейся неуверенности режима Кима и разработку плана, обеспечивающего прочный мир и стабильность на Корейском полуострове. Предстоящие задачи огромны, но ставки слишком высоки для пассивного или самодовольного поведения.
Хотя некоторые аналитики утверждают, что возможности северокорейской дипломатии быстро сужаются, существуют более веские аргументы в пользу переопределения цели нашего «дипломатического взаимодействия». Не как нереалистичная денуклеаризация, а как более осуществимое «управление рисками», подобное недавнему подходу администрации Байдена к «снижению рисков» в отношении Китая. Этот поворот стратегии привел к диалогу на высоком уровне, направленному на то, чтобы избежать просчетов и потенциальных конфликтов.
Такое изменение взаимодействия не только представит более практичный подход к Пхеньяну, но также приведет к отходу от все более высокой цели денуклеаризации, не сопровождая ее соответствующими политическими инвестициями.
Саммит США, Южной Кореи и Японии в Кэмп-Дэвиде, состоявшийся в августе 2023 года, призывает к «полной денуклеаризации Северной Кореи». Тем не менее, без усилий по взаимодействию, диалогу и переговорам с Северной Кореей такая резолюция не будет реализована.
«Но в настоящее время Вашингтон, похоже, не решается принять эту точку зрения».