Часть 1
16 лет назад — 4 июля 2007 года я опубликовал в газете «Завтра» статью «Капкан для Израиля». Она была посвящена геополитическим последствиям войны ХАМАСа с ФАТХом в июне 2007 года (которая тогда получила название новой «шестидневной войны на Ближнем Востоке).
Как известно, эта война привела к расколу Палестинской автономии – сектор Газа был полностью взят под контроль ХАМАС.
Я писал тогда:
«Быстрая победа ХАМАСа над ФАТХом в молниеносной гражданской войне сделала Израиль крайне уязвимым, таким, каким он не был последние три десятилетия…
. . . Союз между суннитским ХАМАСом и шиитским руководством Ирана сложился в результате блокады Палестины со стороны США и большинства стран Европы после победы ХАМАСа на выборах в январе 2006 года. Оказавшийся в международной изоляции ХАМАС вынужден был искать финансовую, политическую и военную поддержку. В марте 2007 года глава политбюро ХАМАС Халед Машаль прибыл в Тегеран, где заручился обещанием военной и финансовой поддержки от президента Ирана Махмуда Ахмединежада.
Заявления Машаля о том, что «однажды Израиль исчезнет с лица земли», стали продолжением речей главы Ирана о том, что Израиль необходимо «стереть с карты». . .
. . . Конфессиональная вражда между суннитами и шиитами отступила перед общим врагом и потребностью пробить брешь в кольце международной блокады, в которой оказались ХАМАС и Тегеран».
Как писала тогда арабская печать, Ахмединежад обещал предоставить ХАМАСу военную помощь в размере 200 млн. долларов, а также организовать подготовку боевиков ХАМАСа на базах спецподразделений Ирана. После этих обещаний у хамасовцев в секторе Газа появились ракеты с дальностью стрельбы до 19 км. Это превышает дальность самых мощных палестинских ракет более чем на 5 км. В зоне обстрела хамасовцев теперь оказались около 250 тысяч израильтян, проживающих в Ашкелоне, Нетивоте, Офакиме. Угроза воздушных атак со стороны ХАМАСа и Хезбаллы заставили руководство Израиля выделить 3 млрд. шекелей на строительство крупнейшего в стране бомбоубежища под Иерусалимом». . .
В статье 16-летней давности подчеркивалось, что «следует избегать однозначных линейных оценок. Нельзя, например, считать, что Хезбалла и ХАМАС являются простыми марионетками своих иранских и сирийских покровителей. Также ошибочно полагать, что действующие власти в Саудовской Аравии, Египте и Иордании являются «лакеями» Запада. Все названные игроки защищают, прежде всего, свои собственные интересы».
«При разделе Палестинской автономии Саудовская Аравия, Египет и Иордания осудили ХАМАС. Но при начале военной операции Израиля в секторе Газа, при появлении первых жертв среди мирного палестинского населения эти же страны осудят Израиль. И не факт, что не будут, хотя бы косвенно, помогать ХАМАСу».
«Война Израиля с ХАМАСом во многом предопределена. Во-первых, она обусловлена объективными потребностями Израиля обеспечить свою национальную безопасность. Во-вторых, она призвана подтвердить мощь Израиля в окружении исламского мира, особенно после весьма двусмысленных итогов недавней войны с Хезболлой в Ливане».
«Война неминуема, цели ясны. Но будут ли они достигнуты?» — ставился вопрос в статье.
Уже тогда было ясно, что в Газу сразу после победы ХАМАСа хлынул поток оружия.
«Праздник оружия» начался в сентябре 2005г., когда Израиль вывел постоянные воинские контингенты и гражданские поселения с территории, которую занимал с 1967 года.
Уйдя из сектора Газа, Израиль также снял своих пограничников с южной границы с Египтом. Ее охрана перешла к палестинской администрации. Не прошло и нескольких часов, как огромные партии автоматов, боеприпасов и взрывчатки, хранившиеся много лет в Синайской пустыне в Египте, потекли через границу в Газу, считают высокопоставленные сотрудники израильских спецслужб и торговцы оружием из сектора Газа.
Поскольку простые жители Газы внезапно смогли свободно посещать Египет, практически все, что могло стрелять, из Синайской пустыни перетащили в сектор.
После чрезвычайно жесткого нажима со стороны израильских властей палестинская администрация через неделю закрыла границу. Это заставило контрабандистов в буквальном смысле «рыть землю». Контрабандисты прокопали туннели — «оружиепроводы» — под бетонной стеной в пограничном городе Рафах. Некоторые туннели прокладываются специальными мини-комбайнами. Через них значительная часть оружия поступала из зоны боевых действий в Судане.
Главный вывод, который делался в статье:
«Против Израиля выставлено несколько капканов:
— не воевать нельзя, воевать крайне опасно;
— использовать «точечные» бомбардировки — неэффективно (весь сектор Газа уже в подземных туннелях), а вести массированные бомбардировки — это совершать преступления против человечества, и, естественно, поднимать против себя весь исламский мир;
— массированные авианалеты и многочисленные жертвы среди мирного населения сектора Газа — это осуждение Израиля всем исламским миром, ООН».
Часть 2
Через 16 лет — 13 октября 2023 года, после начала войны Израиля с ХАМАСом, The Atlantic публикует статью Хусейна Ибиша (Институт стран Персидского залива в Вашингтоне) «Израиль попадает в ловушку. Вторжение в сектор Газа исполнит желание ХАМАСа»:
«Это ловушка. Безжалостное и эффектное нападение ХАМАСа на юг Израиля в 7 октября запомнилось многим: зверством, демонстрацией воинственной изобретательности и демонстрацией слабости израильской разведки и обороны. Израиль и палестинцы имеют долгую историю жестокости по отношению друг к другу, но серия убийств ХАМАСа превосходит все, что было с тех пор, как контролируемые Израилем христианские ополченцы устроили резню безоружных палестинских беженцев в лагерях беженцев Сабра и Шатила недалеко от Бейрута в 1982 году. Это был самый жестокий акт с обеих сторон в 100-летнем конфликте. Но, прежде всего, это было задумано как ловушка, в которую, похоже, вот-вот попадёт Израиль».
Лидеры ХАМАСа и их иранские сторонники имеют сознательную стратегию. Как и почти все другие акты чрезвычайно кровожадного терроризма, нападение ХАМАСа на юг Израиля было задумано, чтобы спровоцировать эмоциональную и столь же или даже более возмутительную реакцию со стороны общества, подвергшегося нападению.
ХАМАС и Иран пытаются спровоцировать израильтян в сектор Газа для длительной конфронтации, то есть предполагаемым эффектом является именно наземное нападение, которое Израиль сейчас готовит, чтобы искоренить и уничтожить ХАМАС как организацию, уничтожить его кадры и руководство, уничтожить как можно большую часть его инфраструктуры и оборудования.
ХАМАС, конечно, не стал бы тщательно готовить свое дерзкое нападение, не планируя при этом тщательного ответа на долгожданную израильскую контратаку на местах. Израильские военные, скорее всего, столкнутся с решительным мятежом в секторе Газа. В конце концов, Израиль контролировал эту полосу земли снаружи, но не изнутри. Израильское господство над прибрежными водами Газы, воздушным пространством, электромагнитным спектром и всеми контрольно-пропускными пунктами, кроме одного, включая единственный, способный обрабатывать товары, превратило Газу в настоящую тюрьму под открытым небом, которой управляют особенно злобные заключенные, но которая окружена и удерживается со всех сторон охранниками.
ХАМАС, очевидно, решил разрушить этот статус-кво, который больше не служил его интересам. Исламистская группировка также надеется захватить контроль над палестинским национальным движением у своих светских соперников из ФАТХа, которые доминируют в Палестинской автономии и, что более важно, в Организации освобождения Палестины, которая является международно признанным представителем палестинского народа.
ХАМАС никогда не был частью ООП, во многом потому, что он не желает принимать договорные соглашения ООП с Израилем. Наиболее примечательными среди них являются Соглашения Осло, которые включалипризнание Израиля палестинцами, но не признание Израилем палестинского государства или права палестинцев на государственность.
ХАМАС пытается решить судьбу ФАТХа и маневрировать, чтобы в конечном итоге взять под свой контроль ООП и ее международное дипломатическое присутствие, включая статус государства-наблюдателя ООН и посольства по всему миру. Вступая в бой непосредственно с Израилем, заявляя, что защищает мусульманские святыни в Иерусалиме, называя нападение «потопом Аль-Аксы» и надеясь на прорыв израильской осады сектора Газа, ХАМАС стремится принизить ФАТХ и продемонстрировать главенство своей политики. безудержной вооруженной борьбы из-за осторожной дипломатии ООП.
Более того, ХАМАС и его иранские покровители хотят заблокировать соглашение о дипломатической нормализации, при посредничестве США между Израилем и Саудовской Аравией. Такая сделка представляет опасность для ХАМАСа, поскольку выгоды от его «значительного палестинского компонента» достались бы ФАТХу на Западном Берегу за счет ХАМАСа.
Для Ирана это соглашение станет крупной стратегической неудачей. Если Израиль, самый мощный военный партнер США в регионе, и Саудовская Аравия, самый влиятельный в финансовом отношении и религиозно влиятельный партнер Вашингтона, нормализуются и наладят сотрудничество, Тегеран столкнется с объединенным проамериканским лагерем.
Американские партнёры, в том числе ОАЭ, Бахрейн, Египет и Иордания, фактически окольцуют Аравийский полуостров, обеспечив контроль над Красным морем, Аравийским морем и Персидским заливом через три важнейших морских узких пункта: Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив и Ормузский пролив.
Нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем в значительной степени заблокирует региональные устремления Ирана в краткосрочной перспективе и амбиции Китая в более отдаленном будущем.
Поэтому ХАМАС по внутрипалестинским причинам, а Иран по региональным стратегическим причинам решили спровоцировать землетрясение, которое, по крайней мере, отсрочило бы такой расчёт.
Иран и ХАМАС рассчитывают на то, что Израиль нападёт на Газу с такой яростью, что международная симпатия прошлой недели к Израилю, даже в арабском мире, быстро испарится и заменится возмущением по поводу страданий, причинённых 2 миллионам жителей Газы. Этих мирных жителей уже лишили электричества, воды, еды и медикаментов, которые контролируются Израилем. Существующие запасы быстро истощатся, поскольку Газа и её жители будут подвергаться обстрелам с воздуха.
Израиль, похоже, готов пойти на многие тысячи жертв среди гражданского населения, если не больше. Ещё до основания государства оно придерживалось доктрины непропорционального сдерживания: еврейские ополченцы применяли её, когда имели дело с арабами в Подмандатной Палестине, и ни на каком этапе с тех пор не было убито больше еврейских мирных жителей, чем палестинских, причем соотношение обычно ближе до 10 к 1, чем 2 к 1.
Израиль, похоже, готов выполнить намерения ХАМАСа. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху пообещал возмездие, которое «будет отражаться на поколениях» среди противников Израиля. Израильский генерал Гассан Алиян предупредил: «Вы хотели ада — вы получите ад». Министр обороны Йоав Галлант заявил: «Мы боремся с человеческими животными и действуем соответственно». Ни один из этих ораторов не предпринял никаких усилий, чтобы провести различие между боевиками ХАМАСа и 2 миллионами палестинских мирных жителей в секторе Газа. Комментарий о «человеческих животных» говорит о многом.
На протяжении десятилетий, и особенно в последние годы, с жителями Газы действительно обращались как с животными. Возможно, неудивительно, что партизаны, вышедшие из их рядов, действительно вели себя как животные, когда атаковали южный Израиль. Поэтому теперь Израиль утроит усилия по дегуманизации и коллективному наказанию всех этих «человеческих животных». Тегеран не мог желать большего.
ХАМАС и Иран надеются, что Израиль откажется вернуться к прежнему статус-кво и вместо этого установит длительную наземную оккупацию Газы, заявив, что ХАМАСу больше нельзя позволять представлять подобную угрозу. Но они верят, что Газа станет бойней для израильских солдат, как во время непосредственного вторжения, так и со временем, когда ожидаемое восстание наберет силу.
Очевидная готовность Израиля попасться в эту ловушку понятна и даже предсказуема, поэтому ХАМАС был уверен в её расстановке.
Возмутительные злоупотребления террористов обычно направлены на то, чтобы спровоцировать злоупотребления».
«В попытках уничтожить ХАМАС, чего нельзя добиться силой, и гарантировать, что такой угрозе никогда не будет позволено вновь возникнуть, что в равной степени невозможно, пока продолжается оккупация, Израиль, похоже, готов прыгнуть прямо в терновник».
***
Во многом прав Хусейн Ибиш, который пишет о ловушке (капкане) для Израиля.
Только он называет не всех планировщиков этого капкана.
У него это — ХАМАС и Иран.
Но существует главный игрок.
И это – США.
Именно Вашингтон распечатал в сентябре 2023 года санкционные миллиарды Ирана, чтобы тот успел часть средств перебросить ХАМАСу для начала войны в октябре 2023 года (теперь, когда «дело» сделано, они опять запечатаны).
Именно Вашингтон ускорял события, пытаясь сорвать переговоры Нетаньяху и Си Цзиньпина в Пекине, о которых они договорились в июне 2023 года, и которые могли состояться уже в октябре 2023 года.
Именно Вашингтон срывал новые мирные инициативы на Ближнем Востоке, которые Пекин начал путем договоренностей с лидером ООП Махмудом Аббасом в июне 2023 года.
Именно Вашингтон сорвал переговоры Ирана и Израиля, начало которым положено в марте 2023 года под эгидой Пекина, и которые должны были быть продолжены осенью 2023 года.
Вашингтону мир на Ближнем Востоке не нужен.
Вашингтону на Ближнем Востоке не нужен другой главный игрок.
Поэтому за желания Вашингтона доминировать на Ближнем Востоке тысячи израильтян и палестинцев будут расплачиваться своими жизнями.