Калашников был высоким гуманистом
Леонид Ивашов
23 декабря не стало Михаила Тимофеевича Калашникова – человека, которого называют легендой XX века. Прославленный оружейник, автор всемирно известного автомата АК-47 скончался на 95-м году жизни после продолжительной болезни. Своими мыслями и эмоциями по этому поводу с сайтом «Коррупции.NET» поделился президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.
– Леонид Григорьевич, были ли Вы лично знакомы с Михаилом Тимофеевичем?
– Нам с ним довелось общаться по работе. В том числе и по международным делам, когда я занимался этой сферой. На выставках оружия его воспринимали как легенду.
– А каково было Ваше впечатление о нем как о человеке?
– Я вспоминаю личное впечатление от общения с ним. В обычной жизни он был самым простым человеком. Никакого величия, зазнайства – ничего этого не было.
И когда его дочь готовила книгу, а я принимал в этом процессе участие, мы тоже говорили на тему того, что он не хотел себя возвеличивать, рассказывать о своем грандиозном успехе. В нашем материальном мире он не судился за то, чтобы ему там платили, и так далее. Последнее время он уже и наград своих стеснялся – у меня, говорил, столько уже всего.
Его часто спрашивали о том, как он изобрел свой автомат. Калашников рассказывал просто: «Вот, задумал пистолет-пулемет создать – не получилось. А потом, пока лежал в госпитале, – делать нечего, вот я брал и чертил и чертил»… Такой это тип людей.
– Как, по-вашему, изменило мир появление АК-47?
– Многие благие дела проходили с «калашниковым» – и национально-освободительные движения, и многие другие. Но, конечно, использовали этот автомат и в неправедных целях. Так что он, безусловно, изменил мир.
О своих ощущениях. Я начинал свою службу тоже с автомата Калашникова и прошел с ним большой путь. И вы знаете, он как родной брат тебе становится. И под голову его положишь, и он все время рядом. И когда берешь в руки «калашникова» – это совершенно не то, что пистолет. Берешь «калашникова» – и в тебе прибавляется мужество, растет твой «вес», ты становишься другим человеком.
Я вижу, как сейчас относятся к американской винтовке М16 – конкуренту «калашникова». К АК-47 относятся с любовью. Все, кому с ним приходилось обращаться, считают его частью своей семьи.
– Как сам Калашников относился к своему детищу?
– Конечно, с одной стороны он гордился своим детищем. Но с другой стороны, когда его автомат использовался в неправедных целях, и при этом гибли люди, он страдал от этого. И он об этом говорил. Он говорил – «я хочу, чтобы мой автомат только защищал людей, но не убивал». Это высокий гуманизм.
Поэтому Калашников – это не только талантливейший конструктор, но и высокий гуманист. Он и жил в этом мире гуманности.
corrupcia.net 24.12.2013