Уходящий 2023 год – год пробуждения русских сил, русской истории, русского духа – ратного и молитвенного духа.
2023 год – год трезвения. В уходящем году развеялась эйфория, которая очень по-разному предполагала конец истории, но не по мысли Фукуямы, а в обыденном смысле, что история закончилась с той точки зрения, что мы будем пребывать в бытовом времени, наслаждаться и не испытывать никаких потрясений. Как бы мы ни относились к Специальной военной операции, но она потребовала от каждого ответы на ключевые вопросы жизни, смысла, отношения к Отечеству и к своим предкам.
Другой вопрос, что все ответили по-разному. Но радуюсь, что в большинстве своём русский человек памятлив. И памятлив на честь и ответственность перед Отечеством.
Также порадовало особое отношение к молодёжи и к юным воспитанникам. Я педагог по образованию и в своей ведущей деятельности мне всегда приходится работать со студентами. Мы часто в СМИ говорили о том, что кто-то уехал на самокатах и велосипедах из страны через «Верхний Ларс», но мне известны также и жизнеутверждающие примеры молодых людей. Я общаюсь с людьми военной профессией и военной судьбой. Меня радует их мужество, героизм и ответственность за всё происходящее.
И еще мне довелось работать со школьниками. В 2023 году я активно занимался в литературной группе со школьниками среднего возраста. И многие мои опасения не оправдались, что меня порадовало. Я думал, что поколение, воспитанное на корейских мультиках, утратило свои ключевые культурные коды, а оказалось, что нет. Это очень жизнелюбивое, благодарное поколение, которое благоговейно относится к своей природе, ближним – родителям, бабушкам и дедушкам. Это чуткое поколение любит русское слово, к нему тянется. Это для меня главная радость уходящего года.
Выскажу и своеобразное опасение: к концу года мне не даёт покоя стихотворение Ярослава Смелякова «1 января 1941 года»:
Так повелось, что в серебре метели,
в глухой тиши декабрьских вечеров,
оставив лес, идут степенно ели
к далеким окнам шумных городов.
И, веселясь, торгуют горожане
для украшенья жительниц лесных
базарных нитей тонкое сиянье
и грубый блеск игрушек расписных.
Откроем дверь: пусть в комнаты сегодня
в своих расшитых валенках войдет,
осыпан хвоей елки новогодней,
звеня шарами, сорок первый год.
Мы все готовы к долгожданной встрече:
в торжественной минутной тишине
покоем дышат пламенные печи,
в ладонях елок пламенеют свечи,
и пляшет пламень в искристом вине.
В преддверье сорок первого, вначале
мы оценить прошедшее должны.
Мои товарищи сороковой встречали
не за столом, не в освещенном зале –
в жестоком дыме северной войны.
Стихали орудийные раскаты,
и слушал затемненный Ленинград,
как чокались гранаты о гранату,
штыки о штык, приклады о приклад.
Мы не забудем и не забывали,
что батальоны наши наступали,
неудержимо двигаясь вперед,
как наступает легкий час рассвета,
как после вьюги наступает лето,
как наступает сорок первый год.
Прославлен день тот самым громким словом,
когда, разбив тюремные оковы,
к нам сыновья Прибалтики пришли.
Мы рядом шли на празднестве осеннем,
и я увидел в этом единенье
прообраз единения земли.
Еще за то добром помянем старый,
что он засыпал длинные амбары
шумящим хлебом осени своей
и отковал своей рукою спорой
для красной авиации – моторы,
орудия – для красных батарей.
Мы ждем гостей – пожалуйте учиться!
Но если ночью воющая птица
с подарком прилетит пороховым –
сотрем врага. И это так же верно,
как-то, что мы вступили в сорок первый
и предыдущий был сороковым.
Поэт воевал и побывал в плену у финнов. Он написал это стихотворение в конце 1940 года, в котором уповает, что грядущий 1941 год после войны с финнами будет более счастливым для советских людей.
Признаюсь, что во мне живёт тревога, что грядущий год будет для нас, может быть, не только радостным и благодатным, на что очень хочется надеяться, но, может быть и такое, что он в большей степени от нас потребует всеобщей мобилизации во всех смыслах.
Но чтобы не унывать я вспоминаю строчки стихотворения Арсения Тарковского «Суббота, 21 июня»:
Пусть роют щели хоть под воскресенье.
В моих руках надежда на спасенье.
Как я хотел вернуться в до войны,
Предупредить, кого убить должны.
Мне вон тому сказать необходимо:
«Иди сюда, и смерть промчится мимо».
Я знаю час, когда начнут войну,
Кто выживет, и кто умрёт в плену,
И кто из нас окажется героем,
И кто расстрелян будет перед строем.
И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград,
И видел я, как русская пехота
Штурмует Бранденбургские ворота.
Что до врага, то все известно мне,
Как ни одной разведке на войне.
Я говорю – не слушают, не слышат,
Несут цветы, субботним ветром дышат,
Уходят, пропусков не выдают,
В домашний возвращаются уют.
И я уже не помню сам, откуда
Пришёл сюда и что случилось чудо.
Я всё забыл. В окне еще светло,
И накрест не заклеено стекло.
Я думаю, что творческим людям дана метафизика жизни. Нашими творческими трудами и радениями мы по-своему предупреждаем о грядущей беде. И русский творческий человек в состоянии отворотить нагрянувшую беду, если его труды Богоугодны.
Ещё не могу не упомянуть, что уходящий год для меня в творческом плане очень счастливый и радостный – в свет вышла книга из серии ЖЗЛ о дорогом моему сердцу священнике Павле Флоренском «Нужно опережать свой век».
Я рад откликам на книгу. Всё то, ради чего я писал книгу, стараясь показать, что о.Павел Флоренский – идеал русского человека как в мысли семейной, так в духовном и научном пути, было воспринято читателями.
В нём воплотились вся России и космос русской жизни. Во многом книга была воспринята читателями именно так. Если сегодня мы ищем идеал человека, любящего своё Отечество, по-настоящему молящегося и уповающего на Бога, то это во многом о.Павел Флоренский.
В моей книге подзаголовок гласит, что нельзя жить без Бога. Думается мне, что это напутствие всем нам сегодня от священномученика Павла Флоренского.