Сейчас в Китае после 3-го пленума ЦК КПК происходит очередная переоценка наследия «архитектора реформ и открытости» — на сей раз со знаком плюс. Однако всего пару лет назад, в октябре 2022 года на ХХ съезде были пересмотрены все основные установки периода правления Дэна и его наследников — Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао. Стратегия Си Цзиньпина основывалась на достижениях «реформ и открытости», но вела дальше — в «Новый поход» и достижение к 2049 году Великого возрождения китайской нации.

О внешней политике Дэн Сяопина

При Дэн Сяопине была ориентация на Америку, на Запад. Когда он в конце 1978 года получил «мандат и маузер» от победителей маоистской «банды четырех» и взял власть в свои руки, то первым делом отправился в США. Там он предложил создать «единый антигегемонистский» фронт (то есть против Советского Союза). С тех пор у Пекина и Вашингтона был своеобразный «брак по расчету». Американцы давали доллары, технологии, рынки в обмен на враждебный курс в отношении Советского Союза, втягивание его в дорогостоящую подготовку к войне на два фронта – и на Западе, и на Востоке..

Противоречия в этом «неравном браке» существовали всегда, но вырвались наружу ко времени прихода к власти Си Цзиньпина. Американцы испугались успехов Китая, начали его сдерживать экономическими и военными средствами. Си Цзиньпин тоже пытался отсрочить противостояние, предлагал как-то договориться выдвинул концепцию «нового типа отношений великих держав», подразумевая равенство Америки и Китая в мировых делах. Он отправился в США с этим предложением – но, естественно, Вашингтон не мог на это пойти и началось быстрое ухудшение китайско-американских отношений, которое в 2018 году при Дональде Трампе привело к развертыванию полномасштабной «холодной войны». Экономические санкции, технологическая блокада, глобальная информационная клевета по поводу КОВИД-19, попытки провести «цветные революции» в Синьцзяне и Гонконге, провоцирование сепаратистов на Тайване…

Если еще говорить о ключевых внешнеполитических изменениях, то надо затронуть отношения Пекина с Москвой. Дэн Сяопин довольно прохладно относился и к Советскому Союзу, и к России. При нем отношения развивались, но довольно медленно. Для них была характерна взаимная подозрительность, которая сдерживала многие выгодные начинания, которые просто напрашиваются в связи с тем, что мы соседи. При Си Цзиньпине формула «стратегического партнёрства» стала наполняться совершенно новым содержанием. Она практически привела к военно-политическому союзу двух стран, который формально так не называется, а на самом деле уже существует. Россия и Китай стали двумя фронтами всемирной холодной войны, которую США ведет против «автократических режимов», которые не приемлют гегемонию Вашингтона. Естественно, оба «фронта» взаимодействуют в разных формах – от голосования в ООН до совместных полётов стратегических бомбардировщиков неподалеку от американских баз в Японии и Южной Корее.

Дэн Сяопин считал Горбачёва идиотом

«Мой отец считал Михаила Горбачева идиотом, — вспоминал младший сын «архитектора реформ и открытости» Дэн Чжифан. — Разрушив мощную систему партии, Горбачев лишился власти, необходимой для решения проблем до того, как люди сбросили его». Это воспоминание включено в статью гонконгской газеты «Саут Чайна Морнинг Пост», опубликованную к 120-летию со дня рождения Дэн Сяопина. Газета отмечает в своем комментарии, что Дэн с самого начала критически относился к «перестройке», хотя на Западе всячески нахваливали московский эксперимент. Дэн Сяопин настаивал на невозможности для Китая следовать каким-либо иностранным моделям и требовал придерживаться пути собственных, китайских реформ.

ИсточникЗавтра
Юрий Тавровский
Юрий Вадимович Тавровский (р. 1949) – руководитель Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...