«…всех нас любил учитель, тайнозритель русского языка» — очень верно определила природу учительского дара современная поэтесса Светлана Кекова. Тайнозритель. Созерцатель тайны, которую мало просто уловить, распознать в действительности. Её нужно узреть, прозреть и суметь донести, как родниковую воду в ладони, чтобы напоить ею ближнего.

Специальная военная операция – это время великих, грозных, божественных тайн. В них кроется сущность человека, будущего, Родины, мужества, верности, жизни. Нынешнему времени нужен тайнозритель, что встанет у школьной доски и найдёт слова для изречения тайны.

Специальная военная операция – это наш исторический шанс на возвращение в школу учителей-мужчин, на укрепление в школе так необходимого мужского начала: решимости, упорства, собранности, целеустремлённости.

Я пошёл в первый класс в 1994 году, в ту пору, когда даже труды у мальчишек вели женщины. Я поступил в педуниверситет в 2004 году, и нашему курсу преподаватели старшего поколения часто рассказывали, как надеялись в своё время на афганцев, которые после войны тысячами шли учиться в педагогические институты на физиков, математиков, историков, словесников, физкультурников, видимо, интуитивно осознавая, что дети врачуют сердечные раны. Но с приходом лихих 90-х надежды на фронтовое учительское поколение не сбылись.

Я проходил педагогическую практику в нулевые и знаю, как дорог ученикам учитель-мужчина. Знаю, что от него ждут и особой строгости, потому становятся ответственнее, и особого заступничества, ради которого спешат к учителю с самыми сложными вопросами и самыми тягостными тревогами.

Поборник женской педагогики Константин Победоносцев справедливо убеждал, что женщина способна пробудить в ребенке созерцательность, чуткость, открытость. Но Победоносцев же говорил о душевном стержне, укрепить который – задача исключительно мужская.

Думая о подобной задаче, часто вспоминаешь учителя Мельникова – героя фильма Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». Прошедший Великую Отечественную войну историк продолжает воевать за умы и сердца детей, за чистоту их совести, за их благородство и искренность. После войны он держит фронт там, где детей пытаются искусить подлостью, цинизмом, беспамятством.

На такой же духовный фронт сегодня приходят многие участники СВО. В них, фронтовиках XXI века, живёт сходство с теми, кто одолел врага в 1945-м. Среди нынешних фронтовиков тоже складывается поколение учителей. О них необходимо рассказывать. Их, скромных, неохотно говорящих о пережитом, всё же необходимо сподвигать к беседам. Стране нужно их знать, нужно равняться на них и вдохновляться ими. Эти герои поля боя должны стать героями книг и фильмов.

Так, документальный кинематографический цикл «Именем героев», созданный Медиа-образовательным центром Изборского клуба – это рассказ о пятнадцати педагогах — участниках СВО. Школьные учителя, вузовские преподаватели, педагоги дополнительного образования, наставники духовных школ – семинарий и медресе, они слагаются в особую плеяду, являют новый тип русского человека – воина и просветителя.

Многие из них имели бронь, но не смогли усидеть в тылу, когда «земле твоей горестно». Они отправились защищать своих учеников на дальних подступах, чтобы враг не приблизил линию фронта к нашим школам и университетам. По истечении военных контрактов или на время краткосрочных отпусков они теперь возвращаются «из-за ленточки» за учительские столы и преподавательские кафедры «носителями мысли великой», тайнозрителями.

Их размышления — глубоки и ёмки. Их рассказы – пронзительны. Их суждения — подобны откровениям.

«Чем ближе к смерти – тем больше жизни» — выводит из опыта окормления воинов духовный закон игумен Варнава (Соколов) — преподаватель семинарии и воскресной школы.

«Когда увидел в новостях убитого на Донбассе ребёнка, понял, что не имею права оставаться дома» — признается Юсуф хазрат Кагырманов.

«Там, за линией фронта, такие же дети, как и в наших школах, только в их глазах поселился страх, и мы должны помочь его изжить» — делится Галымжан Макаримов.

«Мальчишка схватил меня за руку и прокричал: “Дядя, отомсти за батю!”» — рассказывает Сергей Петрич.

«Именем героев» — цикл документальный. Но это во многом художественное высказывание. Ведь фильм как всякое произведение искусства прежде всего создаёт образ. Герой каждого из пятнадцати повествований — человек, живущий среди нас, с конкретной судьбой, но он вбирает в себя многих, он свидетельствуют от лица всех воюющих.

Нынешние учителя-фронтовики разрешают многие задачи, стоявшие перед нашей педагогикой не один десяток лет. Мы искали пути патриотического воспитания — вот те, кто взрастят патриотов личным примером, без отталкивающей назидательности и общих, бесплодных слов. Мы хотели разговоров о важном — вот те, кто способны говорить о самом сокровенном. Мы в спорах и противоречиях искали национальную идею — вот пришли те, кто сегодня зримо воплощает её.

Большинство героев киноцикла пошли на фронт уже будучи педагогами. Но хочется надеяться, что, глядя на них, узнав о них, восхитившись ими, многие юноши возгорятся стать учителями, поймут, как это ответственно и благодатно.

Цикл «Именем героев» убеждает в том, что учительство больше профессии. Сегодня оно ветеранами СВО поднимается на Евангельскую высоту: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл».

ИсточникЗавтра
Михаил Кильдяшов
Кильдяшов Михаил Александрович (р. 1986) — русский поэт, публицист, литературный критик. Кандидат филологических наук. Секретарь Союза писателей России, член Общественной палаты Оренбургской области, председатель Оренбургского регионального отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...