В том мире, который создают хозяева игры, не нужно много образованных людей наверху. Нужна очень небольшая прослойка. Средний класс будет низведён, не будет среднего класса, будут богатые и бедные. Это то, что ещё лет 20 назад западные социологи называли «общество 20/80», то есть 20 – богатых, 80 – бедных, и никакого среднего слоя. Но я думаю, что 20/80 – это слишком щедро. Думаю, что будет 10/90 максимум.

У среднего слоя было несколько источников существования. Во-первых, это бурный промышленный рост, Вторая промышленная революция. Второе – это колониальная экспансия. А в ХХ веке — это существование Советского Союза. Когда капиталистам нужно было откупаться от своего среднего слоя, чтобы, не дай Бог, они за левые партии не проголосовали, или не стали смотреть в сторону Советского Союза. Сейчас этих задач нет.

Зачем верхушке, которая монополизировала образование и науку, люди с высоким уровнем интеллекта. Не нужно 500 млн хорошо образованных, или 100 млн, для верхушки хватит вполне 20-ти млн, которые будут манипулировать всеми остальными. Остальных можно посадить, чтобы они играли в компьютерные игры, и всё. И я думаю, что это будет выстроено как система анклавов. Будет некая репрессивная жёсткая структура, которая будет контролировать потребление еды, воды, поведения — такая как «умный город».

Чем дальше, тем больше дети будут роскошью: их воспитание, выращивание, обеспечение их психофизического здоровья, нравственного здоровья, образования, причём образования такого, чтобы они могли постоянно учиться и быть адаптивными в хорошем смысле этого слова. Общество не будет этим заниматься, только семья. Постиндустриальное общество в принципе рассчитано на другое.

Важный вопрос, сколько в этом посткапиталистическом обществе люди сумеют сохранить от прошлой эпохи. Например, советская школа очень многое сохранила из русской гимназии, даже форму. Я до 3-го класса ходил в гимнастёрке, с ремнём и в фуражке. И мечтал о том, что в 4-м классе сменю гимнастёрку на китель. И у меня будет китель! Я мечтал о кителе. Как военный, я из военной семьи. Я перехожу в 4-й класс и меняется форма. Цивильный костюм, гражданский, беретка, и всё – мечта о кителе закончилась.

Я очень сочувствую нынешним родителям, потому что та ситуация с образованием, с которой столкнулись дети, внуки, действительно очень-очень серьёзная. Это то, над чем нужно всё время размышлять. И ещё одна очень важная вещь. Нужно развивать воображение у детей. Это тоже очень важно. Чтобы ни в коем случае они не превращались в тиктокеров.

ИсточникДзен
Андрей Фурсов
Фурсов Андрей Ильич (р. 1951) – известный русский историк, обществовед, публицист. В Институте динамического консерватизма руководит Центром методологии и информации. Директор Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Академик Международной академии наук (Инсбрук, Австрия). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...