Среди американских ученых возникают две совершенно разные точки зрения на развитии науки после второй инаугурации Трампа на пост президента США. Технологические компании Кремниевой долины, энтузиасты космоса, разработчики искусственного интеллекта (ИИ) и другие ожидают благоприятной политики для своих областей в ближайшие годы и чрезвычайно воодушевлены возможностями для исследований и инноваций. Одновременно, для многих других ученых, особенно тех, кто работает в области климата, наук о Земле и биомедицины — существует обеспокоенность тем, что важные исследования будут сокращены, лишены приоритета или поставлены под сомнение.
Эксперты популярного американского журнала о развитии науки Nature проанализировали ситуацию в статье «Что означает Трамп 2.0 для науки: вероятные победители и проигравшие» (15.01.2025).
Во время своего первого пребывания в Белом доме в 2017–21 годах Трамп продвигал недоказанные методы лечения COVID-19 и отрицал риски изменения климата. Он также неоднократно пытался урезать финансирование науки, хотя Конгресс защищал федеральные агентства, такие как Национальные институты здравоохранения (NIH), Национальный научный фонд (NSF) и Агентство по охране окружающей среды (EPA), от самых радикальных сокращений.
Исследователи говорят, что для таких областей, как экология и инфекционные заболевания, следующие четыре года могут быть ещё более разрушительными. Руководствуясь инициативой, которую будет возглавлять миллиардер-предприниматель Илон Маск, известной как Департамент эффективности правительства, администрация Трампа заявила, что сократит число «неизбранных бюрократов», которые разрабатывают правила. Это может включать также тысячи ученых из Агентства по охране окружающей среды и Управления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA).
Тем не менее, некоторые части ландшафта исследований и разработок (НИОКР) США могут увидеть относительно светлое будущее при новой администрации. Эксперты указывают на исследования космоса и технологии, имеющие стратегическое значение для Соединенных Штатов.
Большие надежды на ИИ, квантовую науку и технологии
В первый срок Трампа его научный советник Кельвин Дрогемайер настаивал на поддержке того, что он называл «отраслями будущего»: ИИ, квантовая информатика (QIS), передовое производство, передовые коммуникации и биотехнологии. Эксперты ожидают, что эти сектора получат постоянное внимание во второй срок Трампа.
Эти области также получили поддержку со стороны администрации президента США Джо Байдена. «Трамп и Байден могут конфликтовать по всем остальным вопросам, но в вопросах ИИ и квантовых технологий они практически едины», — говорит Мохаммед Солиман, директор программы стратегических технологий и кибербезопасности в Институте Ближнего Востока в Вашингтоне. «ИИ и квантовые технологии — это новые линии фронта в соперничестве США и Китая, и обе стороны это знают. Это не просто политика — это гонка технологических вооружений», — говорит он.
В 2018 году Конгресс и администрация Трампа создали Национальную квантовую инициативу. В следующем году Трамп издал указ, который запустил Американскую инициативу искусственного интеллекта для поддержки лидерства США в области ИИ, включая руководство по регулированию отрасли без подавления инноваций. А в 2020 году Трамп объявил о планах по финансированию более 1 млрд долларов США для создания дюжины национальных исследовательских институтов ИИ и QIS.
Байден последовал за ним своим указом 2023 года об ИИ. Он предписывал создание Института безопасности ИИ и пилотного проекта Национального исследовательского ресурса ИИ, системы для совместного использования вычислительной мощности, наборов данных и алгоритмов для содействия академической и малой бизнес-работе в области ИИ. Будущее этих инициатив теперь неясно. Трамп пообещал отменить указ Байдена — отчасти, по его словам, потому, что он препятствует инновациям в области ИИ. А Национальный институт стандартов и технологий США, который курирует Институт безопасности ИИ, был объектом прошлых попыток урезать федеральные бюджеты. Исследователи политики ожидают, что будущие указы Трампа укрепят федеральное использование ИИ для национальной безопасности и военных целей.
Трамп критиковал двухпартийный законопроект Байдена 2022 года о CHIPS и науке, который санкционировал миллиарды долларов на стимулирование производства полупроводников в США, заявив, что введение пошлин на коммерческих конкурентов в Китае может достичь той же цели бесплатно. Но Трамп вряд ли отменит этот закон, учитывая его вклад в местную экономику и рабочие места, говорит Чарльз Весснер, который изучает политику в области науки и технологий в Джорджтаунском университете в Вашингтоне.
В целом, говорит Весснер, «для технологических НИОКР, вероятно, будет много преемственности». Он добавляет, что «сокращать поневоле будет сложно». Но есть и некоторые непредсказуемые факторы, например, может ли иммиграционная политика ограничить приток студентов и рабочих в инженерные и смежные области США.
А некоторые исследователи обеспокоены тем, что произойдёт, если компаниям придется самим контролировать технологии ИИ . «Я выступаю за более жёткие действия правительства по регулированию ИИ», — говорит Нейт Шарадин, философ из Гонконгского университета и научный сотрудник некоммерческого Центра безопасности ИИ в Сан-Франциско, Калифорния. «Это было бы крайне маловероятно», если бы победила кандидат от Демократической партии Камала Харрис, говорит Шарадин. «А при Трампе это просто шутка».
Американские астронавты направляются на Луну и дальше
Еще одним вероятным победителем является исследование космоса, поскольку космические миллиардеры пытаются убедить Конгресс тратить больше средств на пилотируемые космические полеты.
Сейчас самым большим приоритетом NASA является программа Artemis по отправке астронавтов на Луну. Для этих целей была построена новая тяжелая ракета, Space Launch System (SLS), и капсула для экипажа под названием Orion. Но SLS стоит более 4 миллиардов долларов за запуск и не подлежит повторному использованию.
Администрация Трампа может попытаться склонить Конгресс отменить государственную ракетную программу и вместо этого использовать ракеты-носители, разработанные частными компаниями, включая SpaceX в Хоторне, Калифорния, которой руководит Маск, сделавший крупные пожертвования на кампанию Трампа.
Беспилотная миссия NASA Artemis I прошла на расстоянии около 130 километров от Луны в ноябре 2022 года. Лунная программа агентства может претерпеть изменения при президенте Трампе.
Это было бы огромной встряской для Artemis, но в конечном итоге могло бы помочь NASA, говорят некоторые исследователи и эксперты космической отрасли. Агентство отстает от графика по своим планам Artemis. Оно провело беспилотный испытательный полет SLS в ноябре 2022 года, но отложило свою миссию ноября 2024 года по запуску астронавтов на ракете до апреля 2026 года. Оно также отодвинуло планы по высадке людей на Луну не раньше середины 2027 года.
Выбранный Трампом администратор НАСА, миллиардер и частный астронавт Джаред Айзекман, также может выступать за серьезные изменения, если его утвердят.
Айзекман заплатил SpaceX за то, чтобы тот отправил его в две коммерческие космические миссии, и высказался о том, что он считает расточительством и задержками в государственных контрактных проектах.
Тем временем Китай работает над планами отправки астронавтов на поверхность Луны, что придает актуальность подходу Трампа «Америка прежде всего». В 2017 году его администрация пообещала вернуть людей на Луну к 2024 году.
Планы NASA по отправке астронавтов на Марс в 2040-х годах также могут ускориться
Маск выразил сильное желание, чтобы люди колонизировали Марс, и он, вероятно, попытается повлиять на NASA, чтобы они добрались туда скорее с помощью корабля Starship от SpaceX, говорят исследователи космической политики. Поэтому на NASA может быть оказано давление, чтобы они быстро доставили астронавтов на Луну, а затем развернулись к Марсу. «Я считаю, что мы все равно получим высадку на Луну», — говорит Лора Форчик, исполнительный директор консалтинговой компании по космосу Astralytical в Палм-Бей, Флорида.
Неясно, как будут развиваться научные программы NASA при администрации Трампа. Айзекман и раньше поддерживал космическую науку. Он включил 36 экспериментов в свой недавний космический полет, а в 2022 году пытался убедить NASA разрешить ему использовать корабль SpaceX для ускорения снижающейся орбиты космического телескопа Hubble. Но NASA является крупным спонсором исследований в области наук о Земле, и эти программы могут оказаться под угрозой, если Трамп выполнит свои обещания сократить исследования климата.
Для климатологов наступили трудные времена
Климат и окружающая среда — это области, в которых учёные готовятся к худшему. Ожидается, что Трамп, как и в первый раз, отменит или ослабит регулирование токсичных химикатов, парниковых газов и других видов загрязнения. Он утверждал, что эти правила наносят ущерб экономике. Попытки сократить расходы и персонал, вероятно, особенно сильно ударят по EPA, но программы экологических исследований в других агентствах, таких как NASA и Национальное управление океанических и атмосферных исследований. Они также могут стать объектами сокращений.
Трамп может начать с попытки сократить бюджеты агентств, что потребует действий Конгресса. Законодатели активизировались, чтобы защитить EPA во время первого срока Трампа, но политическая динамика изменилась: многие республиканцы теперь поддерживают призывы Маска к масштабному сокращению федеральных расходов.
Кандидат Трампа на пост главы EPA, конгрессмен Ли Зелдин из Нью-Йорка, является давним сторонником Трампа и имеет неоднозначную репутацию в поддержке бюджетов и инициатив EPA. Политические аналитики ожидают, что он предпримет шаги по сокращению персонала в агентстве и отменит правила по загрязнению, если его утвердит Сенат.
Попытки сократить персонал могут занять время. Но Рассел Воут, которого Трамп назначил руководителем влиятельного Управления по управлению и бюджету Белого дома (должность, которую он занимал во время первой администрации Трампа), заявил, что с первого дня целью будет «травматизировать» ученых и сотрудников Агентства по охране окружающей среды и заставить их почувствовать себя «злодеями», чтобы они не хотели приходить на работу и выполнять свою работу.
Для новой администрации Трампа может оказаться сложнее свернуть многие из крупных климатических инвестиций, сосредоточенных на областях от инфраструктуры электромобилей до технологий улавливания и хранения углекислого газа из атмосферы. Эти инвестиции были приняты в 2021 и 2022 годах Конгрессом при президенте Байдене и имеют предполагаемую общую стоимость более 1 триллиона долларов до 2032 года.
Тем не менее, вероятны изменения в таких агентствах, как Министерство энергетики (DoE), на которое Трамп назначил руководителем представителя нефтяной отрасли Криса Райта.
Федеральные инвестиции в различные демонстрационные проекты чистой энергии в рамках DoE могут «отойти на второй план» при Райте, говорит Томас Хохман, директор по инфраструктурной политике в Фонде американских инноваций в Сан-Франциско.
Как партнёрство Илона Маска с Трампом может повлиять на науку в США и за их пределами
Но многие эксперты говорят, что администрация Трампа может столкнуться с трудностями, поскольку она стремится сократить климатические инвестиции, которые уже поступают в компании и сообщества в штатах, где лидерами являются республиканцы. Например, энергетические компании могут выиграть от инвестиций в улавливание углерода и чистое производство водорода, который может служить альтернативным топливом в транспортных средствах, среди прочего. Но защитники климата предупреждают, что единственный способ остановить глобальное потепление — прекратить использовать ископаемое топливо, а Трамп пообещал сделать наоборот.
Ожидается, что Трамп также во второй раз выведет США из Парижского соглашения по климату 2015 года. Впервые он завершил этот процесс в 2020 году, но затем Байден снова присоединился к пакту. Эксперты по политике говорят, что такой шаг Трампа может снизить давление на другие страны, включая Китай, с целью ускорить их собственные усилия по борьбе с изменением климата. Но самым большим вопросом для многих экспертов по энергетике является то, как обещание Трампа повысить тарифы на товары, импортируемые из таких стран, как Китай и Мексика, повлияет на глобальный переход к чистой энергии.
Возможные изменения в политике общественного здравоохранения
Трамп назначил Роберта Ф. Кеннеди-младшего на пост главы департамента здравоохранения и социальных служб (HHS) стоимостью почти в 2 триллиона долларов, который курирует такие агентства, как NIH, FDA и Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Кеннеди, кандидатуру которого должен утвердить Сенат, поклялся «сделать Америку снова здоровой». Он сделает это, по его словам, устранив коренные причины хронических заболеваний, удалив токсичные вещества из окружающей среды и борясь с корпоративной коррупцией.
Неясно, как Кеннеди может достичь этих целей, поскольку в Соединенных Штатах нет единой системы здравоохранения, а федеральное правительство не контролирует принятие решений на местном уровне по многим ключевым вопросам политики здравоохранения, включая фторирование воды и требования к вакцинации в школах (оба из которых он критиковал). Тем не менее, Трамп пообещал позволить Кеннеди «разгуляться» в вопросах здравоохранения. И как глава HHS он будет иметь широкие полномочия по регулированию лекарств и вакцин, оплате медицинских услуг, финансированию биомедицинских исследований и информированию об инициативах в области общественного здравоохранения.
Примечательно, что в повестке дня Кеннеди отсутствует план по укреплению готовности страны к инфекционным заболеваниям, говорит Жорж Бенджамин, исполнительный директор Американской ассоциации общественного здравоохранения в Вашингтоне, округ Колумбия, организации, защищающей интересы специалистов в области общественного здравоохранения. В 2023 году, когда Кеннеди баллотировался на пост президента, он сказал, что будет добиваться восьмилетней паузы в исследованиях инфекционных заболеваний в NIH, чтобы биомедицинский спонсор мог вместо этого сосредоточиться на хронических состояниях, таких как диабет и ожирение.
Будучи давним активистом антипрививочного движения, Кеннеди поставил под сомнение процесс одобрения вакцин FDA. Однако он заявил, что не хочет лишать людей доступа к каким-либо вакцинам.
Некоторые из предлагаемых Кеннеди реформ здравоохранения, таких как проведение большего числа проверок безопасности вакцин — которые могут потребовать больше персонала или финансирования агентств — контрастируют с поручением Маска сделать правительство более эффективным путем сокращения федеральной бюрократии и расходов.
Законодатели-республиканцы также заявили о своей готовности к крупным структурным изменениям в NIH. Они могли бы объединить некоторые из 27 институтов и центров и усилить надзор за определенными типами исследований, связанных с патогенами высокого риска или национальной безопасностью. Это повышенное внимание к структуре NIH является возможностью решить извечные проблемы агентства и поразмышлять о том, может ли крупнейший в мире государственный спонсор биомедицинских исследований тратить свои деньги лучше.
Влияние Маска на новую администрацию может также иметь последствия для биомедицины, особенно в стремлении к инновациям. Например, Маск критиковал одобрение лекарств как слишком медленное. А его компания Neuralink достигла успехов в разработке устройств интерфейса мозг-компьютер, хотя есть опасения по поводу секретности фирмы в отношении этой технологии.