Олимпиада. Зачем?
Сергей Черняховский
Что она снова способна осуществлять масштабные мегапроекты
Сам факт проведения в России Олимпиады изначально одних радовал (хотя бы потому, что у нас давно не было спортивного праздника такого масштаба), других, наоборот, раздражал или даже злил.
Одни злились потому, что злятся всегда и во всем происходящем обязательно находят что-то, что можно считать плохим или неудачным. Это просто характер их отношения к жизни: они – мизантропы. В конечном счете они вообще никого и ничего не любят и ненавидят всё – просто потому, что не могут найти себе то место в жизни, которое они считали бы достойным себя. Это своего рода диссиденты, ставшие таковыми не в силу несоответствия их убеждений той социальной и политической действительности, в которой они живут, а, если так можно выразиться, «диссиденты по характеру». Они считают себя вправе судить обо всем и во всех случаях видеть себя высшей инстанцией и высшим абсолютом.
Других Олимпиада злила тем, что своим успешным проведением продемонстрировала бы, что в России может быть что-то значимое и радостное, и тем самым ослабляла бы их критические позиции в оппонировании (обоснованном или необоснованном) существующему в России правлению.
Третьих Олимпиада злила, потому что ее инициатором был Путин и она могла стать политическим и презентационным триумфом Путина. А они Путина не любят. Как потому, что он – не член их богемно-расслабленного круга, так и потому, что он оказался сильнее их, потому что каждый раз, когда они получают надежду на то, что он потерпит поражение, он находит силы и умение победить. Может быть, он плохой, может быть – хороший, но он каждый раз оказывается сильнее их, и именно этого они в первую очередь не могут ему простить.
Четвертая категория недовольных Олимпиадой – это те, кто более или менее искренне считает, что деньги, которые ушли на ее организацию и проведение, можно было бы потратить эффективнее: по мнению одних – проесть, по мнению других – что-нибудь построить.
Правда, все же абсолютное большинство населения считает, что события, подобные Олимпиаде, приносят стране больше пользы (62%), и лишь четверть думают, что они приносят вред.
В общем-то, на сегодня это почти привычный расклад мнений: примерно таково же соотношение положительно и отрицательно оценивающих, например, Ленина, Октябрь 1917 года, плановую экономику или рынок и так далее.
Казалось бы, между этими событиями нет никакой связи, но каждый раз, когда встает вопрос о выборе между чем-либо ярким, величественным и крупным, до двух третей народа выступает за это и порядка четверти – против, желая, очевидно, чего-либо более простого, примитивного и не напрягающего.
Олимпиада – это, конечно, презентация. Но в данном случае не только и не столько образа России в мире, сколько презентация себя себе.
Дело не в том, как пишут оппонирующие наблюдатели, что Россия, подобно Китаю 2008 года, пытается исправить свой спорный имидж в мире. Исправлять имидж подобными мероприятиями – действие вообще не совсем эффективное, хотя в целом и полезное. Не вполне эффективное потому, что любое презентационное мероприятие для тех, кто не хочет, чтобы твой имидж был позитивен и привлекателен, – это повод для создания твоего негативного имиджа.
Причиной попытки срыва московской Олимпиады 1980 года на самом деле был вовсе не ввод советских войск в Афганистан. За период после Второй мировой войны летние либо зимние Олимпийские игры проводились в США пять раз – и каждый раз в это время США где-нибудь держали свои войска и вели (хотя бы скрыто) те или иные войны.
Причиной попытки срыва была сама Олимпиада. Семидесятые годы прошлого века – высшая точка могущества СССР, пик падения авторитета США, утраты ими контроля над зонами своего влияния на планете. Более того, к 1980 году США стали раз за разом скатываться все ниже в медальном зачете и не поднимались уже выше третьего места, уступая не только СССР, но и ГДР. Это же продлилось и до 1992 года, когда сборная СССР выиграла Олимпиаду уже в отсутствии страны, которую она представляла, дав последний репутационный бой от имени преданной сверхдержавы.
Основной причиной, по которой США тогда пытались сорвать Игры в Москве, было понимание того, что если бы они тогда приняли в них участие, то были бы обречены на полное поражение.
Против Олимпиады в Сочи информационная война велась точно так же, как она велась против Олимпиады в Москве.
Международное публичное событие такого уровня – это всегда вызов. И там, где одна сторона пытается выиграть, другая стремится минимизировать ее успех или добиться, чтобы она проиграла. А поскольку любое действие (тем более форсированное) всегда идет параллельно с ошибками, не всегда эффективными решениями, ущербом для той или иной соседней сферы, растратами и злоупотреблениями, то у оппонента, ставящего себе такую цель, всегда есть возможность, сфокусировав внимание на побочных эффектах, создать негативный образ всего события. И важно не столько кто и что говорит, сколько то, с использованием каких каналов и насколько интенсивно он это делает.
Сегодня основной вид войны – информационный. Все, что Россия будет делать успешно, будет представляться как неудачное; все, что у нее получится, будет объявляться сделанным неприемлемой ценой.
Если бы российская сборная взяла все золотые медали, известные СМИ в России и в странах-оппонентах утверждали бы, что Путин подкупил всех судей. Если в России будет создан вечный двигатель, те же СМИ объявят, что российская разведка выкрала его у США. Если Россия первой запустит корабль с космонавтами на Марс – СМИ объявят, что корабль собран из костей замученных в ГУЛАГе, а топливом ему служила собиравшаяся с 30-х годов прошлого века кровь детей политзаключенных…
Это не значит, что бороться за имидж не нужно. Это значит, что за него приходится именно бороться и сражаться. И к тому, что будут говорить оппонирующие СМИ, и власти, и обществу просто нужно относиться соответствующе.
Но на самом деле Олимпиада более важна для другого: для того, чтобы страна поняла, что она все-таки может осуществлять масштабные проекты, и что дискредитированные во времена перестройки гигантские стройки – не прошлое, что они нужны и возможны.
Дело даже не в том, что Россия имеет шанс получить комфортабельный современный курорт, а в том, что это принципиально важно для оздоровления настроений элиты, о чем эксперты говорили с момента прихода Путина к власти.
Дело в том, что прошлая Олимпиада была в 1980 году, и была пиком и триумфом страны. Воспоминание о ней – это воспоминание о сказке, которая восхищает, но которую начинаешь воспринимать как нечто, в реальности не существовавшее. Как кино, которое все смотрят, восхищаются, но про которое думают, что на самом деле в жизни так не бывает.
Олимпиада нужна для того, чтобы понять: так бывает, что на самом деле то, во что сегодня не верится, действительно было. Что большая часть мира действительно считала СССР моральным лидером современности. Что американские президенты, едва избравшись, тут же спешили с визитом в Москву, чтобы уверить Кремль в том, что не питают враждебных намерений к СССР. Что было время, когда американская элита считала противостояние с СССР исторически проигранным и стремилась лишь отсрочить свое поражение. Что «ни одна пушка в мире не смела выстрелить без нашего на то соизволения». Что, как когда-то, когда королей было много, а император – один, президентов и премьеров тоже было много, а генеральный секретарь – один.
Что все это – не сказка, все это возможно. И каждый камень, положенный в Сочи, и каждая медаль, взятая на Олимпиаде, – это шаг к тому, чтобы так было снова. Потому что для того, чтобы так было, нужно прежде всего помнить, что так было, верить, что так может быть и что так обязательно будет.
КМ.РУ. 11.02.2014