Государства «Украина» больше нет
Сергей Черняховский
Россия обязана защитить тех, кто в результате этой катастрофы нуждается в защите. Иначе это сделают другие
По состоянию на данный момент ситуация проста: государство на Украине не исполняет свои обязанности и функции.
Функциями государства, как известно, являются принуждение (подавление), управление и посредничество.
Государство на Украине сегодня не может никого ни к чему принудить, не способно ничем управлять, не может выступать между кем бы то ни было в роли эффективного посредника.
Вообще: что такое государство? По Ленину, это машина подавления одного класса другим. По Веберу, это «отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном (то есть рассматривающимся в качестве такового) насилии».
На Украине нет отношения господства власти над людьми – потому что они ему не подчиняются; нет легитимности – потому что легитимность предполагает согласие на подчинение; нет способности государственной машины осуществлять насилие, защищая граждан, их безопасность и безопасность общества, целостность страны.
Каковы существенные черты государства?
— отношение власти и подчинения;
— монопольное использование обладателями власти средств насилия;
— наличие юридического порядка;
— относительное постоянство;
— институциональное измерение.
Что мы имеем на Украине? На Украине сегодня власть не в силах обеспечить подчинение своей воле. На Украине сегодня власть не обладает монополией на средства насилия. На Украине сегодня не исполняются законы, то есть там нет юридического порядка.
На Украине сегодня нет постоянства существования самого государства как суверенного начала: как таковое оно существует два десятилетия и за это время третий или четвертый раз оказывается на пороге распада, раскола и разрушения государственных институтов.
Собственно, на Украине сегодня нет институционального измерения как такового, потому что ход событий определяется не решением признанных институтов, а прямым силовым противостоянием.
Государство в своем существовании включает в себя три элемента: территорию, население, власть.
У Украины практически нет единой и ощущающей свою целостность территории, нет объединяемого единой самоидентификацией населения, в ней не существует реальной суверенной власти.
Что такое суверенность власти государства? Это такое положение, когда на своей территории она является высшей властью, то есть никто не может оспорить ее решения, а в мировом сообществе она является самостоятельной, то есть извне никто не может навязать ей чужие решения.
Государственная власть на Украине не способна обеспечить исполнение своих решений и не может принимать их самостоятельно, потому что ей диктуют извне, какие решения принимать, а какие – не принимать.
Обязанностью государства также является обеспечение безопасности своих граждан, целостности своей территории, соблюдения установленного на ней юридического и общественного порядка.
Безопасность граждан на Украине не обеспечена, потому что их могут безнаказанно убивать политические бандиты, а власть не может их обезвредить. Целостность и неприкосновенность территории Республики Украина не обеспечены, потому что на ее территории действуют боевые отряды, инициируемые и поддерживаемые другими государствами; часть ее территории признает существующую власть, а часть уже создала свою. Общественный и юридический порядок на данной территории не соблюдается.
Это значит, что государственность Республики Украина на сегодня прекращает свое существование. Суверенное государство на Украине на сегодня не существует. Можно спорить, когда оно существовало и существовало ли вообще, состоялось или не состоялось некогда, но на сегодня его не существует.
Некому защищать граждан, некому обеспечивать безопасность, некому удерживать целостность территории.
Кто бы ни победил в силовом противостоянии на киевском Майдане и на местных майданах, он должен будет решать эти задачи.
Если вдруг победит Янукович (что сомнительно, потому что на сегодня единственное, что объединяет все население Украины, – это презрение к Януковичу), ему придется создавать государственность Украины заново, потому что прежней уже нет.
Если победят его противники-нацисты – им придется строить уже свою государственность, и они не скрывают, что это будет моноэтническая государственность.
Может быть, те, кто победит, сумеют обеспечить целостность нынешней территории республики. Может быть, не сумеют. Но государство им придется строить другое, потому что существовавшее до сих пор оказалось неспособным исполнять свои функции и обязанности.
Государственность Республики Украина сегодня находится в таком же состоянии, как государственность Польской Республики к середине сентября 1939 года. У последней она была разрушена, так как не выдержала вторжения германских войск, не сумела его отразить. У первой же она была разрушена вторжением отрядов наследников германского фашизма – западенских нацистов, поддержанных и находящихся под покровительством ЕС и современной Германии.
На лишившейся государственности территории, лишившись защиты прекратившего свое существование государства, проживают порядка 4 миллионов граждан России и как минимум до 30 миллионов человек, составляющих русскоязычное население этого бывшего государства. И они на сегодня живут в условиях гуманитарной катастрофы. Им необходима помощь. Они нуждаются в защите.
Встает естественный вопрос о защите их безопасности и об обеспечении на территории их проживания минимально необходимого общественного порядка, а также об обеспечении их права на самоопределение и создание дееспособной государственности.
Встает вопрос о том, кто возьмет их под свою защиту. Кто обеспечит их безопасность, кто создаст для них возможности восстановления своей государственности?
Есть три варианта: либо они будут оставлены на произвол судьбы; либо это сделают те, кому оказалось выгодно разрушение прежней государственности и кто вооружал и оплачивал разрушившие эту государственность военизированные отряды; либо это сделает Россия.
Если Россия этого делать не станет, это будут делать другие.
В результате, с одной стороны, те, кто, разрушая Украину, наносил удар по России, приблизят границы своего контроля вплотную к нашим границам. С другой – не факт, что население Востока и Юга Украины простит когда-либо России это предательство. С третьей – всем будет продемонстрировано, что связывать свои надежды с Россией бессмысленно, ибо она не приходит на помощь.
Что будет потом с тяготеющими к России областями бывшей Украинской Советской Социалистической Республики и как они себя назовут – покажет ход событий, и они вправе будут сами это решить.
Что будет потом с тяготеющими к движению от России областями бывшей Украинской Советской Социалистической Республики и как они себя назовут – тоже покажет ход событий, и они тоже вправе будут сами это решить.
Но сегодня государственность Республики Украина прекращает свое существование, и ее граждан нужно брать под защиту. У России есть по отношению к ним свои обязанности – но у России есть и свои естественные интересы собственной безопасности. А с точки зрения интересов ее безопасности и защиты уже и ее граждан ей нужна либо единая и дружественная Украина, либо разделенная.
Россия не может позволить себе иметь базы НАТО и боевые соединения неонацистов под Белгородом и Брянском.
КМ.РУ. 21.02.2014