Переговоры между Россией и США начались. А европейские лидеры после Мюнхенской конференции по безопасности в спешном порядке изучают возможность введения войск на Украину.

Европейские лидеры провели в Париже 17 февраля экстренную встречу, в частности, для обсуждения возможного развертывания своих войск на Украине в рамках соглашения о прекращении огня, поскольку контакты между Соединенными Штатами и Россией по вопросу прекращения войны активизируются.

Администрация Трампа пыталась выяснить, какие силы и оружие могли бы предоставить европейские страны, в то время как европейцы, со своей стороны, зондировали команду Трампа относительно того, какая военная поддержка будет доступна, например, разведка или противовоздушная оборона.

Перспектива развертывания войск на Украине набирает обороты среди некоторых европейских лидеров в последние дни. Европейские сторонники Украины борются за роль в переговорах, которые продвигаются без них, но могут изменить ландшафт безопасности на континенте.

Президент Франции Эммануэль Макрон созвал 17 февраля в Париже встречу некоторых ведущих лидеров континента, чтобы ускорить планирование европейской поддержки Украины и выработать консенсус относительно потенциального развертывания. Макрон провел 20-минутный телефонный разговор с президентом Дональдом Трампом перед встречей.

Премьер-министр Великобритании Кейр Стармер впервые заявил 16 февраля вечером, что он готов направить британские войска на Украину в рамках соглашения «в случае необходимости», что может подтолкнуть других европейских лидеров к принятию аналогичных обязательств.

После многочасового совещания 17 февраля британский лидер заявил, что пока рано говорить о численности войск и что «должна быть поддержка со стороны США». Однако другие страны, включая Германию и Польшу, не спешат отправлять свои войска.

Канцлер Германии Олаф Шольц, которого спросили, будет ли его страна направлять солдат, назвал обсуждение «совершенно преждевременным», поскольку война в самом разгаре. «Для меня совершенно очевидно, что это неуместные дебаты в неподходящее время и на неподходящую тему», — сказал он.

Он приветствовал переговоры по прекращению конфликта, но заявил, что «это не означает, что может быть навязанный мир», и призвал к созданию общего фронта между Европой и Соединенными Штатами.

В то время как Вашингтон исключил возможность размещения американских войск на Украине, европейские чиновники заявляют, что команда Трампа не исключает перспективы поддержки европейских сил и задается вопросом, какая поддержка США может потребоваться.

По словам четырех официальных лиц, проинформированных о ходе обсуждений, европейские запросы включают возможности разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также потенциальное воздушное прикрытие или некоторую помощь с противовоздушной обороной для защиты сил.

По словам чиновников, которые, как и другие, говорили на условиях анонимности, чтобы поделиться деликатными соображениями, в последние дни также спровоцировал более серьезные консультации по вопросу, который США направили в европейские столицы относительно сил и средств, которые они могли бы выделить для Украины.

Последняя обсуждаемая итерация предусматривает силы «успокоения» или «сдерживания» из нескольких бригад, возможно, от 25 000 до 30 000 военнослужащих, которые не будут размещены вдоль линии соприкосновения, но будут готовы продемонстрировать силу, если российские войска попытаются возобновить войну, заявили они. Войска могут быть поддержаны большим количеством сил за пределами Украины, если им понадобится нарастить силы и быстро двигаться.

По словам двух официальных лиц, Франция провела более продвинутое военное планирование, чем другие, и подсчитала, что может выделить около 10 000 военнослужащих, хотя другие европейские союзники остаются в более напряженном положении или ограничили свои военные силы.

Франция и Великобритания, единственные две ядерные державы среди европейских стран, оказались в авангарде дискуссий, в которых приняли участие по меньшей мере дюжина стран, включая Польшу, Нидерланды, Германию, а также страны Северной Европы и Балтии.

Министр обороны Нидерландов Рубен Брекельманс заявил The Washington Post, что плану потребуется нечто большее, чем просто политическая поддержка США. «Вы также хотите иметь доминирование в эскалации», — сказал он, «если возникнет напряженность и возникнет какой-либо конфликт. … И нам нужно, чтобы Соединенные Штаты были на борту».

«Речь, конечно, идет о гарантиях безопасности для Украины, но это напрямую связано с нашей обороной и сдерживанием в рамках НАТО», — сказал он в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности. «У нас есть дискуссии между европейскими странами и с США о том, что может сделать каждая страна. В течение следующих нескольких недель это должно стать более конкретным с точки зрения цифр».

Предупреждения для России

После того, как Трамп пообещал заключить соглашение о прекращении войны, европейские союзники недавно стали более открытыми для идеи отправки войск, что вызвало бурю негодования, когда президент Франции Макрон впервые высказал такую ​​идею в 2024 году.

Европейские лидеры уже несколько месяцев ведут тихие обсуждения вопроса о размещении войск на Украине, но пока не разработали конкретный план, а некоторые страны не решаются вводить войска или двигаться вперед, пока Соединенные Штаты не дадут более ясной информации о своих намерениях в отношении Украины.

Европейские планы приобрели еще большую актуальность после того, как в феврале на континент прибыли официальные лица Трампа и дали ясно понять, что Вашингтон более чем готов действовать без них.

Европейские союзники разделились во мнениях о характере развертывания, включая размер и мандат сил, а также степень необходимой поддержки США. Попытки разработать военные планы также сдерживаются тем фактом, что параметры сделки с Россией — такие как линии, по которым конфликт может быть заморожен — остаются неясными или не были полностью сформулированы командой Трампа.

Тем не менее, официальные лица сходятся во мнении, что поддержка США будет иметь решающее значение, и что они приветствовали бы четкие предупреждения Вашингтона России, как публичные, так и частные, против любых попыток атаковать силы или разжечь полномасштабный конфликт.

Другим ключевым вопросом для европейцев является то, как реагировать, если Россия нападет на силы. Одно из предложений касалось пункта о взаимной обороне между странами европейской коалиции, которая не будет действовать под флагом НАТО.

«Должно быть ясно, что силы готовы нанести ответный удар в случае нападения, и они должны иметь возможность быстро наращивать свою мощь», — заявил европейский дипломат.

«В нормальном мире было бы слишком рано планировать без условий прекращения огня. Но они собираются вести переговоры через наши головы», — добавил дипломат. «Это способ сказать США, что мы готовы дать это, если вы сделаете это».

Для многих европейских государств развертывание также потребовало бы общественной поддержки на родине и использования уже напряженных военных ресурсов. У Франции больше свободы действий, чем у других, включая Великобританию, в плане высвобождения войск, отчасти из-за сокращения французских войск в Африке.

В некоторых странах, таких как Польша или Германия, приближаются национальные выборы, и они опасаются делать большие шаги в то время, когда война России в Украине стала более политизированной. Некоторые также нервничают из-за риска без большего участия США. А Нидерландам, например, потребуется одобрение парламента.

«Мы не планируем отправлять польских солдат на Украину, но мы окажем поддержку, в том числе с точки зрения логистики и политической поддержки, странам, которые могут пожелать предоставить такие гарантии в будущем», — заявил 17 февраля премьер-министр Польши Дональд Туск.

Курица и яйцо

Европейская идея также сосредоточена на усилении вооружения и подготовки украинской армии, чтобы она могла удерживать то, что, как ожидается, будет нестабильной линией прекращения огня. Это может стать камнем преткновения на переговорах, поскольку Москва требует, чтобы Украина значительно сократила свои военные силы.

Зеленский заявил 17 февраля, что, по его мнению, «мы достигли значительного прогресса в вопросе» европейских войск на Украине, которые он охарактеризовал как коалицию желающих. «Мы хотим гарантий безопасности не на бумаге, а на земле, на море, в воздухе», — сказал он.

На вопрос о том, будет ли Россия готова к европейскому развертыванию на Украине, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сказал, что это «очень сложный вопрос», по которому пока «никаких предметных обсуждений» не было. «Об этом трудно говорить, поскольку это будут страны-члены НАТО, и, следовательно, силы НАТО будут размещены на территории Украины», — сказал он.

Кит Келлог, специальный представитель Трампа на Украине и в России, посетил 17 февраля штаб-квартиру НАТО и на этой неделе посетит несколько столиц, где европейские чиновники планируют обсудить разделение труда с Соединенными Штатами в Украине.

Западный дипломат охарактеризовал переговоры с американцами как «игру в курицу или яйцо», в которой каждая сторона ждет, пока другая раскроет свои карты, прежде чем объявить, какие ресурсы она может выделить.

Другие полагают, что план даст европейцам ключ к формированию переговоров и заблокирует Трампа, поскольку он не хотел бы показаться слабым, если силы будут атакованы и его сделка развалится. «Что произойдет, если на них нападут, а Трамп ничего не сделает, это будет выглядеть для него очень плохо», — сказал западный чиновник.

Европейские чиновники говорят, что получили неоднозначные сообщения от членов команды Трампа, поскольку они пытаются оценить, кто чем занимается и какое влияние каждый из них может оказать на президента.

«В лагере Трампа есть разные взгляды… и в конечном итоге именно он принимает решение», — сказал второй европейский дипломат. «Все может измениться из-за поста в социальных сетях».

Секретарь НАТО Марк Рютте сообщил CNN, что переговоры в Париже дали европейским лидерам возможность выработать стратегию наилучшего способа поддержки мирного процесса, включая дискуссии о том, что многие «хотят ввести войска в Украину после заключения мирного соглашения». Рютте добавил, что «очень важно, чтобы США были готовы предоставить резерв — то есть не войска на земле, но резерв — что позволит таким усилиям».

«Это означает, что европейцы готовы активизироваться, принять позитивное участие, готовы помочь в Украине после заключения мирного соглашения, в том числе войсками, если это необходимо, но явно с американской поддержкой — потому что вы должны ясно дать понять, что сдерживание полностью обеспечено и что Путин никогда больше не попытается это сделать», — сказал Рютте.

Больше денег на войну

Европейские лидеры также обсудили вопрос ускорения наращивания европейского оборонного потенциала, поскольку многие теперь полагают, что Соединенные Штаты выведут десятки тысяч американских военнослужащих из Европы.

Только 23 из 32 членов НАТО в настоящее время тратят не менее 2 процентов ВВП на оборону — после того, как поклялись сделать это в 2014 году. И НАТО ясно дало понять, что 2 процента должны быть «полом, а не потолком», и что тратиться должно больше. Новая цель расходов будет установлена ​​на саммите НАТО этим летом и, скорее всего, составит 3 процента или 3,5 процента.

Шольц был более откровенен в вопросе о расходах на оборону, финансируемых за счет долга. По словам канцлера, если бы европейские страны тратили на оборону более 2% ВВП, что в настоящее время является целью НАТО, Германия была бы «благосклонна» к идее не учитывать эту сумму в расчетах бюджетного дефицита (Европейский Союз в настоящее время ограничивает дефицит государственного бюджета на уровне 3%).

Шольц также намекнул, что Германия может быть открыта для совместных расходов на оборону, финансируемых за счет долга, что Фридрих Мерц, его вероятный преемник, также не исключает окончательно. Если это произойдет, то это может позволить Европе тратить гораздо большие суммы на укрепление своей обороноспособности. Туск, чья страна тратит на оборону больше ВВП, чем любая другая страна, представленная на встрече, особенно громко призвал своих коллег-лидеров последовать его примеру.

ИсточникЗавтра
Елена Ларина
Ларина Елена Сергеевна (1964 г.р.) – предприниматель, аналитик, преподаватель. Постоянный член Изборского клуба. Родилась, училась и работаю в г. Москве. Получила высшее экономическое и юридическое образование, соответственно в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова и Институте международного права и экономики им. А.С.Грибоедова. Генеральный директор компании «Персоналинвест» и соучредитель компании «Хайрест». Подробнее...