Комментаторы говорят, и еще будут говорить о встрече на Аляске. На этом фоне немногие вспомнят об очередной годовщине трагической попытки спасти страну: 19-21 августа 1991 года, — закончившейся неудачей и национальной катастрофой.

И уж совсем мало кто вспомнит о том, что 28 августа — столетний юбилей Человека, который Верил в Мечту, растоптанную катастрофой перестройки… — И все свою творчество вместе с братом Борисом посвятил этой Мечте о Светлом Мире Будущего — Мире Полдня 22-ого века, Мире победившего Коммунизма: Столетний Юбилей Аркадия Стругацкого.

Для многих живущих — кумира и властителя их надежд и их фантазии недавних десятилетий. Уже Столетний Юбилей.

Он родился 28 августа 1925 года и умер 12 октября 1991 года — в те месяцы, когда в стране официально был объявлен изничтоженным Коммунистический Проект, которым он жил.

Философ, футуролог. С первого курса военного училища — направленный в 1942-м году туда, где решалась судьба страны: на оборону Сталинграда. Готовивший Токийский судебный процесс над японскими военными преступниками. Ставший профессиональным разведчиком и в 1950-е годы работавший против Японии на Дальнем Востоке.

Участвовавший в таких операциях, о происходившем в которых — не хотел даже вспоминать — не только рассказывать. Имевший, по ряду сведений, в 70-е годы личный телефон Юрия Андропова…

О них с братом подчас спорят: кем они были… Одни видят в них искренних и ярких сторонников коммунистических идеалов. Другие считают диссидентами, камуфлировавшими свои саркастические зарисовки прокоммунистической терминологией. Третьи — высокопрофессиональными агентами влияния КГБ, работавшими в направлении воздействия на массовую идеологию и психологию общества.

Еще кто-то считает, что Аркадий был коммунистом, а Борис — либералом и демократом, в совместном творчестве постоянно критически оппонировавшим восторженной и яркой фантазии старшего брата.

Представляется, что все эти гадания — от лукавого. От некого обывательского стремления во всем ярком, чистом и светлом, увидеть либо некое потаенное притворство и корысть, — либо «технологию» спецслужб. Это правда, что мещанин и обыватель — в принципе не способен на честность и чистоту — и в каждом хочет видеть то, что владеет им.

Писатель «А. и Б. Стругацкие» создал яркие и завораживающие картины успешного коммунистического общества. Но картины именно яркие и многослойные картины, которые сложны, и, в своей сложности, говорят не только о его идеальной заманчивости, — но и о том, что это будет живой развивающийся социум, а источники развития каждого явления — в его противоречиях, без которых, общество впадает в стагнацию и умирает.

И этому социуму придется решать многие проблемы: — и во взаимоотношениях с природой, — и с освоенным им научно-техническим могуществом, — и определяться как в том, имеют ли люди данного социума право на вмешательство в жизнь менее развитых обществ, — так и в том, его имеют ли они, в случае возможной угрозы собственной безопасности — право на ее защиту любыми способами и с любой жесткостью…

Коммунизм, по его мнению, при всем своем совершенстве — не будет идилличен и безоблачен. Он будет живым. А потому — требующим напряжения и ответственности, и каждодневного решения вопросов бытия — не быта, а именно бытия. Как напишет Аркадий Стругацкий в одной из статей: «Коммунизм — это последняя и вечная битва человечества, битва за знание, битва бесконечно трудная и бесконечно увлекательная. И будущее — это не грандиозная богадельня человечества, удалившегося на пенсию, а миллионы веков разрешения последнего и вечного противоречия: между бесконечностью тайн и бесконечностью знания».

И путь к нему тоже не будет легок и безоблачен: будет трудно и будут препятствия. На пути к нему встанет и бюрократизация. И мещанство. И завораживающие соблазны «Общества Потребления». И инертность и безразличие нового класса «массовых сытых интеллигентов», голодных по модному заграничному дефициту…

Будет трудно пройти этот путь и будет тянуть прилечь на лужайке уюта и комфорта — и не ходить. Но если поддаться этому, будет как в тех строках одной из повестей Стругацких: «И сказали мне, что дорога эта ведет к Океану Смерти. И я убоялся и повернул обратно. И с тех пор стелются передо мной глухие, кривые, окольные тропы».

Только — если испугаться и не пойти по этому пути, будешь обречен на бесконечное блуждание в череде «Проклятых Миров» и Образов Обреченности:

Мира, где страна, которая раньше была значительно обширнее, — приведена к катастрофе выродившейся элитой; — потерпевшая поражение и пытающаяся сохранить порядок на границах, а изнутри — пораженная нехваткой врачей, учителей и инфляцией.

Мира, в котором веривший в свою страну герой, у которого из благих побуждений его «освобождения» — отняли все значимое, что он ценил в жизни.

Мира, где торговцы-«сталкеры», собирают и продают то, что осталось от ненадолго посетившей Землю Великой Цивилизации, и торгуют случайно доставшимся им наследством, — Наследством, происхождения которого они не могут понять.

Мира, где безумствует впавший в деградацию социум, лишенный идеологии, не знающий смысла и целей своего существования… И вывод об обреченности общества без идеологии, и все эти Проклятые Миры стали предвидением многих проблем последующего, предвидением трагедии, которая постигает общество, отказавшееся от своих ценностей и стратегических целей.

Мира страны, уничтожающей свою культуру, где знание большего, чем необходимо для составления счета за товар, — стало предосудительным, и единственное, на что оказывается способна, в ужасе от разгула торжествующих лавочников вырождающаяся элита, — только кинуться за спасением к Черному Ордену церковников.

Мира, который подвели к катастрофе представители чужой цивилизации, которые теперь под видом спасения выманивают и увозят к себе ее детей и всех, кто сохраняет способность к рациональному действию.

Только все эти мрачные образы были созданы Стругацкими еще в период с 1960-х до середины 1970-х гг.

И как точно они предсказали то, что будет с социумом, который испугается тяжелого пути в Мир Полдня…

И о чем все-таки писали Стругацкие… О том, что: «Коммунизм — это общество людей, наслаждающихся своей любимой работой, а не стадо пожирателей вкусной еды, для которых главное в жизни — поменьше думать и побольше развлекаться».

О том, что в этом обществе: «работа — это высшее наслаждение, высшее счастье. Ничего более интересного они просто не знают. Они везде тащат с собой на развернутых знаменах лозунг: «Работать интереснее, чем развлекаться!»»

О том, что «Свобода не есть ЦЕЛЬ жизни человека. Свобода есть непременное УСЛОВИЕ полноценности и осмысленности жизни. Самое высокое наслаждение, доступное человеку, это творческий труд».

И еще о том, что такое история…

И что такое власть…

И о том, как порочно бывает «нетерпение потревоженной совести» — и к каким катастрофам может привести слепое следование такой совести…

И о том, что совесть нужно время от времени подставлять освежающему ветерку разума…

И о том, что кроме увлекающих на действие порывов совести, — есть опосредование совести разумом, уберегающее от действий, которые в своих благих намерениях ведут к катастрофе миллионов…

О Разуме, рождающем высшую совесть — Ответственность. И особенно — ответственность за Безопасность…

И о том, почему нужно отвечать за безопасность — и как тяжело за нее отвечать: возможно, опасности нет — возможно, она есть, насколько серьезная — неизвестно. Но если все обстоит так, как можно подозревать — на основании имеющихся фактов, которые можно трактовать и иначе, — опасность может оказаться смертельной.

И, отвечающий за нее, — стоит перед выбором между верой в возможность благоприятного развития, в то, что угроза мнима — и вероятностью того, что угроза смертельна…

«Либо берешь на совесть груз крови и стыда, но зато разом отрезаешь от человечества неконтролируемую угрозу. Либо ставишь под удар человечество, а сам при этом — весь в белом» …

И они показывали, как тяжело принимать решение в этой ситуации.

В частности и потому, что для Стругацкого способность к Ответственности — показатель зрелости и состоятельности человека, и потому, что, не имея Ответственности, социум, по их мысли, просто погибнет, не справившись с им же созданными силами цивилизации.

И для организации, отвечающей за безопасность, ситуация определяется одним: «…Нам одного не простят: если мы недооценили опасность. И если в нашем доме вдруг завоняло серой, мы обязаны предположить, что где-то рядом объявился черт с рогами, и принять соответствующие меры, вплоть до организации производства святой воды в промышленных масштабах» …

Человек, по мысли Стругацких, способен к тому, что они называли Вертикальным Прогрессом: новому типу Прогресса, основанному не на борьбе за существование, а на поиске и стремлении к Познанию. Но пока он остается человеком, он всегда будет вынужден нести бремя ответственности и чем больше его могущество, — тем за большее он должен отвечать, и всегда он будет стоять перед проблемами морального выбора.

И о том, что две главные черты Человека Будущего — разумеется, если бы хотим думать о Будущем и видеть Будущее в Мире Полдня и Света — две черты Будущего человека: — любовь к труду (человек Творческий), — и интерес ко всему, что происходит вокруг (человек Политический). А без этого, мы будем иметь человека, который сущностно не принимает будущего, если оно связано с напряжением и созиданием. Вообще не принимает ничего, что связано с напряжением и созиданием. Человека — вставшего на Путь Обезьяны… Как те, кто был показан Стругацкими в «Хищных Вещах Века»: стремящихся жить без движения, в покое и наслаждении. Забыться в электронно-наркотическом сне, — и никакого будущего не нужно… А само оно не приходит.

Будущее нужно создавать. Поэтому Стругацкие задают определённую развилку: что будет, если общество не пойдёт вперед.

И предсказанные авторами еще в 1960-е гг. последствия того, что будет, если страна откажется от противостояния с системой капитализма и встанет на путь капитуляции: «Вот мы и имеем то, что должны иметь. Здесь нет пророчества, здесь — только логика», как напишет Борис Стругацкий уже в 21 веке…

И о том, что мало вывести страну из хаоса и сделать ее жизнь сытной… — Если у нее не будет понимания, в чем ее Смыслы и Ценности, в чем ее осмысленные Цели и к какому Миру она идет — она будет насыщаться, скучать, развлекаться и умирать…

Он предупреждали о том, что будет, если люди откажутся от Пути в Мир Полдня и выберут то ли путь в «Град Обреченный», то ли в Средневековый Арканар Черного Святого Ордена, — а те, кто саму мысль о Полдне, Мире Созидания и Познания ненавидел — выдавали эти предупреждения за их отношение к этому миру.

Только, очень похоже, что эти предупреждения оказались реальностью для страны, которая от Своего Пути и Своего Полдня отказалась.

ИсточникКМ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...