Владимир Овчинский: «Победить Россию и Китай одновременно, не воюя на двух фронтах»

«Чтобы помешать России и дальше использовать мирный процесс в качестве оружия и медленно продвигать свое преимущество на Украине, Соединенные Штаты должны использовать следующие два года для систематического ослабления России, в первую очередь дипломатическими мерами, одновременно ускоряя процесс обретения европейской оборонной автономии, что позволит Америке, наконец, повернуться лицом к Китаю, прежде чем она столкнется с заведомо проигрышной войной на два фронта», — пишет Ник Дэнби (бывший сотрудник военно – морской разведки США, научный сотрудник центра Marathon Initiative) в War On The Rocks в статье «Последовательность вместо одновременности: как предотвратить войну на два фронта» (02.10.2025).

Выиграй немного, не проиграй ничего

Стремясь навести порядок в «оборонном комплексе» Европы, администрация Трампа стремится к стратегическому перебалансированию, которое позволит европейским партнёрам взять на себя большую часть ответственности за безопасность континента и справиться с ухудшением ситуации в регионе без прямой помощи США. Обе цели важны, поскольку Соединённые Штаты с растущей тревогой смотрят на Индо-Тихоокеанский регион.

«Такой подход отражает стратегическую необходимость. Америка сталкивается с тремя противниками: Ираном, постоянным дестабилизатором, решившим разработать ядерное оружие; Россией, представляющей серьёзную угрозу, вторгающейся на Украину и угрожающей НАТО; и Китаем, бросающим вызов, пытающимся подорвать международное лидерство Америки».

«Эти конкурирующие угрозы высвечивают проблему «стратегической одновременности» Америки: как сдержать и, при необходимости, победить Китай и Россию одновременно, не истощая ресурсы, мощь и внимание своей страны?», задается вопросом автор.

«Логика последовательности требует ослабить одного из оставшихся соперников, прежде чем рисковать заведомо проигрышной войной на два фронта. Но какого соперника?».

Императив последовательности

С 2022 года стратегия США была направлена ​​на то, чтобы «наказать Россию, поддерживая Украину». Но по мере того, как Россия постепенно накапливает достаточно живой силы и боеприпасов, чтобы переломить ход войны на истощение в свою пользу, Украина не может продолжать сопротивление, не решив собственные проблемы с живой силой, материальными средствами, а также стратегическими и оперативными ограничениями.

Ограничения, с которыми сталкивается Америка, усугубляют эту проблему. Поставки боеприпасов на Украину и в Израиль без соответствующей модернизации оборонной промышленности опасно сократили американские арсеналы. «В связи с материальными ограничениями мощи Америки ей следует в первую очередь противодействовать российской угрозе, используя военные и дипломатические рычаги. Экономическое и дипломатическое давление в краткосрочной перспективе может обеспечить практически немедленное облегчение ситуации, в то время как в среднесрочной и долгосрочной перспективе произойдут серьёзные изменения в сфере ответственности и возможностей европейской безопасности».

Дэнби считает, что «у Вашингтона есть, пожалуй, всего четыре года, чтобы реализовать правильную последовательность. Первый и второй годы должны быть сосредоточены на оказании помощи Украине в предотвращении российских успехов посредством постоянной разведывательной поддержки и военной подготовки, ослабления «механизма обзора», ограничивающего наступательные дальние удары Украины по России, создания европейской базы оборонного производства и введения систематических издержек для российской финансовой отрасли и торговли энергоносителями — двух главных факторов, способствующих военным усилиям Москвы.

Третий и четвертый годы должны ускорить достижение европейской оборонной автономии, что позволит Америке перенаправить своё внимание и силы на решение надвигающихся проблем в Индо-Тихоокеанском регионе. В рамках всего этого Украина и Европа могли бы получать выборочные поставки боеприпасов или современного вооружения (при наличии и необходимости), при условии, что Европа возьмёт на себя более строгие обязательства по обеспечению безопасности и осуществит ощутимые инвестиции в оборонно-промышленную базу Америки».

Хотя Европе может потребоваться до десяти лет для достижения полной оборонной автономии, поэтапный подход гарантирует, что переход начнётся, а военная мощь России сократится до того, как уже в 2027 году начнут звучать сигналы тревоги по другим американским угрозам (например, планируемое вторжение Китая на Тайвань или возобновление ядерной программы Ирана). «В любом случае европейские страны будут лучше подготовлены к сдерживанию или защите от российской агрессии, если потребуется, в течение многих лет, если потребуется, в одиночку».

Таким образом, неизбежные стратегические ограничения Америки требуют последовательности внутри последовательности: западное дипломатическое давление сегодня; европейская оборонная автономия завтра.

Прекращение поставок из России

Несмотря на постоянный ряд санкций, введенных против России с 2022 года, лазейки по-прежнему позволяют России продолжать финансировать свою войну против Украины. Дэнби полагает:

«Чтобы закрыть эти пробелы, Соединенные Штаты и Европа должны нацелиться на два столпа финансирования войны России: ее финансовую индустрию и торговлю энергоносителями. Европейские лидеры давно хотели, чтобы Трамп ввел более карательные меры против России, но они также подпитывают военную машину России, подрывая их собственную риторику. В последние недели Трамп оказывал давление на европейцев, заставляя их выполнять их собственные требования к Америке, прекращая закупки нефти, покупая американское оружие, используя замороженные активы и усиливая санкции. Он прав, делая это. Только в 2024 году страны ЕС закупили российские энергоносители на сумму 27 миллиардов долларов. Крупнейшие экономики, такие как Франция, Германия и Италия, по-прежнему сопротивляются полному отключению, в то время как Европейский союз избегает вторичных санкций и по-прежнему настороженно относится к использованию замороженных российских активов».

«Начните с санкций против всех российских банков и их зарубежных дочерних компаний. Америка должна сотрудничать с Европейским союзом, странами НАТО, не входящими в ЕС, и Японией, чтобы запретить все транзакции с российскими финансовыми институтами (с очень краткосрочными исключениями для европейских стран, сворачивающих закупки российских энергоносителей), а Вашингтон должен сотрудничать с союзными капиталами, чтобы использовать замороженные российские активы на сумму 330 миллиардов долларов, а не только проценты по ним , для финансирования украинской безопасности, включая европейскую оборонную помощь Украине.

Далее, Западу следует перекрыть поток российских энергоносителей. В прошлом году нефть и газ составляли 30% доходов российского бюджета, несмотря на то, что Россия перенаправила свою торговлю по сниженным ценам (60 долларов за баррель) на таких нуждающихся импортеров, как Китай и Индия. Тем временем, Венгрия и Словакия, основные страны-неприятели, продолжают импортировать российскую нефть и газ, подрывая более широкое давление Запада».

Заявленная Европейским союзом цель покончить с российской энергетической зависимостью к 2027 году недостаточна для эффективного определения последовательности. Более амбициозная цель председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен — прекратить импорт российского газа к 2026 году — становится ближе к цели, хотя постепенное прекращение импорта нефти и газа к лету 2026 года лучше отвечало бы стратегическим целям. Более раннее решение столкнулось бы с серьёзными препятствиями. Венгрия и Словакия не имеют достаточной инфраструктуры для импорта из альтернативных источников после десятилетий энергетической политики, основанной на импорте из России.

Однако к лету 2026 года Европейский союз может ускорить эти переходы, расширив доступ стран, не участвующих в программе, к существующим европейским терминалам сжиженного природного газа и трубопроводным мощностям, ускорив процесс утверждения проектов альтернативной энергетической инфраструктуры, профинансировав инвестиции в трубопроводы и предложив сочетание финансовых стимулов и стратегического давления, чтобы заставить страны, не участвующие в программе, импортировать энергоносители из других стран. Это сочетание могло бы включать приоритетное выделение Европейским союзом финансирования «зелёного» перехода (NextGenerationEU) странам, демонстрирующим конкретные шаги к энергетической независимости России, а также увязку ассигнований по программе Cohesion Funding с графиком энергетической диверсификации.

В июле Европейский союз установил новый ценовой предел на экспорт российской нефти: на 15% ниже средней рыночной цены. Администрации Трампа следует согласиться с новым ценовым пределом, убедить оставшихся союзников и партнёров принять его и представить план по его ежеквартальному ужесточению. «Необходимо расширить «вторичные санкции» в отношении компаний, содействующих торговле российской нефтью, и расширить санкции против российских танкеров теневого флота, чтобы они соответствовали спискам ЕС и Великобритании, которые почти вдвое превышают американские и эффективно сдерживают российскую торговлю энергоносителями».

Наконец, «Украина должна иметь возможность наносить удары по энергетической инфраструктуре, которая поддерживает военные усилия России.

Пентагон должен ослабить ограничения на дешевые, заменяемые и дальнобойные системы вооружения, такие как новые боеприпасы увеличенной дальности и армейские тактические ракетные системы, чтобы Украина могла наносить удары по российским нефтеперерабатывающим заводам и ключевым энергетическим узлам».

«Хотя Трамп уже разрешил Украине получить 3550 боеприпасов увеличенной дальности — первые 10 должны быть поставлены к октябрю 2025 года, а первая партия из 840 должна быть поставлена ​​к октябрю 2026 года — поставка не окажет существенного влияния, если Пентагон не снимет недавние ограничения на использование Украиной американских и европейских систем вооружения большой дальности , особенно для ударов по энергетической инфраструктуре. Чтобы сохранить контроль над эскалацией, Пентагон все еще может ограничить удары на большие расстояния по чисто военным целям».

Наращивание европейской обороны

Российско-украинский конфликт послужил катализатором наращивания обороноспособности Европы. Германия, занимающая в настоящее время четвёртое место в мире по объёму военных расходов, освободила расходы на оборону и безопасность от конституционных правил в отношении долга, что позволило инвестировать миллиарды евро в оборону и продемонстрировало её готовность взять на себя большую часть бремени европейской обороны.

Оборонный всплеск распространился по всему континенту. Союзники по НАТО обязались выделять пять процентов ВВП на безопасность и оборону к 2035 году. Европейский союз выделил 150 миллиардов евро на совместные оборонные закупки. Результаты обнадеживают: прогнозируется, что годовые мощности по производству боеприпасов в Европе достигнут двух миллионов патронов в год к концу 2025 года, что в шесть раз больше довоенного уровня. Лидеры Европы все больше понимают, что мир требует силы. Как пояснил в августе министр обороны Германии Борис Писториус, Европа может «говорить о мире и разрядке с Россией только на равных… только с позиции силы… на уровне глаз».

Чтобы сделать Европу «на уровне глаз» России, США, по мнению Дэнби, должны сотрудничать в трех областях.

Во-первых, установить четкое разделение труда, где европейские союзники управляют большинством обычных возможностей, в то время как Америка обеспечивает «поддержку» в областях своего сравнительного преимущества. Европейские державы, такие как Великобритания и Франция, развернули бы «силы подтверждения» передового базирования вблизи Украины, готовые к развертыванию на Западной Украине в случае прекращения огня или эскалации, где они учились бы у украинских сил, а также оказывали бы поддержку тылового эшелона. Европейские партнеры взяли бы на себя более активную роль в управлении связанными с НАТО воздушными и военно-морскими операциями и патрулированием против действий России в серой зоне. Тем временем Соединенные Штаты обеспечивали бы разведку, наблюдение и рекогносцировочное наблюдение, логистику и транспорт, ядерное сдерживание и резервные силы. Если все будет сделано правильно, к 2027 году европейцы должны будут заниматься повседневным обычным сдерживанием и обороной, в то время как Америка играла бы специализированную вспомогательную роль.

Во-вторых, ускорить оборонно-промышленное сотрудничество, чтобы превратить европейских партнёров из потребителей в производителей, способных сражаться без американской военной техники. Это требует совместного финансирования промышленных мощностей, устранения узких мест в поставках и преодоления дефицита рабочей силы, возникшего в результате многолетнего «управляемого спада». Это также означает обмен критически важными оборонными и двойного назначения технологиями, такими как 155-мм артиллерийские снаряды, дальнобойные высокоточные ракеты и зенитные ракеты, путём предоставления ключевым союзникам изъятий из экспортного контроля в стиле AUKUS. На ум приходят Германия, Франция и Нидерланды, особенно в отношении существующей военной техники. Наконец, интегрировать «лоскутное одеяло национальных оборонных отраслей» в единую, стандартизированную европейскую оборонно-промышленную базу.

В-третьих, резко увеличить производство боеприпасов на театре военных действий за счёт многолетних контрактов на закупку боеприпасов у союзных правительств. Европейским столицам следует создать или расширить военные резервы для пополнения запасов боеприпасов, подавая промышленности сигнал о наличии устойчивого спроса. Союзники в Тихоокеанском регионе могли бы присоединиться к европейским закупочным консорциумам, снизив затраты и зависимость от перегруженных производственных мощностей США.

Эти шаги не обеспечат европейской оборонной автономии в одночасье, но они укрепят способность Европы сдерживать Россию, что позволит Америке обоснованно переключить внимание на Тихоокеанский регион.

Просчитанные риски

Такая стратегия последовательности действий сопряжена с риском, особенно ценой снижения внимания Америки к Тихоокеанскому региону перед критическим 2027 годом, когда Китай сможет взять под контроль Тайвань. Хотя китайские эксперты, такие как Эли Ратнер, признают, что Китаю будет трудно осуществить «короткое, внезапное вторжение» к 2027 году, Пекин продолжает наращивать потенциал, необходимый для вторжения на Тайвань, и может ускорить свой график, если увидит, что Америка сосредоточится на Европе, прежде чем переключиться на Тихоокеанский регион.

Союзники в Тихоокеанском регионе уже обеспокоены будущими обязательствами Америки в регионе. Австралия и Япония сопротивляются давлению США, требующему увеличения расходов, а Япония отменила министерские встречи. Многие союзники выразили обеспокоенность по поводу ухода Америки из Азии и обсудили стратегическое будущее, менее зависимое от Америки. Последовательность действий может углубить эти разногласия, предоставив Китаю возможность использовать их с помощью экономических и торговых рычагов. Однако принуждение союзников в Тихоокеанском регионе к активизации может также укрепить их потенциал, если они будут готовы действовать более самостоятельно.

Последовательность действий также ограничивает возможности дипломатической работы США. Повышенное внимание к координации европейских санкций и сотрудничеству в сфере обороны и промышленности снижает возможности создания коалиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также обеспечения военной подготовки и финансирования, необходимых для укрепления союзников в Тихоокеанском регионе.

Сроки восстановления ядерной программы Ирана создают ещё одну сложность. Хотя удары США, вероятно, отбросят иранскую программу на два года, некоторые независимые ядерные эксперты оценивают восстановление в шесть месяцев-один год. Если Иран добьётся прорывного ядерного потенциала, а Россия сохранит военную мощь, последовательность действий окажется неудачной, поскольку создаст стратегический кошмар с тремя фронтами, которого он стремился избежать.

Эти контраргументы, однако, подкрепляют аргументы в пользу быстрого выполнения, а не полного отказа от поэтапного выполнения. Вышеуказанные риски реальны, но альтернатива — ожидание, пока Китай и Россия одновременно подтолкнут США к войне — остаётся более опасной. Последовательность действий в значительной степени позволит сохранить уровень боеприпасов США и выиграть время для подготовки Америки к войне на Тихом океане, одновременно дипломатически наказав Россию и укрепив европейский потенциал сдерживания. Однако выбор поэтапного выполнения требует признания того, что сроки выполнения более узкие, чем хотелось бы, и что допустимые погрешности меньше, чем предполагают исторические прецеденты.

Использование стратегического окна

«После нейтрализации Ирана, укрепления европейской безопасности, сохранения позиций Украины и ослабления России у Соединенных Штатов появилась редкая возможность ослабить российскую угрозу в краткосрочной перспективе, одновременно оживив архитектуру безопасности Европы для сдерживания России в долгосрочной перспективе. Таким образом, Америка сможет, наконец, сосредоточить свои ресурсы и внимание на противодействии своему великому сопернику этого столетия: Китаю.

Если Соединённые Штаты используют эти следующие четыре года лучше, чем их противники, они перевернут стратегический ландшафт. Это трансформирует западный альянс из протектората в партнёрство. Это увеличит влияние Америки за счёт расширения возможностей союзников и распределения ответственности. И это избавит Америку от необходимости выбирать между обороной Европы и Тихого океана».

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...