На Валдайском форуме президент Путин говорил о разрушении пирамиды. Эту пирамиду построил Запад, разместился на её повелевающей вершине и уложил в подножие всё множество существующих в мире стран и народов, где каждый народ и страна — как послушный камень в кладке исполинской конструкции. Этот камень застыл в повиновении, вошёл в пирамиду, куда поместили его архитекторы мира. Однополярная вертикаль разрушилась, пирамида рассыпалась, разлетелась на бесчисленное количество отдельных каменьев, где каждый ощутил свою волю, свою отдельность, свою драгоценную суверенность.

Взрыв глобализма породил множество осколков, которые движутся по случайным траекториям, сталкиваются, искрят, крошатся, множат столкновения, и все усилия собрать эти каменья вместе, сложить их в новую прочную форму остаются тщетными. Страны взаимодействуют друг с другом, сшибаются, конфликтуют. Конфликты превращаются в войны. Эти войны грозят слиться в одну всеобщую, гибельную. Нынешняя дипломатия бессильна установить мировой баланс, привести мир к равновесию, создать новую архитектуру мира. Старая пирамида рассыпалась, камни, её составлявшие, разбросаны, и они вопиют. И открылась гробница, из которой встаёт мумия фараона — гигантская, в чёрном саване, бросающая на беспомощный, в противоречиях, мир свою зловещую тень.

Если человеческий разум бессилен построить гармонический мир, в котором все народы и страны найдут своё справедливое место, исключающее конфликты и войны, если управление миром традиционной дипломатией становится невозможным, не придёт ли на помощь людям искусственный интеллект? Он способен учитывать все бесчисленные явления международных отношений, все явные и неявные конфликты, устранять эти конфликты на стадии зарождения, протачивать каждой стране и народу историческое русло, не разрушая при этом русла других, соседних народов и стран. Искусственный интеллект уже сегодня управляет заводом, городом, примеривается управлять государством, ищет своё место в системе мирового управления. И не его ли имел в виду президент Путин, когда мельком упомянул о человечестве, которое в новых условиях может оказаться лишним?

Путин говорил о страхе стран и народов перед угрозами хаотизированного неуправляемого мира. Говорил о страхах народов перед угрозой мировой погибели. Тень фараона, заслонившего солнце, ложится на человечество, и оно пребывает в сумеречном состоянии. Множатся мании, срывы, неуправляемая ненависть лютых войн и насилий. Но не является ли эта сумеречность предрассветной? Не прячется ли за горизонтом новая ослепительная утопия, которая озарит человечество, раскрепостит его волю, направит эту волю от смерти — к бессмертию? Не грядёт ли утопия бессмертия, о которой совсем недавно говорили Путин и Си Цзиньпин на встрече в Тяньцзине?

Искусственный интеллект, запрограммированный на гармонию и соразмерность, и бессмертие, которое является высшей формой справедливости и гармонии.

Я написал роман «Лемнер» о человеке, который вырвался из пирамидальной кладки и не знает, куда он летит. И в своём самозабвенном полёте совершает чудовищные разрушения перед тем, как самому разрушиться и исчезнуть. Говорят, что прототипом Лемнера является Евгений Пригожин. Вы не найдёте в романе портретного сходства и психологических аналогий. Это сходство обнаружится, лишь если судьбу героя прочитать на фоне современной русской истории. Она, русская история, является главным героем романа. Лемнер — яркий, творческий, порой ослепительный, есть герой зла. Он — зло, бытовое и онтологическое. Он совершил одновременно несколько преступлений, делающих его злом. Он содеял библейское преступление — предал своего благодетеля. Данте в поэме «Божественная комедия» помещает в центр ада Вельзевула, который день и ночь грызёт своими гнилыми зубами того, кто предал благодетеля — грызёт Иуду. Президент облагодетельствовал Лемнера, он вывел его из низов, дал ему статус, «подарил» Африку, вручил армию, отправил на линию фронта, где Лемнер стал героем, любимцем войск и страны. И, получив из рук президента уникальную и славную судьбу, он предал своего благодетеля — он пошёл на него войной. Он направил на Кремль стволы своих дальнобойных пушек, скрестил на кремлёвском дворце красные стрелы своих военных ударов. Лемнер — изменник Родины. Он совершил предательство и предал свою воюющую страну, свою истекающую кровью армию. Он снял с фронта войска, оголил фронт, открыл дорогу врагу и двинул свою армию туда, откуда ведётся управление войной и страной в мучительный и грозный период истории.

Его деяния подобны деяниям генерала Власова. Обласканный Сталиным, Власов в страшную для страны годину повернул свою армию против изнывающего в боях, кренящегося государства, повёл за собой дивизии врага, открыл ему врата в Россию. Слил свою добровольческую армию с чёрной демонической армией Гитлера, несущей смерть и гибель России. Лемнер — лик генерала Власова, отражённого в чёрных зеркалах истории.

И Лемнер совершил преступление перед русской историей, перед матушкой-историей. Сегодня русская история, потерпев в 1991 году сокрушительное поражение, превратившее Государство Российское в груду исторических развалин, снова из бездны ринулось ввысь, через войны, слёзы и кровь, через великие труды и радения движется к вершине, к величию. Сегодня русская история — восходящая. И это восхождение — не дело рук человеческих, а явление божественное, двигающее историю России по таинственной исторической синусоиде. Лемнер был подхвачен этой восходящей русской историей, её несущимся ввысь потоком, получал от неё силу и доблесть, разгребал исторические завалы, чистил русло русской истории. Но разум его помутился. Он решил, что не история управляет его судьбой, а он управляет историей. Он возвысился над историей, решил прекратить её восхождение. И она его опрокинула. Не встречный отпор верных президенту войск, не увещевание благоразумных политиков — история остановила его на берегах Оки, ослепила, окостенила, ужаснула, лишила воли и разума, опрокинула и уничтожила. От него отвернулись друзья, его бросила армия — он больше был не нужен истории. Там, под Серпуховом, случилось чудо русской истории, как оно не раз случалось в периоды бед и несчастий.

Как оно случилось в 1941 году под Москвой, когда немец, не встречая сопротивления, катался на мотоциклах по Химкам. И тогда перед победоносной германской армией поднялся светоносный столб, и в этом столбе Богородица — босая, со свечой в руке пошла по снегам и гнала фашистов от Истры, Волоколамска до самого Берлина, до обугленного рейхстага. Там, под Серпуховом, опрокинув Лемнера, русская история показала свою чудодейственную природу. Но она, уничтожив Лемнера, обошлась с ним милосердно. Лемнера не кинули на эшафот, как кинули когда-то Пугачёва или Степана Разина. Его не жгли калёным железом, не рубили ему руки и ноги, не четвертовали. История милостиво его умертвила — она усыпила его среди русских снегопадов. Его не простили люди, не простила власть, но его простил Господь Бог, никого не обделяющий своей милостью. Священник в храме, желавший поставить Лемнеру поминальные свечи, не мог их возжечь. Они гасли одна за другой. Лишь сотая свеча загорелась. Эта сотая свеча отмолила у Господа Лемнера, забрала его из рук фараона.

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...