Катастрофа культуры
Сергей Черняховский
Политическая катастрофа, происходящая на Украине, понятна. Экономическая – не менее очевидна. Назревает и международная катастрофа, и чем она закончится, трудно сейчас сказать. Но на Украине нарастает и катастрофа культурного наследия: разрушение памятников.
Начиналось все с "политически мотивированных" разрушений – уничтожались памятники Ленину. Хотя для Украины их разрушение двусмысленно, ведь независимость Украины была признана именно Лениным. И именно он воспрепятствовал в 1922 году ее возвращению в состав России на правах автономии, отстояв сохранение Украины в качестве Союзной республики, то есть сохранил формальный государственный статус.
Уважать главу государства, утвердившего в стране нынешнее республиканское и конституционное правление, украинцам нужно было бы просто из чувства приличия, вне зависимости от отношения к идеям, которые он исповедовал. Но вслед за памятниками Ленину начали уничтожать памятники Кутузову, Ватутину, солдатам, освобождавшим Украину от гитлеровской оккупации.
Тут дело уже не в политике – речь идет о гуманитарной и ментальной катастрофе. Любой памятник так или иначе представляет эпоху,
Политически это вообще глупо – удары по истории вернуться сторицей. И если ты снес чужой храм или статую чужого героя, ты утверждаешь правила, согласно которым можно будет снести и твои храмы, и твоих героев. На Украине сегодня утверждаются правила, согласно которым можно уничтожать чужую память и наследие культуры.
Между тем, правители сменятся, политические оценки поменяются, а своего наследия народ лишится. Не все сегодня об этом помнят, но созданная в 1946 году ЮНЕСКО родилась из созванной еще в 1942 году в Лондоне конференции глав Минобразования европейских стран, которая собралась именно для решения вопросов о том, как восстанавливать после войны систему образования и сохранения культуры и культурного наследия.
Сегодня нужны
Нужно
Нужна встреча представителей России и Украины для обсуждения мер сохранения культурного наследия – в первую очередь, веков совместного существования в одном государстве. Нужно вето на повреждение и уничтожение любых памятников истории. И такую же встречу надо, наверное, провести с представителями всех государств на всем постсоветской пространстве.
Точно так же, как существует договор о неприменении и нераспространении ядерного оружия, нужен договор или соглашение о сохранении культурного наследия бывшей общей страны, не использовании в политической борьбе методов разрушения культурных объектов и надругательства над памятью.
К сожалению, современная практика разрушения культурного достояния во многом восходит к печальным событиям 1991 года в России. Поэтому, наверное, именно России нужно сегодня показать пример моратория на разрушение. И дело не только в том, чтобы больше не разрушать, но и в том, чтобы осудить разрушение объектов культуры как таковых и восстановить разрушенное.
Россия сегодня восстанавливает памятники, разрушенные при советской власти, но нужно восстанавливать и памятники, созданные при ней. И первую очередь те, что имеют неоспоримую художественную ценность. Следует прекратить призывы к разрушению памятников. Возможно, сами эти призывы нужно определенным образом законодательно оценивать. И нужно прекратить кампанию призывов к переименованиям. Исторический объект люди все равно будут называть тем именем, которое для них наиболее значимо. В свое время даже приговор "забыть Герострата" лишь увековечил его память.
Примерно понятно, как можно прекратить спор вокруг названий объектов культурного наследия, улиц и городов. Это нужно сделать так, как сделано в Конституции РФ, где установлено, что наименования "Россия" и "Российская Федерация" равноправны. И так, как это сделано в гимне северной столицы России, где одновременно звучат все три имени города:
Те объекты, которые в своем наименовании вызывают споры, должны сохранить двойные наименования. И если мы восстанавливаем один памятник, то мы не должны разрушать другой, даже если он стоял на месте восстанавливаемого.
Новая политика 7.03.2014