«Вечная Россия» — картина Ильи Глазунова

Наступающий год уже объявлен президентом России В.В. Путиным Годом единства народов России. Дело хорошее. Но есть одна понятийная «непонятка», фундаментальная трудность — как называть народ России? И кто такие Русские? Ведь сегодня понятие «русские» (в значении существительного) многозначно:

1. Русские как этнос, как этническая общность (иначе — «этнически русские», как русская национальность в СССР, как русаки, как часть восточных славян) — это такая принадлежность людей к русскому народу, которая имеет кровнородственный характер. Именно эту кровнородственную связь поколений отметил В.В. Путин: «Я русский человек и у меня, как говорится, кругом в роду Иваны да Марьи». До 20-х годов ХХ века русские как этнос обозначались понятием «великороссы», которое потом стало вымываться из языка, сейчас практически не употребляется и обозначается в словарях как устаревшее.

2. Русские как народ, как этнокультурная общность (или «культурно русские») — это культурно-историческая общность людей с этнически разнородными корнями, но этнически принадлежащих в основной своей массе к трём ветвям русского народа (русские, украинцы, белорусы), говорящих и думающих на русском языке, считающих себя русскими, а русскую культуру своей. Понятие «русский народ» вбирает в себя всех тех представителей иных этносов, которые полностью интегрированы или ассимилированы в русскую социокультуру (т. н. обрусевшие). В этом смысле «русские», как сказал В.В. Путин, — это больше, чем национальность, это ещё и культурная, и историческая идентичность. То есть, понятие «русский народ» отражает уже не столько национальность (т.е. не столько кровнородственную связь поколений, как у этноса), но прежде всего, культурную идентичность. Примерно в этом же ключе даётся определение «русского» Всемирным Русским Народным Собором: «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». В «Стратегии государственной национальной политики России до 2036 года» заявлена необходимость укрепления объединяющей роли русского народа, в т.ч. обеспечения благоприятных условий для сохранения и развития культуры русского народа.

«Русские» как политическая нация имеет, в свою очередь, два значения:

3. «Русские» как федеративная политическая нация (иначе — современная «русская нация», в Конституции РФ называющаяся «многонациональный народ Российской Федерации», синоним понятия «россияне») — это современная многоэтническая, политическая и социально-экономическая общность людей, сложившаяся в Российской Федерации, признающая объединяющими русский язык и культуру. Эта общность выступает как союз народов России (при доминирующем влиянии русского народа) с идеей единой государственности для защиты, развития и распространения интересов этого союза. Русский народ выступает как государствообразующий народ. Русский язык выступает как язык межнационального общения. Пример принадлежности к такой общности дал И.В. Сталин, заявивший, что он — не грузин, а русский грузинского происхождения. Говоря о важности такой общности, В.В. Путин в конце 2023 г. решительно заявил: «Мы будем строить русскую нацию». Быть русским в данном смысле означает, прежде всего, ответственность за сбережение России (В.В. Путин).

4. «Русские» как цивилизационная политическая нация (как имперская политическая нация, как политическая нация «самобытного государства-цивилизации») — это историческая, надэтническая, политическая и социально-экономическая общность людей, сложившаяся в ходе формирования русского имперского государства (самобытного государства-цивилизации), использующая русский язык как язык общения и русскую культуру как объединяющую. До 1917 года в Российской Империи эта многонациональная общность называлась «русские» (император Николай Первый объяснял французу А. де Кюстину, что русскими являются и остзейский барон, и грузинский князь, и молдавский господарь, и малороссийский козак, и татарский мурза), в СССР — «советский народ». В этом смысле вполне естественно говорить, что «русская цивилизационная (имперская) нация» — это единая наднациональная общность, а точнее, — это римляне Третьего Рима. Патриарх Кирилл, выступая на ВРНС 19 ноября 2025 года заявил, что мы должны понять и принять тот факт, что Советский Союз оставался Третьим Римом, как и современная Россия является Третьим Римом. Если сказать коротко, то русская нация — это цивилизационное единство триединого русского народа и «нерусских русских».

Правильное понимание понятия «русская нация», как цивилизационного единства приобретает особое значение в нынешних условиях, когда указами Президента России открыты двери в Россию людям, придерживающимся традиционных ценностей, из стран, в которых преследуются традиционные ценности (в основном это страны Западной цивилизации), а также ценных специалистов из разных стран мира, чья квалификация может быть полезна для России.

Важно также понимать, что сейчас идёт формирование нового «полифоничного мира», в котором к русскому государству-цивилизации будут тяготеть страны евразийского пространства, исторически связанные с нашей цивилизацией общей исторической судьбой и для них вопрос цивилизационной идентичности встанет предельно остро. Им важно понять: как можно остаться, например, киргизом или грузином и одновременно стать русским? Поэтому упорядочение понятия «русский» становится проблемой национальной безопасности.

Необходимо срочно озаботиться возвращением в язык понятия «великороссы», вернуться к концепту «триединого русского народа» и утверждать приоритетным в научном дискурсе и правовом поле понятие «русские» за цивилизационной (имперской) общностью — русской нацией.

P.S. Составители приглашают всех не равнодушных к судьбе русского народа принять участие в обсуждении термина «русские», что позволит, соборно разобравшись, завершить его редактирование. Общественное обсуждение будет проводиться на площадке сайта Русской народной линии.

ИсточникРусская народная линия
Фёдор Папаяни
Папаяни Фёдор Алексеевич (р. 1955) — учёный, публицист и общественный деятель. С 2016 г. эксперт Изборского клуба, сопредседатель Изборского клуба Новороссии и академик Международной славянской академии (МСА). Член Русского собрания. С 2022 г. постоянный член Изборского клуба. Подробнее...