Банк отказал инвалиду в ипотеке. Обычная история. Ничего выдающегося. А теперь давайте добавим подробностей: банки отказали в ипотечном кредите ветерану СВО, снайперу, ставшему инвалидом, кавалеру ордена Мужества Анатолию Кольчинскому (позывной «Пионер»).

Чтобы совсем «подбить» тему: фото этого ветерана размещают на огромных билбордах в Москве, прямо указывая, что это — Герой Великой России.

Отдельно, конечно, хочется отметить: отечественная бюрократия готова именовать человека «героем» и выделить в его честь недешёвую рекламную площадку. А вот жилплощадь почему-то выдать не спешит, вынуждая ветерана идти в банк, чтобы впрячься в кабалу ипотеки.

Достоинство

Как ветеран СВО, Кольчинский имеет достойную пенсию. У него были деньги на предварительный взнос. Его кредитная история безупречна. Но в банке всё равно ответили отказом: дескать, инвалид, 1-я группа.

Сам Кольчинский описывает ситуацию с горькой иронией:

«Получается, что, получив увечье, защищая свою страну, я становлюсь нежелательным клиентом для банков?
Парадокс, достойный пера сатирика, но в то же время – горькая ирония судьбы. Ведь именно ради этого государства я потерял часть своего здоровья.
Я понимаю, что современные банки – это частные структуры, руководствующиеся исключительно коммерческими интересами. Для них война, похоже, не начиналась, главное – это прибыль, а не заслуги перед Отечеством. И эта холодная, бездушная логика ставит меня, ветерана, в положение, когда я не могу позволить себе элементарного – иметь собственный кров».

Выгода

У меня, как у экономиста, первая реакция была: «Ну да, коммерческий банк отказал инвалиду 1-й группы. Ну так логика у них простая: много ли из такого можно вытянуть?» — потому что ипотека — это узаконенный грабёж.

Потом я вспомнил ситуацию, которой занимаюсь уже долгое время: квартиры, положенные военным, росгвардейцам, сотрудникам МВД и прочих силовых структур. Бюрократия настолько системно игнорирует это своё обязательство, что более 150 тысяч семей (СЕМЕЙ! т. е. людей раза в три минимум больше) до сих пор не только без квартир, но даже без сертификатов на них (с заниженной стоимостью!).

После начала СВО количество таких семей должно было только увеличиться. И, как теперь выясняется, бюрократия не считает нужным выполнять это обязательство даже по отношению к тем, кого публично назвала героем.

Коммерция

И ладно бы бюрократия. Но банку же, по идее, ипотека выгодна при любых раскладах: если человек исправно выплачивает взносы, банк получает больше, чем стоит квартира. Если же человек вдруг теряет возможность платить, то банк получает квартиру (которую может опять отдать в ипотеку уже другому человеку).

Но «Пионеру», скорее всего, отказал государственный банк. И тут возникает уже вопрос: а почему такие структуры не заставляют реализовывать государственную политику? Почему такая компания ведёт себя так, будто она обычный участник рынка, хотя имеет государственный статус?

То есть в той части, где государственный статус даёт конкурентное преимущество (например, более высокая стабильность), такие фирмы пользуются с удовольствием. А как только речь заходит об обязательствах, которые накладывает статус «государственного», тут ничего подобного. Фирма начинает действовать как коммерческое лицо.

Это самое натуральное злоупотребление монопольным положением. Которое оборачивается не только самым натуральным людоедством, но и откровенной дискредитацией государства.

Дискредитация государства

И это не пафосные слова. Давайте посмотрим на два абзаца из письма Кольчинского:

«В моей памяти еще свежи воспоминания о том, как я добровольно отправился на защиту интересов НАШЕГО (выделено мной, МГД) государства».

и другое, уже в контексте отказа от банка:

«Ведь именно ради ЭТОГО (выделено мной, МГД) государства я потерял часть своего здоровья».

Ефрейтор Кольчинский служил снайпером. Поэтому он знает толк в точности выстрела. Но вряд ли он имеет многолетний опыт публицистики, чтобы вытачивать слова до снайперской точности. Он пишет так, как чувствует. Потому когда он вспоминает о том, как уходил на войну, то у него это «НАША страна». А когда рассказывает о бездушном банке, то рука невольно выводит про «ЭТО государство».

Возможно, с коммерческой точки зрения всё так и должно быть. Возможно, с этой позиции и надо плевать на тех, кто защищает нашу Родину, теряя здоровье. Но что-то мне подсказывает, что с ГОСУДАРСТВЕННОЙ точки зрения так быть не должно.

ИсточникДзен
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...