НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ, СТАРАЯ ИГРА

Шамиль Султанов

Почему именно миллиардер, олигарх Петр Порошенко стал новым украинским президентом после так называемой «антиолигархической революции»?

Во-первых, и это самое главное, «Вашингтонский обком партии» именно на него сделал прямую и однозначную ставку, поставив задачу победы сразу в первом туре. Не случайно, Киеву МВФ официально выделил кредит в 18 миллиардов евро именно в тот период, когда все социологические службы дружно стали показывать, что Порошенко является безусловным фаворитом президентской гонки. Американцы тем самым очень понятно продемонстрировали всем украинским финансово-промышленным группам своего безусловного фаворита.

Английский язык до Киева доведет

Именно Порошенко имел наибольшее количество конфиденциальных встреч с «американскими гостями», которые инкогнито приезжали в Украину в течение апреля-мая, чтобы переговорить с будущим украинским президентом. Тем более что Порошенко хорошо говорит по-английски. Именно американцы порекомендовали ему взять за основу грузинский опыт экономических реформ Саакашвили-Бендукидзе.

Почему Порошенко пришелся по нраву американскому Белому дому, а не та же, например, Юлия Тимошенко? Прежде всего, потому что, в силу определенных интимно-финансовых причин, Порошенко гораздо более управляем, чем Тимошенко. Извечная проблема любого олигарха: чем больше у тебя денег, тем труднее сохранять тайну их происхождения. А Юля сделала очень практические выводы из злоключений своего бывшего покровителя и бывшего премьера Лазаренко, который прятал деньги в США, а потом там же получил длительный тюремный срок.

Кроме того, Тимошенко в последнее время все более и более ориентировалась на Германию, отношения с которой у американцев стали осложняться. Наконец, в отличие от той же «газовой принцессы», Порошенко не вызывает категорического неприятия у Кремля. Более того, есть люди в Москве, которые вполне серьезно убеждены, что у них есть рычаги воздействия на нового украинского президента.

Президент всех мафий

Во-вторых, Порошенко оказался наиболее приемлем и для основных украинских олигархических группировок. В отличие, например, от Тимошенко – представительницы «днепропетровской группировки» или Януковича, который полностью полагался на «донецкую мафию» — у Порошенко нет своего особого клана. Более того, даже полноценная команда у нового президента отсутствует. А это означает, что он должен будет обязательно договариваться с большинством главарей финансово-промышленных групп страны. В узких украинских кругах считают, что «феномен Януковича», который опирался только на три основные олигархические группировки, прессуя все остальные, при Порошенко не повторится.

В-третьих, непосредственно украинский электорат проголосовал за Порошенко опять-таки в силу нескольких причин. Самая главная заключается в том, что люди напуганы тем, что происходит в стране: растущим хаосом, угрозой гражданской войны, политическим тупиком. Кроме того, и это также важно, Порошенко, несмотря на свой олигархический статус, имеет имидж обиженного властями человека. У него вроде бы были неплохие отношения и с Кучмой, и с Ющенко, и с Януковичем, но в решающий момент все эти бывшие президенты ставили барьер карьерным амбициям Порошенко. Наконец, то, что Порошенко является миллиардером, в нынешних украинских реалиях также играет за него. Большинство простых украинцев прямо или подспудно считают, что при нем коррупция наверняка не будет бить рекорды, как в предыдущие годы.

Конечно, главный вопрос для нового президента связан с будущим российско-украинских отношений.

Сам Петр Порошенко наверняка постарается взять за основу классическую модель поведения всех украинских президентов, начиная с 1991 года – «стремиться сосать двух маток», то есть играть на противоречиях между Вашингтоном и Москвой, получая бонусы и оттуда, и отсюда. Однако сейчас ему это вряд ли удастся. Ни Вашингтон, который вложил в него огромные деньги, ни Москва, которая чуть не угодила из-за Януковича в стратегический капкан, на уловки киевских гарних хлопцев уже не поведутся.

Да и сам Порошенко вряд ли сможет претендовать на лавры украинского Талейрана. Это означает, что в игре и с Вашингтоном, и с Москвой у Порошенко козырей для самостоятельной игры нет и не будет.

Чуда не будет

Но самая главная проблема и самая главная угроза заключается в том, что системный кризис украинского общества и украинской экономики продолжает набирать темпы. И ожидать чуда, что в ближайшие несколько месяцев этот внутренний кризис вдруг неожиданно прекратится, не приходится.

В экономике Украины начался закономерный спад, и он продлится как минимум несколько лет. Причем страна, несмотря на западные вливания, будет балансировать постоянно на грани дефолта. Даже в лучшем случае переформатирование этой экономики займет не меньше пяти-семи лет.

Даже если предположить, что очередного передела собственности в связи с приходом к власти нового президента не будет (во что не особенно верится), противоречия внутри политической элиты в условиях сворачивания экономических связей с Россией будут обостряться.

Украина вступает в новый политический период. Старые властные структуры, типа «Батькивщины» и Партии регионов, будут сходить на нет. Начнется быстрый закат политической карьеры таких фигур, как Тимошенко, Турчинов и т.д. В преддверии намеченных уже на осень нынешнего года парламентских выборов начнут выдвигаться на первый план совершенно новые лица и новые политические структуры. И здесь очень важно, как в этой ситуации поведут себя главные геополитические игроки – Вашингтон, Берлин и Москва.

США и Россия продемонстрировали, что хотя Украина очень важна для их национальных интересов, особенно для Москвы, тем не менее, воевать друг с другом они не будут.

Впереди затяжные, сложные переговоры между Западом и Москвой по поводу судьбы Украины. И во многом, если не решающим образом, все будет зависеть от того, какие союзники появятся у Москвы и Вашингтона в ближайшие месяцы внутри страны.

По материалам wordyou.ru

Шамиль Султанов
Султанов Шамиль Загитович (1952-2022) – российский философ, историк, публицист, общественный и политический деятель. Президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир». Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...