УРОКИ РЕЛИГИИ – ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Максим Шевченко
Русская православная церковь получила право безвозмездно "арендовать" для воскресных школ помещения московских общеобразовательных учреждений. По данным газеты "Коммерсант", воскресные школы будут работать в школах во внеурочное время, чаще всего по воскресеньям. При этом школы не обязаны заключать такие договоры об аренде с Церковью, решение остается за управляющим советом школы, при этом в будущем доступ к аренде школьных помещений могут получить и представители других конфессий.
По мнению члена президентского Совета по межнациональным отношениям, журналиста, в прошлом преподавателя в православной гимназии Максима Шевченко, религия обязательно должна присутствовать в школах, как неотъемлемая составляющая академического, классического образования.
Вопрос: В Москве предлагают обычным муниципальным школам давать в "аренду" Церкви свои помещения под воскресные школы. Как Вы относитесь к этой идее?
Максим Шевченко: Я отношусь к этому отлично. Религиозное просвещение — это прекрасно, и для детишек это благо. Я вообще всегда выступал за то, чтобы закон Божий был включен в программу школьного преподавания. Для тех родителей, которые бы хотели этого. Не для всех, конечно. Может, у кого-то родители убежденные коммунисты и не хотели бы религиозного образования для своих детей, я уважаю их убеждения, но я уважаю также и представителей традиционных религий и их право иметь в сетке школьного образования часы, которые тратились бы на законных основаниях на обучение традиционным принципам, которые приняты в их семьях и их народах.
Вопрос: Дети часто жестоки, не приведет ли это к тому, что вместо межрелигиозного мира в школах дети будут расти с молодых ногтей в атмосфере межрелигиозной вражды?
Максим Шевченко: Чего мы так заботимся о межрелигиозной вражде, будто мы с вами живем в Раю? Будто если сейчас детишкам начать преподавать закон Божий, то межрелигиозная вражда вспыхнет неугасимым пламенем. Это бред либеральных журналистов. Мир сам по себе — это и есть межрелигиозная война. Так было всегда, потому что это природа людей. Либералы убеждены, что они якобы снимают религиозные, гендерные, национальные противоречия, и тем самым они приводят людей к миру, хотя на самом деле просто лишают людей чего-то человеческого. Лишают людей права быть людьми, потому что люди "состоят" и из мира, но и из вражды тоже. Человек состоит из понимания того, кто есть он, и кто есть не он. Понятие "ты мой" так же важно для личности, как и понимание "ты чужой". Люди должны учиться разговаривать с детства с теми, кто на них непохож.
Все попытки либералов или примитивных, диванных социалистов превратить человека в безнациональное, бесполое и внерелигиозное унифицированное животное я считаю сатанинскими, поэтому сопротивляться им нужно даже с оружием в руках, если потребуется. Вот ДНР и ЛНР противостоят силой оружия либерализму. Различия — часть человеческой природы.
Вопрос: Почему именно сейчас появилась такая идея, когда с одной стороны в стране масса более насущных проблем, а с другой патриотическое крыло нашего общества наконец-то выступило единым фронтом, объединившись в поддержке происходящего в Новороссии? Кто-то хочет расколоть это единство?
Максим Шевченко: Я не знаток желаний. В этом пусть разбираются демоны. Даже Бог желаниями не особенно интересуется. Вопрос в том, что вводя в школу воспитание традиционных навыков, мы приучаем ребенка и к метафизическому пониманию мира. Ребенку на одном из уроков будут объяснять: Бог есть, Бог это не культурное измерение, это не феномен культуры, литературы, языка или психологии. Пусть на другом уроке им другой учитель скажет, что Бога нет, но дети хотя бы будут знать, что есть люди, убежденные в том, что Бог реально есть.
А наша патриотическая общественность должна подходить к этому вопросу не с точки зрения патриотизма, а с точки зрения здравого смысла. При этом я, конечно, не противопоставляю патриотизм здравому смыслу. Я оцениваю уроки религии в школе как антропологическую задачу — восстановление целостности человека.