Новый СССР на Ближнем Востоке
Шамиль Султанов
Сегодня именно ИГИЛ имеет самую мощную систему пропаганды в мире, а его появление уже можно сопоставить с появлением в свое время большевизма и национал-социализма, считает руководитель Центра стратегических исследований "Россия — исламский мир" Шамиль Султанов. В рядах ИГИЛ воюют выходцы из 87 стран, которые намерены построить самое справедливое в мире государство.
"Я в Таджикистане спросил: что будет, если сюда придет ИГИЛ? Мне ответили: его поддержат 90% населения. Потому что уровень коррупции, нищеты и разграбления таков, что с исламским государством у людей связаны последние надежды", — рассказал Султанов.
По мнению руководителя Центра стратегических исследований "Россия — исламский мир", душеспасительными беседами в мечетях идеологию ИГИЛ не победить. "В современном мире проблема поиска смысла жизни резко обостряется. Люди приезжают воевать за ИГИЛ, потому что считают: вот это дело, за которое можно отдать свои жизни. Евреи из Европы едут воевать за ИГИЛ. А история показывает, что побеждают те идеологии, где сосредоточено больше людей, готовых отдать свои жизни… Идеология — это не лозунги и не восклицания. Это коллективная работа миллионов", — пояснил Султанов.
Идеи халифата сродни идеям большевиков: вся элита мусульманского мира выступает против идей ИГИЛ, в то время как "простые люди поверили и клюнули на это", отметил заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин.
Всемирный союз мусульманских ученых даже сформулировал и опубликовал десять принципов, почему ИГИЛ не может быть халифатом. Но сторонники ИГИЛ не верят подобным принципам.
ИГИЛ создало "радикальную утопию о рае на земле", и просто так убрать его с карты мира не получится как минимум в течение нескольких десятилетий, если не столетий, считает Султанов.
По его словам, за ИГИЛ стоят вовсе не США — они хотели бы создать под видом халифата марионеточный режим, но пока не получается. Америке выгодно, чтобы в ИГИЛ было больше казней и Средневековья: "Чтобы весь мир ужаснулся, и тогда прибежали США и заменили "неправильный халифат" на "правильный либеральный". То есть, у Америки есть свой интерес завладеть этим проектом, но не известно, чем это все кончится".
Султанов напомнил, что территория Исламского государства стремительно расширяется. Воевать с ИГИЛ армии арабских государств не могут, да и не хотят. Тем временем в мире происходят подвижки к более лояльному отношению к халифату. "Уже папа Римский сказал: двери для переговоров с Исламским государством должны быть всегда открыты. Уже и Обама примерно это говорит. Хотя год назад в мире была другая риторика. Те же США категорически заявляли: уничтожить", — говорит Султанов.
По его словам, создавали ИГИЛ "не просто какие-то любители из разгромленной Аль-Каэды". Это мощная структура, и до сих пор на Западе толком не знают, кто за ней стоит. "Мы даже не знаем, кто входит в реальное руководство, — отметил эксперт. — В Багдаде сидят какие-то подставные фигуры".
По одной из версий, ИГИЛ управляется разведкой покойного диктатора Саддама Хусейна. "В Ираке была одна из самых сильных в мире спецслужб, которую в свое время учили специалисты из КГБ. Когда в 2003-м американцы вошли в Ирак, на улице оказались 90 тысяч офицеров иракской армии, из них 12 тысяч спецслужбистов. Первым решением нового руководства Ирака была люстрация. Куда делись эти офицеры разведки? Я сомневаюсь, что они ушли торговать на базаре", — говорит Султанов.
wec.ru 9.12.2014