ВСЕ РЕШИТ СЛЕДУЮЩИЙ ГОД
Михаил Леонтьев
– Все, что не убивает, делает нас сильнее – в этом плане для России год был очень хорошим. С другой стороны, он стал «разогревом» перед следующим, именно 2015–й станет переломным: либо мы переборем, либо нас.
С Олимпиадой у нас все здорово получилось, но она жила в контексте совсем другой политики и, к сожалению, ушла из мейнстрима. Сейчас у нас на самом деле – война, пока только холодная. И ставка в ней – субъектность России, ее независимость, суверенитет.
Украинский кризис готовился долгие годы именно с целью поставить Россию перед выбором: либо она соглашается с неприемлемым ущемлением своих интересов (а значит, отказывается и от интересов как таковых), либо втягивается в конфликт. И дело даже не в присоединении Крыма. Можно было его не присоединять, а вступить в глобальную конфронтацию на Украине. Формы тут вторичны.
Речь о том, что переворот и включение Украины насильственным путем в военное пространство США создает для России ситуацию, неприемлемую с точки зрения ее безопасности. И ни одна власть в РФ не может сохранить легитимность, оставшись равнодушной к той части своего народа (потому что у нас все–таки один народ).
В какой–то степени украинский кризис – это ловушка. И с точки зрения экономической политики мы оказались к ней не готовы. Потому что эту политику у нас осуществляют люди, которые готовились к полной адаптации с нашим противником – Улюкаев в большей степени, Силуанов и Набиуллина – в меньшей. Но все они адаптеры американской модели.
А между тем следующей поворотной точкой года стала экономическая война против России, мы ее видим. Падение цен на нефть – результат такого же давления на страны Залива, какое оказывается на Европу в части санкций. Добыча нефти в регионе эскалируется, в том числе задействованием ИГИЛ. И в ущерб самим странам – к примеру Саудовская Аравия в следующем году обречена на дефицит бюджета. Плюс это попытки отвлечь Китай от российских нефти и газа. Переориентацию рынка на Восток в этом году тоже стоит отметить, хотя это надо было делать раньше и вышло бы выгоднее.
Но пока итоги всех этих процессов подводить еще рано, все решит следующий год.