О пробуксовке в развитии ЕАЭС
Валерий Коровин
В самом начале 2015 года на постсоветском пространстве заработала новая интеграционная структура — Евразийский экономический союза (ЕАЭС). Именно с 1 января этого года вступил в силу договор о его создании. На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. Как заявил в конце минувшего года на заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане президент России Владимир Путин, ЕАЭС «будет работать на универсальных, прозрачных принципах, понятных для всех, в том числе на основе норм и принципов ВТО". "Мы вместе создаем мощный притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 млн человек. Наш союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти», — подчеркнул президент.
Как вы оцениваете перспективы ЕАЭС? Поможет ли эта интеграционная структура укреплению и развитию российской экономики?
— Перспективы ЕАЭС были бы куда более серьезными, значительными, если бы все не было вновь сведено исключительно к экономическим принципам, если бы не были выведены за скобки политическая и геополитическая составляющие этого интеграционного объединения.
К сожалению, в очередной раз руководители постсоветских государств испугались Америки, которая грозит санкциями всякому, кто хотя бы допускает возможность восстановления постсоветского пространства. Поэтому пока проект ЕАЭС сводится только к торговле, обмену товарами, отмене таможенных барьеров, формированию единых тарифов на внутренние перевозки. Это само по себе неплохо, т.к. укладывается в модель «автаркии больших пространств», разработанную немецким экономистом Фридрихом Листом еще в начале XX столетия. Эта модель помогла и Европе восстановиться после Первой мировой войны, и самим США окрепнуть после Великой депрессии, применив эту теорию в виде т.н. «кейнсианства», инсуляции и государственного протекционизма – всего того, что сейчас реализуется на евразийском пространстве Путиным, Лукашенко и Назарбаевым в формате ЕАЭС. Поэтому сама инициатива о создании такого объединения имеет важное значение, поскольку государства на постсоветском пространстве до сих пор не могут вырваться из экономической депрессии, которая стала следствием распада СССР.
Что касается российской экономики, то, безусловно, на уровне торговли, сельского хозяйства и промышленного производства Россия неизбежно начнет переживать внутренний рост и интенсификацию экономических процессов. Но на макроэкономическом уровне, на уровне финансов и фондовых рынков, наша страна существенно зависит от глобальной финансовой системы и в этом смысле абсолютно не суверенна. Без серьезных революционных изменений в самой России, особенно в части экономического устройства и Конституции, создающей предпосылки нашей финансовой зависимости, избавиться от этой зависимости мы не сможем.
Таким образом, деятельность ЕАЭС станет пока лишь механизмом определенного стимулирования реального сектора нашей экономики, малого и среднего бизнеса, однако не поможет отрыву наших макроэкономических и финансовых институтов от глобальной финансовой системы Запада. Этого можно достичь только с помощью кардинальных структурных изменений и финансовой суверенизации России.
Регионы 18.01.2015