Нестабильность в Аравии нам выгодна
Шамиль Султанов
Есть данные, что определенные группировки королевской семьи с симпатией относятся к «Исламскому государству», «Даиш» — по-арабски. Есть закрытые опросы, согласно которым 92 процента саудовцев поддерживают, симпатизируют «Даиш». На этом фоне есть слухи, что некоторые заключили соглашение или имеют прямые контакты с «Даиш».
На Ближнем Востоке в политике ключевым всегда является фактор силы. Кто сильный, тот главный игрок. «Даиш» за последний год превратился в значимую силу на Ближнем Востоке. Фактически сейчас боеспособность «Даиш» де-факто уступает только двум армиям в регионе — Турции и Ирану. «Даиш» уже сильнее, чем Саудовская Аравия, не говоря уже об Иордании или других странах.
В целом высшая саудовская элита настроена проамерикански. Специфика семейной монархии, как называют Саудовскую Аравию, заключается в том, что вся власть сосредоточена в руках у королевской семьи, внутри королевской семьи — у определенной группировки, которая насчитывает приблизительно 100 — 120 ключевых людей. Им, конечно, наплевать на общественное мнение, что там о них думают.
Вопрос в другом. «Даиш‹ — одна из мощных арабских группировок, которая воюет, и в ней есть саудовцы. Когда мы говорим «саудовцы», подразумеваем не людей с улицы, а представителей определенных благородных семей. По некоторым данным, 5 или 6 тысяч саудовцев сражаются на стороне «Даиш», и речь идет о представителях определенных элитных группировок. Даже их участие в делах «Даиш» уже свидетельствует о неком обострении.
У меня есть такая гипотеза… Если ситуация обострится, – не сейчас, но через год-два, – то группировки могут прибегнуть к помощи со стороны вооруженных сил «Даиш».
Если говорить цинично, то турбулентность и неспокойствие обязательно повлияют на цены на нефть — они пойдут вверх. Любая нестабильность в Ливии или Саудовской Аравии очень хорошо влияет на цену на нефть. Понятно, что это очень важно для России. Что касается долгосрочных моментов, то честно скажу, что мы не участвуем в сложных играх внутри саудовского двора — у нас нет в этом никаких интересов.
Бизнес-онлайн 24.01.2015