Почему европейцы меняют позицию
Леонид Ивашов
По сути, если предложения будут приняты сторонами конфликта, то это означает реальный поворот от войны к миру. С чем связан такой разворот в европейской политике «ВМ» спросила у Президента международного центра геополитического анализа Леонида Ивашова.
— Леонид Григорьевич, последние события говорят о том, что в доселе согласованной американо-европейской политике наметился некий раскол. Так ли это и в чем заключается причина?
— Мы сегодня наблюдаем два процесса – европейский и американский. Первый — когда лидеры Евросоюза начинают понимать, что события на Украине сильно бьют по экономике мощнейшей страны – Германии. Кроме того, сегодня в Европе распространяются антигерманские и где-то даже антифашистские настроения, подразумевая опять же Германию. И греки, и итальянцы, и испанцы уже начинают высказывать в адрес своих лидеров и в адрес Германии, в частности, госпожи Меркель, свое неудовольствие. То есть, в общественном мнении нарастает антигерманизм и Ангела Меркель, безусловно, это понимает. Французы так же понимают то, что украинцы уже бегут от войны во Францию. Плюс разворошенный американцами Ближний Восток, который тоже дает увеличивающийся наплыв беженцев. Собственно, Франсуа Олланд тоже сейчас мечется. Поэтому европейские лидеры и предлагают план, и я полагаю, серьезный план, чтобы прекратить военные действия и запустить мирный процесс по всей Украине.
Но, американцы не для этого раскручивали ситуацию на Украине, чтобы замириться. Для них очень важно, и они этого не скрывали, рассорить Европу и Россию. Один из известнейших политиков США — исполнительный директор Института глобальных перспектив при Колумбийском университете Пол Кристи сказал, что Украина должна стать барьером, или завалом, который рассорит Европу и Россию. Поэтому американцы делают все, чтобы продолжить эту братоубийственную войну. Тем самым, они подрывают позиции своих экономических и политических конкурентов в лице Евросоюза. И, конечно, санкциями, и той бедой, которая разразилась на Востоке Украины, они подрывают позиции России. Поэтому, вся эта ситуация была затеяна для того, чтобы война разрасталась. Америке мирный план сейчас не нужен.
— В этой связи возможно ли вступление России в войну на Украине?
— Нет, нам это не нужно. Если и прежде не удалось втянуть Россию в войну на Украине, то и с раскруткой мирного плана, который накануне обсуждали Путин, Меркель, Олланд – Россия не втянется в войну.
— Леонид Григорьевич, но ситуация развивается так, что военное присутствие недружественного нам НАТО подходит все ближе к нашим границам. Чем мы можем ответить?
— Я еще и историк, и люблю аналогии. Когда в 1949 году создали НАТО, и началось движение к нашим границам, Сталин ответил ассиметрично. Мы признали Китайскую Народную Республику и тут же с ней заключили полномасштабный договор и, в том числе, в плане безопасности. Вот и сейчас мы уже ответили, развернувшись на Восток. Тройка министров иностранных дел (РФ, Китая и Индии), которая недавно заседала в Пекине (2 февраля 2015 года в Пекине прошло заседание 3-х министров иностранных дел — прим. «ВМ»), — вот это и есть ответ. Мы показали, что можем сократить сотрудничество с Западом, и развернуться в другую сторону. Я не исключаю, что именно эта встреча министров трех могучих государств мира заставила европейцев пересмотреть свои планы. Причем формат, содержание этой встречи — это не просто разговор о двухсторонних или трехсторонних отношениях. Там четко было заявлено о необходимости менять финансовую систему, то есть, уходить от доллара. И, конечно же, там речь велась и о мировой политике, в том числе, и Украине. Европейцы почувствовали, что создается новый центр мира. Следовательно, надо скорее бежать от Америки и начинать дружить с будущим мировым полюсом. Я не исключаю, что именно вот эта встреча подтолкнула Олланда и Меркель быстренько начать завершать украинские проблемы.
— И США это «проглотят»?
— Мы видим, что американцы создают в своих вооруженных силах 6 новых штабных структур. Это силы быстрого реагирования. 4 государства стоят в первом эшелоне так называемой «защиты» – это страны Балтии, Польша. Румыния и Болгария – во втором эшелоне. Это структуры, у которых есть в наличии не только 30 тысяч человек личного состава, о котором говорят, но они могут принять с американского континента и новые силы для других направлений.
Это, конечно же, антироссийская акция и на нее нужно отвечать не только дипломатически, но и наращивать свои ударные группировки на этом направлении.
Вечерняя Москва 9.02.2015